Предмет и основные концепции современной философии науки
Некрасов С.Н.
Учебное пособие
Конспект лекций по Истории и философии науки
по дисциплине «История и философия науки» для подготовки аспирантов всех научных специальностей (биологические, ветеринарные, сельскохозяйственные, технические, экономические, исторические, педагогические науки)
Екатеринбург 2011 г.
Составитель - Некрасов С.Н. профессор, доктор философских наук
Утверждено:
на заседании кафедры философии,
протокол № 1 от «03» сентября 2011 г.
Зав. кафедрой__________ /С.Н. Некрасов/
Методической комиссией финансового факультета
Протокол №___ от «___» ____________ 2011 г.
Председатель______________ / /
Декан финансового факультета
______________ /С.В. Царева/
© Уральская государственная сельскохозяйственная академия, 2011 г.
Екатеринбург, 2011
Глава 1. Общие проблемы философии науки
Предмет и основные концепции современной философии науки
Наука - это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Главными функциями науки являются объясняющая и прогностическая функции. Наука – сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания – это не однонаправленный процесс, а нелинейный, характеризующийся разнонаправленностью. Это процесс, в котором возникают новые точки роста, многообразные возможности и ситуации выбора.
Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя как часть этой действительности. Существует целый комплекс дисциплин, изучающих науку, в который входит история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и т.д. Однако науку как целостное явление изучает именно философия науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультурную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.
Философия науки стала складываться в середине ХХ столетия. Как научная дисциплина философия науки отличается от направления в западной и отечественной философии, носящего такое же название и возникшего столетием раньше.
«Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции развития научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»
Если основная цель науки – это получение истины, то основной целью философии наукиявляется ответ на вопрос, как возможно достижение истины. Специфика проблем и задач, стоящих перед философией науки делают ее дисциплиной принципиально отличной от близких ей областей научного знания, таких, например, как социология науки (исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах и т.д.), науковедение (описывает общие закономерности развития и функционирования науки), наукометрия (изучает динамику информационных массивов науки) и прочие.
Центральной проблемой философии науки является проблемы роста и развития научного знания. Все остальные проблемы и вопросы, которые обсуждаются в рамках этой дисциплины, вырастают из этой и их можно разделить на три группы:
1) проблемы, идущие от философии к науке;
2) проблемы, возникающие внутри самой науки и нуждающиеся в метаосмыслении;
3) проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий.
Существует множество точек зрения на природу философии науки. Онтологически ориентированные исследователи (А. Уайтхед) считают, что главное – это анализ и обобщение научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного образа универсума. Методологически ориентированные исследователи (критический рационализм К. Поппера) главным образом рассматривают многообразные процедуры научного исследования, анализируют предпосылки знания. В рамках неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) о философии науки говорят в наиболее широком историко-философском контексте.
Сциентистская и антисциентистская версии философии науки по-разному оценивают статус науки в культуре ХХ столетия. Если в рамках сциентизма науку пытаются освободить от всех присущих ей недостатков, абсолютизируют ее роль в жизни социума, то антисциентистская версия философии науки требует равноправия науки и вненаучных способов освоения действительности, негативно оценивает роль науки в культурном континууме.
С точки зрения дескриптивного подхода, философия науки есть описание многообразных, имеющих место в науке ситуаций. Этот подход получил широкое распространение, так как его преимуществом является его доступность: каждый ученый может внести свой вклад в развитие философии науки, изложив свои соображения относительно того или иного научного исследования.
Такое разнообразие представлений о природе философии науки связано с широким кругом проблем, на которое было обращено внимание этой дисциплины с момента ее возникновения.
Проблематика философии науки:
Первая треть ХХ в.
1. построение целостной научной картины мира;
2. исследование соотношения детерминизма и причинности;
3. изучение динамических и статистических закономерностей.
Вторая треть ХХ в.
1. эмпирическое обоснование науки;
2. сложности теоретической нагруженности фактов;
3. анализ процедур верификации и фальсификации;
4. тематический анализ науки.
Последняя треть ХХ в.
1. новое, расширенное понимание научной рациональности;
2. обострение конкуренции различных объяснительных моделей развития научного знания;
3. уточнение понятий «критерии научности», «методологические нормы» и т.д.;
4. анализ мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки.
Пытаясь решить данные проблемы, философия науки выполняет свою общекультурную функцию, выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием, пытается определить место науки в современной цивилизации.
Важнейшая характеристика знания – это динамика (его рост, изменение, развитие). Эта мысль была высказана уже в античной философии, а великий немецкий философ Г. В. Ф. Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат».
Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение – от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической. Можно рассматривать как движение от незнания к знанию и т.д.
Одним из сложнейших вопросов философии науки является вопрос «Почему развивается наука?» При описании движущих факторов развития науки сложились две «полярные» концепции, которые называются интернализм(от латинского internus - внутренний) и экстернализм(от лат. externus - внешний). Суть интернализма заключается в том, чторазвитие науки имеет внутреннюю детерминацию, обусловлено внутренне присущими научному познанию закономерностями. То есть движущей силой развития науки, с точки зрения интернализма, являются внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы. Принцип экстернализма заключается в следующем:развитие науки имеет внешнюю детерминацию, то есть динамика научного познания обусловлена действием внешних социально-исторических факторов или источником развития научных идей объявляются экономические и политические факторы.
