Типология религии и ее основания
В науке существует множество различных классификаций религий. Каждая из них имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. Из-за невозможности привести даже половину из всех существующих типологизаций, дадим самую общую, самую современную и самую простую классификацию.
В самом общем виде все религиозные учения можно выделить в две большие группы.
1. Ритуальные религии, или религии жертвоприношения, которые можно назвать термином «Язычество».
2. Религии Откровения (спасения), которые можно назвать термином «Монотеизм».
В первый блок входят все древние и современные пантеистические религии. Во второй – так называемые мировые религии (Буддизм,Христианство, Ислам).
Язычество – комплекс религиозных верований, имеющих в своей основе принцип обожествления сил природы, либо всей природы в целом.
Все языческие религии составляют два направления.
1.Политеизм (многобожие) – куда входят все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племен и народов.
2. Пантеизм (от греческого Пан- все, Теос – Бог) – вид язычества, основанный на неразличимости Бога и природы, либо на их безусловной слитности.
Сюда относятся, в основном, религии Востока. Из религий прошлого это Брахманизм, Джайнизм. Из современных, это религии Индии и Китая – Индуизм, Конфуцианство, Даосизм, Буддизм в форме Махаяны, японский Синтоизм. К пантеизму также можно отнести некоторые доктрины иудаизма (каббалистическая традиция).
Религии Откровения (спасения) – это религии, в которых Бог являет Себя человеку с целью сообщить ему Свою высшую божественную истину и дать людям дар в виде спасения их от тления и смерти.
Всего в мире имеется три религии откровения: Христианство, Ислам, Иудаизм. Все эти религии имеют свои основания в так называемой Ветхозаветной религии, которая существовала до появления этих религий и выполнила свою миссию после появления христианства.
Христианство в современном виде существует в трех конфессиональных формах.
1. Православное христианство, которое охватывает народы Юго-восточной и Восточной Европы – (русские, украинцы, белорусы, грузины, сербы, греки, болгары, румыны, черногорцы).
2. Католическое христианство, охватывающее, за редким исключением, народы Юго-западной Европы и Латинской Америки;
3. Протестантское христианство, приверженцами которого являются, в основном, народы Центральной и Северной Европы, Северной Америки.
Ислам в наше время имеет два направления.
1. Суннизм, приверженцами которого являются 80 процентов всех мусульман мира.
2. Шиизм, приверженцами которого являются, в основном, персидские народы ( Иран, часть Ирака, часть Афганистана, Таджикистан).
Современный иудаизм также включает в себя два направления.
Раввинизм – традиционный иудаизм.
Хасидизм – новое направление, возникшее 200 лет назад.
Особняком в этой классификации стоит буддизм. Буддизм в его классическом виде невозможно классифицировать как религию. Это скорее религиозно-философское учение, причем, как это ни парадоксально звучит, атеистического характера. Это, конечно, не тот атеизм, который обычно понимается в европейской традиции, но, тем не менее, атеизм. Разумеется, в последствии, он подвергся столь существенной трансформации, что современные формы буддизма имеют весьма мало общего с учением Будды и, например, буддизм в Тибете и Монголии можно отнести, скорее всего, к политеизму. Тем не менее, буддизм будет рассмотрен в силу традиционного отнесения его к религии.
Наряду с христианством и исламом буддизм составляет так называемые мировые религии, которые называются так не по распространенности, как обычно принято думать, и не по количеству приверженцев, что прежде всего приходит в голову. Так, например, китайцев-конфуцианцев больше буддистов. А евреи живут в большинстве стран мира. Но ни конфуцианство ни иудаизм в число мировых религий не входят. Мировыми же вышеизложенные религии являются в силу их безразличия к цвету кожи и национальности тех людей, которые являются приверженцами христианства, иудаизма, ислама и буддизма. Именно наднациональность и есть главная составляющая мировых религий.
Родоплеменные религии
Сегодня всё более глубокий интерес проявляется с сакральному периоду бытия, когда мир является людям в своей изначальной цельности, таинстве и всемогуществе.
Древнейшие религиозные представления, как правило, именуют либо первобытными верованиями, либо первобытным комплексом, так как, во-
первых, в первобытную эпоху религиозные представления только формируются, они представлены в мифологической форме, не имеют четко выраженной догматики, регламентируемого культа, оформленной социальной доктрины; во-вторых, понятие комплекса предполагает равноправие и равнозначность всех элементов, их параллельное существование и во времени, и в пространстве.
