Научное и квазинаучное познание. Отличительные признаки квазинауки

КОХАНОВСКИЙ:

  Познание не ограничено сферой науки: — знание за пределами науки, — существуют специфические формы знания, связанные с философией, мифологией, политикой, религией и т.д., — различают также — знания на 1) понятийной, 2) символической, 3) художественной основе, Специфика научного познания — получение объективного, истинного знания. Троякая задача научного познания: — а) описание, — б) объяснение и — в) предсказание процессов и явлений. Вненаучное знание — не выдумка и не фикция: — особый наситель, сообщество, — свои нормы, эталоны, — свои источники и — свои понятийные средства. Различают следующие формы вненаучного знания: — паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное. Паранаучное — несовместимое с имеющимися гносеологическими стандартными, касающееся феноменах, объяснение которых не является убедительным с т.зр. науки. Лженаучное — сознательно применяющее домыслы и предрассудки, науку объявляет делом неудачников; характеризующееся — малограмотным пафосом, нетерпимостью, претенциозностью, чувствительностью к модному, отсутствием парадигмального основания, отсутствием систематичности и универсальности, близостью к квазинаучному знанию. КВАЗИНАУЧНОЕ — опирается на различные методы насилия и принуждения; связано с жесткой иерархизацией науки, не допускает критики власть придержащих; — примеры — лысенковщина, фиксизм в геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п. Анитинаучное — утопическое, сознательно искажающее действительность; противопоставляет себя науке, заманивает легкой доступоностью («лекарство от всех болезней»), расцветает в периоды социальной нестабильности, трудно искоренимо. Псевдонаучное — спекуляции на популярных теориях (древние астронавты, снежный человек, чудовище Лох-Несс). — склонность к сенсационности, признанию тайн, загадок, «умелой обработке фактов», — исследование через истолкование, — по форме — рассказ или история (СМ: дискурс!) о каких-то событиях — т.н. «объяснение через сценарий», — настаивание на своей безошибочности, — некритичность. ОСОБО — обыденно-практическое знание — элементарные сведения о природе, окружающей действительности; основано на опыте повседневной жизни, разрозненное, несистематическое, простой набор сведений; — является исходным пластом всякого знания, — чревато предрассудками, — включает в себя — здравый смысл, приметы, личный опыт, традиции, — истина фиксируется не систематично и бездоказательно, — используется неосознанно, — имеет бесписьменный характер, — ограничено фиксацией факта (например, пословицы и поговорки). ДРУГИЕ формы вненаучного знания: Игровое познание— на основе условно принимаемых правил и целей; допускает сокрытие истины, обман партнеров, — имеет обучающее-развивающий характер, — раздвигает психологические границы общения. Личностное знание — зависит от способностей конкретного индивида, не обладает общезначимостью, связано с мастерством. Народная наука — знание знахарей, целителей, экстрасенсов, ранее — шаманов, жрецов, старейшин рода. — является феноменом коллективного сознания, т.н. этнонаукой, — с появлением науки уходит на периферию, — выражается в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и т.п. — жестко связана с рецептурным, рутинным, неписанным знанием, передающимся устно от поколения к поколению, — настаивает на представлении о круговороте могущественных стихий бытия, — обращена на здоровье, земледелие, скотоводство, строительство. Паранормальное знание — учения о тайных природных и психических силах и отношениях, стоящих за обычными явлениями, — примеры — мистика, спиритизм, — использует обозначения — «внечувственное восприятие» (ВЧВ), «парачувствительность», «пси-феномены», — допускает внефизическое воздействие, — связь с экстрасенсорным восприятием (ЭСВ) и психокинезом, — ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение, — результаты невоспроизводимы повторно, — невозможность (неспособность) предсказания и прогнозирования результатов паранормального познания. Девиантное (отклоняющееся) знание — связано с людьми, как правило, имеющими научную подготовку, склонными выбирать весьма расходящиеся с общепринятыми представления, методы, объекты исследования. — как правило — одиночки, либо немногочисленные группы, — результаты, как правило, короткоживущие, как и сами акты девиантных исследований. Анормальное знание — обозначает знание и способы его получения, которые не соответствующие общепринятым на данном этапе развития науки нормам, — три типа анормального знания: — а) результат расхождения здравого смысла с нормами науки, — б) результат сопоставления норм различных парадигм, — в) результат соединения норм принципиально различных форм деятельности (Ср. эклектика). П.Фейерабенд — нерациональное имеет право на существование внутри науки. (Другие — Т.Роззак, Дж.Холтон — о банкротстве науки). — ниспровергатели научного разума: — 1) считающие статус науки сопоставимым со статусов мифов, — 2) маргинальные интеллектуалы — А.Кестлер, — 3) стремящиеся практиковать восточный мистицизм, — 4) принижающие значение актуального научного знания — «сегодняшняя физика — это всего лишь примитивная модель подлинно физического» (Дж.Холтон). Религиозное знание — претендует на особое отношение, — основано на вере и устремленности за пределы сферы рационального к сверхъестественному, — регулирует и регламентирует жизнь людей, — атрибуты — храм, икона, тексты Священного писания, молитвы, религиозная символика, — вера в отличие от знания — признание чего-то истинным на основании субъективной значимости, — не требует доказательства, вернее, само себя считает достаточным основанием, — связано с состоянием убежденности, характеризующимся одобрением или неодобрением, — вера как доинтеллектуальный акт предшествует знанию, — предполагает не доказательство, а откровение.

