Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания
Л.А. Беляева, Л.И. Летягин
ФИЛОСОФИЯ
Ч. 1. История философии
Учебное пособие
Екатеринбург – 2002
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ I: ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ................................. 4
1. Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания. 4
2. Предмет и структура философского знания.................................................. 8
3. Функции философии...................................................................................... 12
4. Место философии в системе культуры......................................................... 15
Литература......................................................................................................... 18
ЛЕКЦИЯ II: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ........... 19
1. Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития 19
2. Проблемы бытия: бытие и сущее, единое и многое, движение и покой, рождение диалектики......................................................................................................... 20
3. Разум как основной источник познания. Разум и чувства. Истина и мнение 25
4. Проблема человека в античной философии................................................. 28
5. Социально-философские идеи....................................................................... 32
Литература......................................................................................................... 34
ЛЕКЦИЯ III: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ........................................ 36
1. Общая характеристика философии Средневековья..................................... 36
2. Период патристики: Аврелий Августин....................................................... 39
3. Период схоластики: философские взгляды Фомы Аквинского................... 42
4. Утешение философией Северина Боэция...................................................... 45
5. Доказательство бытия Бога: философия Ансельма д’Аоста....................... 46
6. «Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса.......... 47
7. Еврейская традиция в философии Средневековья....................................... 48
Литература......................................................................................................... 49
ЛЕКЦИЯ IV: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ............................................................................................................................... 50
1. Механицизм и натурализм философии Нового времени и эпохи Просвещения 50
2. Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм).......... 51
3. Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт)............................................................. 54
4. Теория естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк) 57
5. «Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания (Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо)................................................................................................................. 60
Литература......................................................................................................... 63
ЛЕКЦИЯ V: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА 64
1. Философия И. Канта...................................................................................... 64
2.Философские взгляды Гегеля......................................................................... 68
3. «Новая философия» Л.Фейербаха................................................................ 71
4. Марксизм....................................................................................................... 73
Литература......................................................................................................... 81
ЛЕКЦИЯ VI:ИДЕИ ИРРАЦИОНАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ...................................................................................... 82
1.Философия А. Шопенгауэра.......................................................................... 82
2. Философия жизни. Ф.Ницше......................................................................... 84
Литература......................................................................................................... 87
ЛЕКЦИЯ VII: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ....................................................... 88
1. Своеобразие философской мысли в России................................................. 88
2. Основные направления и идеи русской философии.................................... 92
Литература....................................................................................................... 104
ЛЕКЦИЯ VIII: ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА..................................................... 105
1.Основные предпосылки и особенности философии ХХ века..................... 105
2.Философия и проблемы языка: позитивизм, неопозитивизм и герменевтика 106
3. Прагматизм и педагогика............................................................................ 110
4. Философия ХХ века о человеке: экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм, философская антропология и ее направления: религиозное, натуралистическое, культурное....................................................................................................... 112
Литература....................................................................................................... 121
ЛЕКЦИЯ I: ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
План:
1. Предпосылки происхождения философии. Природа философского знания
2. Предмет и структура философии. Специфика философских проблем.
3. Функции философии.
4. Место философии в системе культуры.
Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания
«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.
По этому вопросу существует несколько точек зрения.
1.Философия признается порождением «эллинского гения».
Сторонником этой точки зрения является, например, крупнейший отечественный философ и знаток античности А.Ф. Лосев (1893-1988).
Многие исследователи, разделяя эту точку зрения, уточняют, что в Древнем Востоке и Древней Греции периода до VI в. до н.э. существовала предфилософия, но не философия в собственном смысле слова. Философия как таковая появляется в VI в. до н.э. именно в Греции - именно греческий мыслительПифагор(VI в. до н.э.) первым ввел термин «философия», который в последствие получил широкое распространение.
2. Однако наиболее распространенной является другая точка зрения, суть которой заключается в том, что философия действительно возникла в VI веке до н.э. и, что удивительно, почти одновременно в трех разных регионах мира - Китае, Индии, Греции.
Следует отметить, что время около 500 г. до н.э., охватывающее три века до и три века после, - уникальное время по своей культурной значимости не только в греческой, но и во всемирной истории.
Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал этот период «осевым временем». Он писал, что в этот период происходит одновременное формирование и развитие многих философских учений, как на Западе, так и на Востоке. В Китае - это учение Конфуцияи Лао-цзы, в Индии - Будды, в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя. Соответственно в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда.
Все, что связано с этими многочисленными именами и философскими школами, возникло почти одновременно, в течение немногих столетий, и независимо друг от друга. И именно в этот поворотный период истории были разработаны основные понятия и категории, которыми мы мыслим до сих пор. В это время сформировались также основы современных мировых религий, оказавших огромное влияние на культуру и жизнь всех последующих поколений людей.
Анализируя основные взгляды на время и место возникновения философии, представляется, что наиболее убедительной, из рассмотренных, является вторая точка зрения. Конечно, на Востоке и на Западе возникли разные типы философствования, однако круг проблем, способы их постановки и решения роднит философствование Запада и Востока.
