Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью.

Философия сестринского дела

1. Фундаментальные понятия философии сестринского дела: сестринское дело, пациент как личность, окружающая среда, здоровье.

2. Принципы философии сестринского дела в России.

3. Этические элементы философии сестринского дела: этические обязанности, этические ценности, добродетели.

4. Сестринская деонтология в клятве Ф.Найтингейл, Этическом кодексе медицинских сестер России.

5. Клятва Гиппократа.

Философия сестринского дела это система идей, взглядов на мир с позиции медицинской сестры. Она отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, социального окружения, развитие и совершенствование собственной личности и профессиональной компетентности. Центральным звеном этой философии безусловно явлется пациент со всеми его потребностями - биологическими, психологическими, социальными духовными, а точнее - личность пациента.

Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью.

I Согласно общепринятому определению философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, связанных с формированием целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Это специфический тип мышления, эмоциональный настрой, система мировоззрения.

Философия медицины начала формироваться в Древней Греции.

Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая - душу. Ф.Бэкон, представитель эпохи Нового времени, писал, что медицина, не основанная на философии, не может быть надежной.

Современная философия медицины руководствуется критерием духовной ценности человеческой жизни. Роль такой философии состоит в том, что она определяет общие идеи медицины, являющиеся стрежневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще. Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Она является основой выполнения лечебных манипуляций и веры пациента в свое выздоровление, становится духовным элементом терапевтического воздействия.

Философия любой профессии, в частности сестринского дела, всегда находится в развитии. Взгляды общества на те или иные ценности постоянно претерпевают изменения, поэтому меняется и мнение о профессии медицинской сестры. Философия сестринского дела существенно отличается не только в разных регионах, национальных группах, но и в лечебно-профилактических, медицинских образовательных учреждениях. Реформа здравоохранения в России подразумевает выработку нового взгляда и на сестринское дело, потому что будущему среднему медицинскому персоналу придется работать при новых социально-экономических условиях.

II. Основные принципы философии СД:

1. К жизни уважение;

2. Уважение достоинства пациента;.

3.Уважение прав.

В философии сестринского дела можно выделить четыре основных понятия.

1. Сестринское дело как искусство и наука.

2. Пациент как личность.

3. Окружающая среда.

4. Здоровье.

Понятия:

Сестринское дело – часть медицинского ухода, наука и искусство. Направление на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Здоровье– динамическая гармония личности с окружающей средой достигнута по средствам адаптации.

Человек – целостное, динамическое, саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие и слияние окружающей среды.

Пациент - человек (индивид), нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Медсестра– специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию СД и имеющий право на сестринскую работу.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов, и показателей, которые затрагивают активностью человека.

Личность – общественная сущность человека.

Как наука сестринское дело опирается не только на медицинские знания, но и на психологию, социологию, культурологию, историю, этику и эстетику. В процессе профессиональной деятельности у сестринского персонала вырабатывается определенный концептуальный подход, на базе которого составляются обширные описательные характеристики особенностей сестринского дела. Они образуют прочную основу для создания теории сестринского дела.

Понятие «личность» занимает в философии сестринского дела особое место. Проблема личности в философии – это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире. Человек - это целостная, динамическая, саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Биологические, психологические, социальные и духовные компоненты составляют единое целое человека, пациента. Они характерны для всех людей, но индивидуальны для каждого и образуют уникальную личность.

Медицинская сестра должна быть готова иметь дело с любым пациентом, уважительно относиться к его прошлому и настоящему, жизненным ценностям, обычаям и убеждениям.

Окружающая среда всегда оказывала влияние на жизнедеятельность людей. Еще Гиппократ исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных и душевных свойств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства и др.) с точки зрения их влияния на человека.

Ф. Найтингейл также считала окружающую среду существенным фактором в предотвращении заболеваний и поддержании здоровья.

Окружающая среда подразделяется:

- на физическую, включающую географическое положение, климат, качество воздуха, воды и т.п. В дополнение к природной окружающей среде необходимо учитывать и техногенную;

- социальную, оказывающую огромную роль на личность пациента (семья, школа, знакомые, рабочий коллектив и т.д.);

- культурную, которая включает поведение человека, его взаимоот-ношение с другими людьми (язык, традиции, обычаи, вера, манеры обращения и др.)

Медицинская сестра строит свои взаимоотношения с пациентом в зависимости от окружающей среды, в которой он рос, живет и работает.

Следует помнить, что среда обитания накладывает отпечаток на конституцию и характер людей, а значит, на их болезни и здоровье.

В 1947г. ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний или неполноценности. Порой трудно определить, что является здоровьем, но следует учитывать, что это динамический процесс. Здоровье можно определить как объективно, так и субъективно: это цель, к которой нужно стремиться; оно включает умение заботиться о самом себе; обеспечивает чувство целостности; справляется со стрессом путем адаптации; его составной частью являются процессы непрерывного роста и становления. В любой момент жизни каждый человек должен стремиться к здоровью.

Этическими элементами философии сестринского дела являются этические обязанности, ценности и добродетели (совершенства).

Сестра, разделяющая принятую философию сестринского дела, принимает на себя следующие этические обязанности:

1. говорить правду;

2. не причинять вреда;

3. уважать права пациента;

4. уважать обязательства других (членов бригады);

5. держать слово;

6. быть преданной;

7. уважать право (пациента) на самостоятельность.