6. Традиции философии науки: наукоучение, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Словарь:

  «Наукоучение» — обозначение работ Фихте, в которых разрабатывается его «учение о науке». — отождествлялось с философией вообще, как «знанием знания», «наукой о сознании», в отличие от философии как онтологии — науки о бытии и знании (Декарт, Спиноза). — наукоучение — как обоснование всех частных наук, — законченная система, в которой начало («Я равно Я») есть и ее конец (Ср. Гегель), — три части — 1) учение об основоположениях, 2) учение о теоретическом «Я» и 3) учение о практическом «Я», — в конце понятие «Я» заменяется у Фихте понятием «знание», нетождественного бытию.

ИЛЬИН:

  Наукоучение — единая теоретико-методологическая доктрина науки. — идея наукоучения — далекое прошлое, впервые — Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и др., — попытки разделить теорийно-логическое, категориальное (т.е. научное) и практически-обыденное, субъективно-чувственное, морально-этическое, религиозно-мифологическое (т.е. ненаучное); То же у мыслителей Возрождения и Нового времени, а также Просвещения: — Кант, Фихте, Гегель — выявляли основоположения науки, стремились узаконить анализ науки в плане ее гносеологического статуса. — Наторп — прослеживание динамики логических основ объективного знания, — Зигварт — масштабный проект теории науки, — Гуссерль — наукоучение как нормативная антипсихологическая теория знания. Наукоучение — по А.Тарскому — стремится «создать единый аппарат понятий, который мог бы служить базисом для всего человеческого знания»: например: — Сен-Симон — на основе понятия … тяготения, — Венский кружок — на базе физикалистских критериев демаркации, — Гильберт — на основе формы законов. Три типа поиска «предельного» основания знаний — эмпиризм, рационализм, интуитивизм: — Эмпиризм — упование на «естественный свет опыта», дедуктивно-редуктивные отношения между теоретическим и эмпирическим базисами знания. — Выявилось, однако, что теоретические конструктуы несводимы к эмпирическим элементам. — Рационализм — упование на «естественный свет разума», некий базис знания в виде аксиом, в частности математических, имеющих якобы абсолютно строгий характер. — Выявилось, однако, что в матиматике есть имплицитные представления, не поддающиеся дедуктивизации, формализации. — Интуитивизм — упование на озарение, причем, в одном случае по чисто иррациональному типу, в другом — по близкому рационализму пути через введение некоего трансцендентного познанию фактора (бог, бесконечный интеллект и т.п.). — Выявилась неустранимость иррационального компонента (фидеистического). Итог — не существует абсолютного, предельного, незыблемого, непроблематизируемого базиса знания.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ:

  ПОЗИТИВИЗМ — гносеолого-методологическая установка и философское направление, согласно которым позитивное знание может быть получено только как результат сугубо научного (нефилософского) познания. — отказ от философии как «метафизики». Этапы позитивизма: — т.н. первый позитивизм — Конт, Милль, Спенсер, — наука — описание эмпирических законов; — т.н. второй позитивизм (эмпириокритицизм) — Авенариус, Мах, — наука исследует комплексы ощущений, которые в одном отношении являются психическими элементами, а в другом — физическими; — т.н. третий позитивизм (неопозитивизм) — подвиды: ——— аналитическая философия (Куайн, Поппер, Айдукевич, Остин, Гудмен, др.), ——— Венский кружок (Шлик, Карнап, Гедель, др.). — и те и другие через использование средств математической логики, сведение теоретических утверждений к протокольным высказываниям, принципов редукции, демаркации, веривикации и фальсификации; — т.н. четвертый позитивизм (постпозитивизм) — Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд — смягчение методологического радикализма предшественников, принятие установки на учет социокультурных факторов в динамике науки (истории науки, социологии и психологии науки): ——— Кун — парадигмальная концепция, ——— Лакатос — концепция методологии исследовательских программ, ——— Тулмин — популяционный подход, ——— Фейерабенд — методологический анархизм — всякий метод возможен.

Наши рекомендации