Дилемма «экстернализм - интернализм» представляется неразрешимой только тогда, когда обе эти позиции абсолютизируются. Наиболее плодотворной представляется идея диалектического единства внутренней и внешней детерминации развития науки. С этой позиции, движущие силы развития науки находятся в отношении дополнительности. Внутренняя детерминация определяет логику развития научных идей. Внешняя – определяет доминирующие тенденции развития науки в тех или иных социальных условиях.
В современной западной философии проблема роста, развития знания – это центральная проблема философии науки. Она ярко представлена в эволюционной эпистемологии (Ж.. Пиаже), основная задача которой - выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и построение на этой основе теории эволюции науки.
Эволюционная модель строится по аналогии с теорией Ч. Дарвина и объясняет развитие науки через взаимодействие процессов «инноваций» и «отбора». С этой точки зрения, можно выделить следующие основные черты эволюции науки:
1) Интеллектуальное содержание дисциплины, с одной стороны, подвержено изменениям, а с другой – обнаруживает явную преемственность.
2) В интеллектуальной дисциплине постоянно появляются пробные идеи или методы, однако только немногие из них завоевывают прочное место в системе дисциплинарного знания. Таким образом, непрерывное возникновение интеллектуальных новаций уравновешивается процессом критического отбора.
3) Этот двухсторонний процесс производит заметные концептуальные изменения только при наличии некоторых дополнительных условий. Необходимо существование, во-первых, достаточного количества людей, способных поддерживать поток интеллектуальных нововведений; во-вторых, «форумов конкуренции», в которых пробные интеллектуальные нововведения могут существовать в течение длительного времени, чтобы обнаружить свои достоинства и недостатки.
4) «Интеллектуальная экология» любой исторической и культурной ситуации определяется набором взаимосвязанных понятий. В любой проблемной ситуации дисциплинарный отбор «признает» те из «конкурирующих» нововведений, которые лучше всего отвечают требованиям местной интеллектуальной среды. Эти требования охватывают как те проблемы, которые каждый концептуальный вариант непосредственно предназначен решать, так и другие упрочившиеся понятия, с которыми он должен сосуществовать.
Таким образом, вопрос о закономерностях развития науки сводится к двум группам вопросов: во-первых, какие факторы определяют появление теоретических новаций и, во-вторых, какие факторы определяют признание и закрепление того или иного концептуального варианта.
Особенно активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. ХХ столетия, сторонники постпозитивизма – К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др. Обратившись лицом к истории, развитию науки, постпозитивисты стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.
Концепция К. Поппера. Это яркий пример эволюционного подхода. Развитие научного знания – это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, лучшими, более удовлетворительными. Это частный случай общих мировых эволюционных процессов.
Процесс развития не является повторяющимся или кумулятивным, это процесс устранения ошибок, в котором действует «дарвиновский отбор». Он осуществляется методом проб и ошибок (выбор теории в определенной проблемной ситуации).
Поэтому:
1) новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи;
2) она должна быть независимо проверяемой, то есть вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались (новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования);
3) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.
Концепция Т. Куна. Развитие науки – процесс поочередной смены двух периодов:
1. «нормальная наука», когда безраздельно господствует одна парадигма;
2. «научная революция», когда происходит распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, победа одной из них, переход к новому периоду «нормальной науки».
Парадигма – это совокупность наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Это некий образец построения научной теории в данный конкретный исторический период. Свойства парадигмы: 1) принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) содержит переменные вопросы, то есть открывает простор для исследователей. Переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Научное развитие подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.
Концепция И. Лакатоса. Концепция развития науки разрабатывается на основе идеи конкурирующих научно-исследовательских программ (например, программы Ньютона, Эйнштейна, Бора). Научно-исследовательская программа – это серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Лакатос рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий – не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Сравниваются и оцениваются теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы. Фундаментальной единицей оценки должна быть «исследовательская программа». Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.
Сегодня становится все более перспективным и распространенным синергетический подход. Основные положения этого подхода следующие:
1. Идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем.
2. Она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания.
3. Такой подход свободен от малообоснованного метода «проб и ошибок» в качестве средства решения научных проблем.
В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития. Кумулятивизм – это подход, представители которого считают, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Они абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключают возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции. Его сторонники представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов.
Антикумулятивизм – это подход, представители которого отстаивают точку зрения, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.
Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии.
Оглядываясь на историю развития науки в целом или отдельного направления можно сказать, что развитие происходит неравномерно. Этапы спокойного развития науки или научного направления рано или поздно заканчиваются. Теории, какое-то время считавшиеся верными, фальсифицируются накопившимися фактами, не укладывающимися в эти теории. Появляются новые теории, на тот момент объясняющие практически все факты. Между возникновением предыдущей и следующей теорий наблюдается, как правило, период спокойного развития науки, продолжающийся до появления какого-то количества фактов, противоречащих предыдущей теории. Как правило, факты, появляющиеся в периоды спокойного развития либо подтверждают предыдущую теорию, либо не противоречат ей.
Таким образом, в развитии науки хорошо заметны две фазы – фаза спокойного развития науки и фаза научной революции. Совершенно очевидно, что фазой, определяющей дальнейшее направление развития науки, является научная революция.