По поводу причин возникновения философии также существует несколько отличающихся друг от друга концепций.
Наиболее распространенной и влиятельной является мифогенная концепция (Гегель, А.Ф. Лосев, Дж. Томсон и др.). В ней отражен тот факт, что философия не могла появиться на пустом месте. Ее возникновение было подготовлено такой универсальной формой духовного освоения мира человеком и духовой жизни первобытной эпохи, как мифология.
Поэтому необходимо остановиться на том, что такое мифология и какова ее роль в возникновении философии.
Мифология представляет собой художественно-образную переработку в сознании людей окружающей их действительности. Она носила синкретический, нерасчлененный характер. В ней переплетались и были нераздельно слиты зародыши всех последующих форм мировоззрения: религии, нравственности, искусства, философии и науки. Интеллектуальное своеобразие мифа заключалось в том, что мысль в нем выражалась в конкретно-чувственном
эмоциональном образе, в метафоре.
Огромное историческое и культурное значение мифологии связано с тем, что в ней были поставлены важнейшие мировоззренческие вопросы, касающиеся устройства мира, возникновения человека и его места в нем, проблемы существования богов и их места в мире, исторических событий в жизни того или иного народа. В силу этого можно дать следующую классификацию мифов:
- космологические мифы. Они отражали представления древних людей о том, как устроен мир, из чего все произошло, что такое природа, как она устроена и др. При этом природные явления обожествлялись и олицетворялись;
- антропологические мифы. В них зафиксированы представления древних о возникновении человека, его своеобразии по сравнению с другими живыми существами, стадиях жизненного пути, понимание жизни и смерти, роли судьбы и богов в жизни человека. Важным вопросом был также вопрос о соотношении души и тела, происхождении души, ее природе и значении для человека;
- социально-культурные мифы. Они были посвящены культурным достижениям людей, связанным с освоением огня, различных ремесел, земледелия, обрядовой стороной жизни и т.д.;
- исторические мифы. В них образно, с участием конкретных героев и богов, описывались наиболее значимые исторические события в жизни того или иного народа.
Кроме отмеченного синкретизма мифологического сознания и художественно-образного восприятия действительности, для более глубокого их понимания необходимо отметить также, что миф соединяет в себя правду-истину с вымыслом. Реальные явления жизни в мифе причудливым и органическим образом смешивались с фантазией. В мифах также не различаются естественное и сверхъестественное. Деятельность людей и богов рассматриваются и воспринимаются как одинаково реальные, происходящие на самом деле. Души умерших людей живут рядом и влияют на ход событий.
Характерным для мифа является отсутствие линейного восприятия времени как текущего от прошлого к настоящему и будущему. Существовало круговое его восприятие, означающее вечное возращение, т.е. повторение одних и тех же циклов, что объясняется слитностью древнего человека с природой, жизнь которой и навязывает представления о цикличности времени.
Историко-культурное значение мифологии огромно. Являясь наиболее древней формой духовного освоения мира человеком, она увязывала отдельные представления о мире в единую, образную картину мира, способствовала сохранению и передаче социального опыта, культуры от поколения к поколению.
Особенно следует отметить то, что в рамках мифа развивается мышление древних людей. Прежде всего это способность к диалектическому мышлению - в мифах фиксируются устойчивые пары противоположностей: жизнь - смерть, день - ночь, свет - тьма, порядок - хаос и др. Закладываются также основы причинно-следственного (генетического) мышления - все новое рождается от брачного союза противоположностей. В рамках мифологического мышления развивается также способность к абстрагированию (отвлечению). В мифологических образах происходит слияние общего и единичного. Так, например, бог времени Хронос олицетворяет время вообще, Зевс - грозные силы природы.
Рассматривая особенности мифологии как наиболее раннего типа мировосприятия и мировоззрения, сторонники мифогенной концепции происхождения философии обосновывают свой главный тезис: «От мифа к логосу».
Действительно, все последующие формы общественного сознания зародились в рамках мифологии и были пронизаны мифологическим мировосприятием, предполагавшим безусловное доверие к мифам со стороны людей. Тем не менее, в рамках данной концепции, сложно объяснить, как из чувственного восприятия мира, характерного для мифологии, возникает качественно новый тип рационалистического восприятия мира, основанного на универсалиях и критическом отношении к знанию.
Другой духовной предпосылкой зарождения философии явилась религия. Она – одна из древних форм мировоззрения, особый способ духовного освоения мира человеком, основанный на вере. Вера – это особое чувство, переживание, эмоциональное состояние, характеризующие внутренним согласием, принятием предмета веры.
Особенность религиозного мировоззрения состоит в том, что мир в религии удваивается, он делится на естественный, видимый мир, и сверхъестественный, невидимый, мир земной и мир небесный, посюсторонний и потусторонний. Природа религии очень сложна, ее возникновению способствовали гносеологические, психологические и социальные основания.