Еще во времена древнего палеолита зародились следующие формы религиозных представлений (необходимо проследить их проявления в последующих формах религии):
1. Тотемизм – представление о некоем едином для людей и растений или животных предке, о родстве между человеком, животными, растениями (например, знаменитый гороскоп кельтских жрецов-друидов, основанный на родстве человека и дерева). Тотемизм сохранился в мифологических представлениях о зооморфных божествах, животном-прародителе, в культе священных животных, в обряде причащения, символизирующем вкушение тела тотема. Первоначально тотемами считались, как правило, дикие животные – объекты охоты. Очевидно, изображение головы и лап медведя первобытными охотниками, жившими в предгорьях Урала (так называемый «звериный стиль»), или захоронения медвежьих лап и головы, открытые археологами в Западной Европе, свидетельствуют о том, что медведь был тотемным животным для людей этих племен, они почитали его не только как прародителя, но и как родственника. Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами — животными или растениями, которые, согласно мифическим представлениям, являлись предком — покровителем данного рода и каждого его члена, символом кровного родства.
2. Анимизм – одухотворение природных явлений, животных, растений, различных предметов. Первоначально духи «населяли» различные природные объекты – в каждом озере, лесу, у каждой горы был свой дух.
Постепенно духи приобрели антропоморфные черты, по отношению к человеку могли, в зависимости от обстоятельств, вести себя по-доброму или, наоборот, причинять зло. Анимистические представления о духах были основой для дальнейшего формирования понятий «божество», «бог». В современных религиях результатом анимистических представлений стало своеобразное «удвоение» миров: мир земной, человеческий, несовершенный и мир божественный, который и является подлинным, настоящим. Анимизм претерпевает эволюцию в сторону культа могущественных божеств – покровителей сил природы или людских занятий.
3. Аниматизм – представление о наличии у человека своеобразного невидимого «двойника», которого потом называли «сущностью», «душой». Древние египтяне насчитывали семь таких «сущностей», которые после смерти человека продолжали свой собственный путь. Очевидно, что к аниматическим корням восходят представления о возможности возвращения «души» в тело человека после его смерти, для чего необходимо было как можно дольше сохранять тело (такие примеры этнографы приводят, описывая похоронные обряды индейцев Северной Америки). Аниматические представления вошли во многие религии и стали основой заупокойного культа.
4. Фетишизм – представление об особенных свойствах предметов, способных влиять на ход событий и судьбу человека – основа для почитания талисманов, оберегов, священных реликвий. Древнейшие фетиши были естественного происхождения – камни, деревья, водоемы, потом появились сделанные человеком предметы – талисманы, изображения духов – идолы. Пережитки фетишизма сохранились в культовой практике многих религий как поклонение священным предметам, иконам и т.д. Природные фетиши заменяются искусственными – идолами, амулетами.
5. Магия – система воздействия на сверхъестественные силы, средство общения и воздействия на них. По целям магия может быть как полезная, так и вредоносная. Магические действия составляют основу религиозного культа
(например, молитва – вариант вербальной магии). Для проведения действий выделяются харизматические (от греч. «харизма» – милость, божественный дар) лидеры – шаманы и колдуны, деятельность которых основана на особой психотехнике, умении входить в состояние транса, когда создавалось впечатление, что шаман общается с невидимыми для остальных духами. Магия (от греч. mageia — колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и окружающую действительность.
6. Возникают новые культы, которые являются отражением тех изменений, которые произошли в хозяйстве и социально-политической сфере. Это культ плодородия и связанный с ним солярный культ, культ племенного вождя, которому тоже приписываются харизматические черты, культ предков.
Одновременно со становлением древних цивилизаций складываются и древнейшие религиозные системы, для которых характерна четкая структура и взаимосвязь всех элементов религии. В целом для этих систем характерны следующие черты:
– строгая иерархия всех элементов; структурообразующим элементом системы является наличие пантеона божеств, пришедших на смену представлениям об отдельных духах природы. Постепенно эта политеистическая система эволюционирует в сторону дуализма (примером может служить учение зороастризма о двух «равноправных» божествах, одно из которых олицетворяет свет и добро, а второе – тьму и зло), а со временем и монотеизма (единобожия). Одной из первых форм монотеистической религии должен был стать культ Солнечного бога Амона, установленный в результате религиозной реформы в Древнем Египте, но традиционно древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до наших дней, считается иудаизм;
- первобытные представления (тотемистические, фетишистские) включаются в виде отдельных элементов в учения, возникшие в древности, а
также сохраняются на уровне обыденных стереотипов;
– постепенное «удвоение» мира. Если в древнейшей мифологической картине мира и люди, и духи живут в одних пространственно-временных измерениях, то уже в древних религиях появляется разделение миров на земной, человеческий, и божественный, небесный;
– появляется идея нравственного выбора – человек сам решает, кому служить – злу или добру (очень ярко эта идея представлена в этике зороастризма), но за свой выбор он должен нести ответственность. Эта ответственность может наступить не в земной жизни, а после перехода из бренного земного мира в загробный. Так постепенно формируется представление о загробном суде и загробном воздаянии. В зависимости от нравственного выбора душа человека после смерти получает вечное блаженство или вечные мучения. Так постепенно формируются представления об Аде и Рае;
– развивается и усложняется мифология, появляются четко сформулированные догматические положения, записываются первые сакральные тексты, такие, как Книга пирамид в Египте, Авеста в Персии, Ветхий Завет в Восточном Средиземноморье;
- складывается особый социальный слой – жречество. В отличие от шаманови колдунов – харизматических лидеров – жрецы являлись профессиональными организаторами и исполнителями религиозных ритуалов и обрядов; в обществе они объединялись в особые кланы, или коллегии, которые часто включались в систему государственного управления, когда жрецы (например, в Древнем Египте) исполняли ряд функций государственных чиновников.
