Основные функции философии
Философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определенные социальные потребности, выполняет определенные функции.Функция (лат. functio – совершение, исполнение) – осуществление отношений двух групп объектов, при котором изменение одного из них сопутствует изменению другого. Философское мышление направлено не на рассмотрение изолированных объектов, а на изучение взаимоотношений между объектами, т.е. на изучение функций.
Одной из важнейших функций философии была и остается функция универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию.
Важными функциями философии являются также: мировоззренческая, гносеологическая (теоретико-познавательная или эпистемологическая), методологическая, идеологическая (социальная), гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, аксиологическая (ценностно-регулятивная), эвристическая, экспликативная, прогностическая.
Мировоззренческая функция, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно-практической сфере. Влияние этойфункции проявляется в том, что: 1) философия как теоретически – рационально обоснованное мировоззрение вооружает человека знаниями о мире в целом, о месте человека в этом мире, указывает на предельные основания бытия и тем самым формирует более адекватную картину мира; 2) философия берет на себя роль критического отбора и накопления мировоззренческого опыта прошлого и настоящего и передает уточненные представления последующим поколениям; 3) во взаимодействии человека с миром, мировоззрение приобретает значимость для анализа, оценки и понимания природных и общественных процессов и трансформируется в деятельность и поступки человека.
Гносеологическая функция (теоретико-познавательная или эпистемологическая) - решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания;
Методологическая(греч. metodos – путь, способ исследования; logos – учение, понятие) функция. Философия выступает как система методов познания применяемых в процессе познания. Обобщая развитие теоретического мышления и творческую деятельность, она формирует и продуцирует методологические нормы и границы их применимости. Методологическое воздействие философских методов в том, что оно позволяет в процессе познания строить модели мира и являются программным руководством исследования.
Идеологическая (социальная) – вскрывает взаимозависимости, влияющие на социальные отношения и взаимосвязи социальных групп.
Гуманистическая функциянаправлена на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей.Понятие «гуманизм» происходит от лат. humanus – человечный. Гуманизм – это признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие, реализацию своих способностей, утверждение и соблюдение принципов справедливости и блага, как критерия общественных отношений.
Культурно-воспитательная - способствует формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирует человека на истину, добро и справедливость.
Критическая - связана с ориентацией на ценности и идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Критическая функцияили критицизм – это методологическая позиция философии, направленная против догматизма и агностицизма, критический анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Философские идеи исторически изменяются, поэтому возникает проблема взаимоотношения прошлых и новых философских учений. В философии, в отличие от частнонаучных теорий, критика предыдущих учений не означает отказа от них. Они сохраняются, развиваются и углубляются, изменяя свое содержание и форму в соответствии с состоянием культуры той или иной исторической эпохи. В результате обобщаются итоги прошлого, определяется облик настоящего, и создаются модели будущего (футурология). В настоящее время критицизм во все большей степени играет роль регулятивных идей, т.к. содержание философских проблем накладывает отпечаток на их решения.
Аксиологическая(ценностно-регулятивная) - заключается в определении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. Аксиология (от греч. actia – ценность, logos - учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Как теория ценностей, аксиология исследует ценностные связи, сущностные характеристики социальных и культурных факторов, определяет их иерархическую значимость для личности и общества.
Эвристическая - служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям.
Экспликативная функция (от лат. explication – разъяснение, развертывание) – разъяснение и уточнение позиций, понятий, значения слов, когда представления обыденного сознания наполняются научным содержанием и обретают значение философских категорий. Эта функция философии проявляется в двух направлениях: с одной стороны, она переводит понятия обыденного сознания на уровень теоретического мышления и раскрывает их смысл, а с другой стороны, разъясняет общие идеи, представления и формы опыта, на которых основана культура и жизнь общества.
Прогностическая - направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем.
Роль философии не ограничивается указанными функциями. Они, как и многие другие функции философии, характеризуют ее роль в обществе, в нравственно-духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.
Схема № 1.
Схема № 2.
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
(Представления различных философов)
№ | ФИЛОСОФ ИЛИ ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ | СУТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ |
Пифагор | «Любовь к мудрости» (фило-софия) | |
Гераклит | Философ – человек, занимающийся исследованиями | |
Платон | Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия | |
Сократ | Средство познания Добра и Зла | |
Аристотель | Исследование причин и принципов вещей | |
Эпикур | Путь достижения счастья посредством разума | |
Средневековая христианская философия | Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания | |
Гегель | Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя | |
Кант | Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия | |
Учение «Живая Этика» | Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира. |
Схема № 3.