Понятие «политическая власть», ее основания, их характеристики и типология.

Полит власть явл ядром полит сис-мы, ее организационным и регулятивно - контрольным началом. Она определяет все др институты и отношения в самой полит сис-ме общ-ва; прямо или косвенно полит власть возд-т на развитие всех др общ сис-м: эк, соц, духовн. Отличит признаки: · верховенство над всеми др; · всеобщность, публичность (действует на основе права от имени всего общ-ва); · моноцентричность (единый центр принятия решений); · оправданное применение силы, ее легальность; · легитимность (признание общ-вом законности); · широчайш спектр использ средств для завоевани, удержания и реализации власти. Легитимность п\в – признание общ-вом законности и правомерности офиц власти, фундаментальная ее хар-ка. Речь идет об обществ признании народом власти, о доверии и поддержке, кот оказывают ей общ-во. Легитимности придается большое значение, т.к. поддержка общ-вом власти, демонстрация доверия – важный фактор ее эфф-ти. Сущ-ют 3 основных источника (основания) законности, правомерности полит власти: 1. Власть может получить легитимность обществ признанием в соответствии с традицией (при монархии власть переходит по наследству); 2. Полит власть обретает кач-ва законности в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля (харизматический тип власти), этот тип полит власти основан на исключит, уникальн свойствах лидера. 3. Рационально-правовая основа (власть признается потому, что она основывается на рациональных, признаваемых народом законах) «классификация М.Вебера».

11. Понятие «легитимность политической власти», «легальность политической власти», «легитимация». Каково взаимоотношение этих понятий? Приведите конкретные примеры мероприятий по легитимации политической власти.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus — законный). Сразу подчеркнем, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти. Соответственно следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил (основания) законности правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

12. Структура полит власти. Определение и характерные черты ее основных структурных компонен-тов.
Полит власть - явл ядром полит сис-мы, ее организационным и регулятивно - контрольным началом. Она определяет все др институты и отношения в самой полит сис-ме общ-ва; прямо или косвенно полит власть возд-т на развитие всех др общ сис-м: эк, соц, духовн. Структура: 1. Субъект – народ, гос орган, облеч. вла-стью личность(властвующие). 2. Объект – (подчиненные)об-во, каждый гр-н. S=O, т.к. передав выполнение властных ф-ций соответ власт структурам, об-во берет на себя обяз-ть подчиняться избран полит власти. 3. Ресурсы – ср-ва, с пом кот. субъект полит власти осущ воздействие на деят-ть и поведение гр-н. 1)Эконом рес-сы – без них не может функц полит власть, реализация полит властью эк прог-мм требует эк рес-в, необходимы для поддержания полит власти, обеспеч ее безоп-ти, реализ целей. 2)Силовые – оборона гос-ва, охрана правопорядка, внут безоп власти; армия, полиция, службы безоп, прокуратура, суд, тюрьма, воор. силы. 3)Соц – обеспеч поддержки сущест власти, система страхования, пенсий, благотвор. ор-ции - привелегии; престиж и высокооплач должности 4)Информационные – СМИ, во мног гос-вах сущест закон-во, регламент их деят-ть; сми отраж позиции и цели партий. 5)Админ – совокуп возмож-тей влияния на мотивацию поведения гр-н.

13. Понятие «ресурсы политической власти». Раскройте содержание основных видов ресурсов политической власти.

Двумя важнейшими компонентами политической власти являются субъект и объект. Однако в ее структуре имеется еще одно важное слагаемое – ресурсы власти, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).

В связи с многообразием политических ресурсов (п.р или р.п.) существует несколько классификаций. Например, п. р. делят на утилитарные, принудительные и нормативные. Наиболее распространено деление в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества на экономические, социальные, силовые, информационные и др. р.

1. Экономические р. Этим р-ам отводится лидирующая роль, так как п. в. просто не может функционировать не располагая пол. р. Огромных экономических средств требует завоевание и поддержание п. вл., обеспечение ее безопасности, реализация ее целей.

2. Силовые р. Этот вид р. п. в. выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка и т. д. Это – армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд и т. д. Этот вид р. относится к наиболее действенным, к которым п. в. прибегает довольно часто в случаях ослабления своей силы, мощи, влияния на общество.

3. Социальные р. Это также довольно значительная совокупность р. п. в. – система, призванная обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, кот. Уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий.

4. Информационные р. Речь идет в первую очередь о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, кот. располагает п. в. в современных условиях практически во всех странах. СМИ принадлежит весьма важная роль как в период становления п. в., так и в период ее функционирования. Однако господствующая п. в. всегда имеет оппозицию, поэтому СМИ могут стать и антиресурсом п. в., чтобы этого не произошло за них нужно бороться!

Рассматривая основные виды ресурсов, наш читатель сталкивается со следующим вопросом: Какие из ресурсов являются наиболее важными, а какие второстепенными? Однозначно на данный вопрос ответить сложно, так как в разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы.

Наши рекомендации