Мировые религии
Из многообразия религиозных учений принято выделять особый тип религий, достаточно условно называемых мировыми религиями.
Традиционно к ним относят буддизм, христианство, ислам.Мировыми их называют из-за широкого распространения по всему миру, однако очевидно, что большое число приверженцев этих учений всего лишь следствие, а не причина популярности этих религий. Причины же достаточно быстрого распространения именно этих конфессий следует искать в самих вероучениях. В мировые эти религии превратились благодаря следующим особенностям:
– они формируются в переломные, кризисные эпохи, предлагая решения уже назревших проблем. Буддизм должен был преодолеть политическую, этническую и кастовую разобщенность, а также разрешить ряд философских вопросов, сложившихся в различных школах Древней Индии. Перед христианством стояла задача найти пути выхода из политического и нравственного кризиса в Риме, а ислам должен был стать идеологией зарождающегося арабского государства;
– большую роль во всех этих религиях играет харизматическая фигура основателя, таковыми являлись и Будда, и Христос, и Мухаммад;
– в учениях мировых религий имеется обоснование социального и этнического равноправия, эта интернациональность способствовала быстрому распространению буддизма, христианства и ислама среди разных народов и представителей разных классов;
– особое внимание во всех этих учениях уделяется нравственному аспекту, что делает их очень привлекательными в те периоды времени, когда кризисное состояние морали заставляло искать новые ценности и нормы.
Следует отметить, что список мировых религий не сводится только к трем – буддизму, христианству и исламу. Мировой религией мог стать зороастризм, основа для этого содержалась в его вероучении, так как приверженцем этой религии мог стать любой человек, независимо от национальной и социальной принадлежности, который признавал служение божеству Ахурамазде. Неблагоприятно сложившиеся исторические обстоятельства, прежде всего войны, которые ограничили распространение этого учения, помешали
превращению зороастризма в мировую религию. Тенденцию к превращению в мировую религию проявляют в своем развитии религии, считавшиеся в большей степени национальными, например иудаизм. Кроме того, следует учитывать, что те учения, которые складываются в современном мире, изначально содержат все черты, характерные для мировых религий (это присуще подавляющему большинству так называемых нетрадиционных религий).
Заключение.
Многообразие религий заставляло исследователей искать различные подходы их изучения: антрополог-эволюционист Эдуард Тейлор определял религию как веру и сверхъестественное; теолог и философ Рудольф Отто считал, что религия — это переживание священного; психолог Зигмунд Фрейд сравнивал религию с неврозом, социолог Макс Вебер рассматривал ее как фактор общественного развития.
М. Элиаде замечает: "Очень жаль, что у нас нет более точного слова, чем "религия", для обозначения опыта священного. Разве не странно обозначать одним и тем же словом опыт Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и так называемых примитивных народов? Но искать новый термин поздно, и мы можем использовать понятие религии, если будем помнить, что оно не обязательно предполагает веру в бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связано с идеями существования, значения и истины". (Гараджа В.И. Социология религии. М., 2007 г).
Глубок и сложен духовный мир человека. Существование м ножества религий неизбежно приводит к возникновению вопроса: какая же из них истинна? Каждый верующий человек делает выбор сам. В ХХ в. сравнительное исследование многообразных форм форм проявления религиозности в разных культурах способствовало возникновению концепции, утверждающей, что
каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на экзистенциальные вопросы, а все они и меют общие черты, характеризующие человека как Homo religiosus (человека религиозного). Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества, исследуя в равной мепре как мировые религии, так и тадиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными культурными и социально-политическими процессами.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.
2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.
Дополнительная:
Антее П. Религии современности (истории и вера). – М., 2005.
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. - М., 2005.
Мень А.В. История религии: в 2 кн. - М., 2006.
Музафарова Н.И. История религий. - Ростов н/Д,2006.
Померанц Г. С., Миркина З. А. Великие религии мира.-М.; Спб: 2012.
Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий. - М., 2005.
Шахнович М. М. Религии мира. Учебное пособие.-Из-во С.-П унив., 2010 .