Психологические корни религии связаны с неискоренимой потребностью человека в счастье, положительных эмоциональных состояниях, стремлении избавиться от леденящего душу страха. Несоизмеримость человека и мира порождает веру в существование могущественных высших сил, которые управляют миром и в руках которых человек – игрушка. Для того чтобы защитить себя от их произвола, человек начинает поклоняться им, молить их о пощаде.
В ощущении своего бессилия перед могуществом природы человек делал предметом своего почитания и поклонения ее стихии, окружающие вещи, растения, животных. Тень, упавшая от него на землю, наводила на мысль, что у него есть бессмертный двойник, а затем - о наличии в собственной осязаемой оболочке некого духа, души, способных покидать ее и переселяться в других людей, животных. Возникла вера в духов, пребывающих во всех неодушевленных предметах - камнях, деревьях. Эту веру в одухотворенность вещей или анимизм (от греческого anima - душа) английский историк культуры Эдуард Тейлор назвал "первой философией первобытного человека".
В древности возникли и другие верования. Одним из наиболее распространенных верований был тотемизм. Тотем означает почитаемое первобытным родовым сообществом животное, от которого зависело их существование и которому поклонялись, как прародителю рода. В тотемизме отражалось своеобразие жизни первобытных общин с особенностями их охотничьего быта.
В более позднее время формируются представления о всесильных и всеведущих богах, способных стать источником благодати и одновременно - кары для тех, кто не достоин. Религия превращается в «сердце бессердечного мира», в стража и гаранта общественной нравственности.
Рассматривая мифологию и религию как формы духовной жизни первобытных людей, важно подчеркнуть, что они явились необходим этапом в эволюции человеческого сознания и познания.
Миф возникает на основе чувственного восприятия мира. Это особое мироощущение, которому была придана словесная форма. Сознание, еще не оснащенное достаточными знаниями, но наполненное мифическими представлениями, уже угадывало в фактах природы и общественной жизни необходимые общественные связи, вскрывало определенную упорядоченность. Подмечались периодичность физиологических процессов организма, ритмичность трудовых действий, повторяемость дня и ночи, времен года, сезонов возделывания земли, сбора урожая, охоты и рыболовства.
Восприятие людьми циклов и ритмов, с которыми они затем стали соотносить свое взаимоотношение с окружающим миром, можно признать первым всеобъемлющим обобщением в истории человечества.
Многие причины существования предметов и явлений природы были неизвестны древнему человеку, но только ощущались им, при чем с точки зрения либо пользы, либо вреда, которые они могли принести. А в таком случае невозможно было не заподозрить за любым явлением мира сознательно действующую волю. Мысль о ней наводила на предположение о наличии за всем окружающим живого, мыслящего существа - божества.
Бог - тоже обобщение, причем такое, в котором выражено признание господства над миром сверхъестественных сил. В этом вся суть религиозного сознания.
Однако чтобы проникнуть внутрь мира, постичь существо глубинных связей, его внутреннюю закономерность, причинную обусловленность вещей и событий, требовалась иная сила абстрактного мышления, еще не доступная в условиях первобытной жизни. Такова суть мифогенной концепции происхождения философии.
Представители другой, социогенной концепции, считают, что решающую роль в возникновении философии сыграли социально-экономические факторы. С этой точки зрения философия появилась на той ступени культурной эволюции человека, когда с развитием производительных сил начали исчезать общинно - родовые связи, и на месте первобытного коллективизма стало формироваться новое общество, основанное на частном владении и использовании рабского труда. Новые общественные отношения обусловили более высокую производительность человеческой деятельности. В свою очередь это привело к отделению умственного труда от физического, резкому социальному расслоению, выделению родовой знати, возникновению городов-полисов.
Эти обстоятельства социальной жизни древнего общества способствовали возникновению и развитию новых психических функций и нового уровня мышления.
Ж.-П. Вернан, сторонник концепции социогенного происхождения философии, связывает возникновение таких важных психических функций, как произвольное запоминание, активное внимание и отвлеченное (абстрактное) мышление с изменениями в общественной жизни древних греков, прежде всего с возникновением городов – государств. Важное значение имело становление демократии с ее состязательностью, борьбой мнений и свободой критики. Закономерным следствием этих социальных процессов становиться возникновение греческой теоретической мысли, а на ее основе - не только философии, но и астрономии, математики и других форм и типов рациональности.
Современное понимание происхождения философии немыслимо без решения вопроса о том, почему философия зародилась почти одновременно в нескольких регионах мира. Ответ на этот вопрос следует искать в общих закономерностях развития конкретных обществ Запада и Востока.
К таким общим закономерностям можно отнести, прежде всего, переход от первобытности к цивилизации, от присваивающей экономики к экономике производящей, породившей радикальные изменения в социальной, этнической и духовной жизни людей. При этом важное значение имеет появление городов, в рамках которых возникают принципиально новые формы жизнедеятельности, формирующие познавательные потребностей людей, и прежде всего их способности к абстрактному, рациональному мышлению, мышлению в форме понятий, преодолевающего эмпиризм и чувственную конкретность первобытного мышления.