Этическими ценностями (на которых также основана философия), определяющими цели, к которым стремится сестра, являются:

1. профессионализм;

2. здоровье;

3. здорова окружающая среда;

4. независимость;

5. человеческое достоинство;

6. забота (уход).

Добродетели (совершенства) определяют личные качества, которыми должна обладать хорошая сестра. Добродетели – это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам:

1. знание;

2. умение;

3. сострадание;

4. милосердие;

5. терпение;

6. целеустремленность.

Таким образом, если человек выбирает профессию сестры, он принимает на себя моральное обязательство придерживаться тех обязанностей, ценностей, добродетелей, на которых основана философия сестринского дела. Этические принципы, сформулированные представителями Национальной сестринской ассоциации, определяют этический кодекс медицинских сестер в каждой из стран, который представлен также в этическом кодексе Международного Совета сестер.»

Этика – это область философии, которая определяет, что правильно, и что неправильно в профессиональном поведении, где «добро», где «зло» (Мойша Фаулер). В 1997 г был утвержден «Этический кодекс медсестры России» - как система нравственных ориентиров, принятых в этой профессии. В основе Кодекса лежат принципы общечеловеческой морали. В Кодексе отражены этические элементы философии СД – профессиональные обязанности, ценности, личные качества.

Профессиональные обязанности:

- уважение к личности,

- конфиденциальность,

- получение качественной медицинской помощи,

- получение достоверной информации,

- активное участие в уходе,

- свободный выбор будущей судьбы.

Другие обязанности:

- компетентность,

- ответственность,

- преданность СД.

Ценности – идеалы или желание цели:

- здоровье,

- гармония,

- забота,

- независимость,

- комфорт.

Личные качества медсестры.

Кроме известных: это умение мыслить, сотрудничать, руководить, преподавать, брать ответственность и др.

Медсестра и общество – общение программа в СД, защиту интересов пациента в любой ситуации. Долг общества обеспечить социальную защищенность возможности профессиональной карьеры и профессионального престижа.

Что потом? За короткое время медсестра прошла путь от человека, который лелеет, защищает слабого до всестороннего образовательного специалиста. Сейчас мы все осознали каких глубин может достигнуть СД превратившись «в сердце нашего бессердечного мира». Но здесь встает вопрос об интеграции «новых медсестер» в существующую систему российского здравоохранения с её институтом «технологической сестры».

Есть такая восточная мудрость: «Если в сокровищницу положить золото – золото и возьмете, если положить медь – медь и возьмете… СД – без фундамента философии – только медь! Философия – это шанс российских медиков усовершенствовать отечественное сестринское дело.

Сестринская деонтология – наука о долге сестры перед паци­ентом и обществом, ее профессиональном поведении, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А.П. Чехов писал: "Профессия медика -- подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это".

Сестре и врачу доверяется самое дорогое -- жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством. К сожалению, и сейчас встре­чаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого. Эти явления недопустимы. Надо помнить: интере­сы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физи­ческом и психическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.

Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю­дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид.

Основными качествами сестры, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля­ются:

Скромность -- простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость -- самая высокая добродетель медицин­ского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два нача­ла справедливости это: "Никому не вредить и приносить пользу обществу".

Честность -- должна соответствовать всем делам меди­цинского работника, стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений.

Доброта -- неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Хороший человек -- это прежде всего такой человек, который относится доброжелательно к окружающим его людям, понимает их горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, помогает и сло­вом, и делом.

Что такое внешняя культура сестры?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде -- чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие смен­ной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту. "Ме­дикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одеж­ду, ибо все это приятно для больных" (Гиппократ).

Помните!Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгое исполнение профессиональных обязаннос­тей. Не будет доверия у пациента к сестре, у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медсестра должна держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, веж­ливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: "бабулька", "голубушка". Нередко приходится слышать, как о пациенте гово­рят: "диабетик", "язвенник", "астматик", так говорить неэтично.

Бывает, что речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры как бы отгораживают сестру от пациента, отодвигают на задний план личность паци­ента, его индивидуальность, у пациента вызывают нега­тивную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этичес­ком кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

2. Сострадание.

3. Доброжелательность.

4. Бескорыстие.

5. Трудолюбие.

6. Учтивость.

Клятва Гиппократа — это клятва врача, в которой содержатся основополагающие морально-этические нормы, которыми должен руководствоваться медик в своей деятельности. На самом деле подобные клятвы появились задолго до знаменитого древнегреческого целителя, «отца медицины», жившего в IV–V веке до н.э.
Клятва Гиппократа включает 9 принципов и обязательств. Это:

§ обязательство перед коллегами, учителями и учениками;

§ непричинение вреда;

§ милосердие – оказание помощи больному;

§ забота о пользе больного и приоритет его интересов;

§ уважение к жизни (отрицание эвтаназии);

§ отрицание абортов;

§ отказ от интимных связей с пациентом;

§ личное совершенствование;

§ конфиденциальность – врачебная тайна.

Сегодня в странах Северной Америки и Европы принят «Профессиональный кодекс врача», в Израиле — «Клятва еврейского врача», в основу которых положены принципы клятвы Гиппократа.

В России в 1971 году была создана «Присяга врача Советского Союза», в середине 1990-х ее сменила «Клятва российского врача», а в 1999 году – «Клятва врача России», которую дают врачи, получая диплома (ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Наши рекомендации