Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.
Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.
Для более детального рассмотрения данного вопроса необходимо учесть социальное расслоение российского общества для выяснения того, что индивид, принадлежащий к определенному слою, какую имеет жизненную позицию.
Различают такие классы, как рабочий класс, крестьянство и буржуазия.
Буржуазия - это господствующий класс капиталистического общества, владеющий средствами производства и эксплуатирующий наемный труд.
Рабочий класс - это наемные -работники, не имеющие средств производства и живущие за счет продажи рабочей силы, то есть своей способности к труду.
Рабочий класс является основной производительной силой индустриального общества. В индустриально развитых государствах происходит изменение состава рабочего класса. В категорию работающих по найму в настоящее время кроме промышленных и сельскохозяйственных рабочих включаются конторские и торговые служащие, работники сферы услуг.
Крестьянство— класс, который имеет двойственную природу, так как совмещает функции хозяина и работника в одном лице.
Понятие «класс» активно используется в современной науке. Вслед за К. Марксом (1818-1883) и М. Вебером (1864-1920) современные исследователи рассматривают экономические признаки в качестве основных для выделения классов.
Традиционно сегодня выделяют такие классы, как: 1) высший класс, 2) средний класс, 3) рабочий класс, 4) крестьяне.
Высший класс представлен людьми, владеющими собственностью или осуществляющими непосредственный контроль за ее распоряжением, то есть имеются в виду крупные промышленники, финансовые магнаты.
Средний класс — это служащие, так называемые «белые воротнички» и специалисты.
И наконец, рабочий класс — это люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом.
Маргиналы- это особая социальная группа. Маргинальность, если перевести с латыни, означает «находящийся на краю». Примером маргиналов могут послужить бродяги. Как правило, маргиналы занимают пограничное, промежуточное положение по отношению к каким - либо социальным общностям, например классовым, национальным, культурным. У маргиналов нарушается социальная регуляция поведения, их поведение становится асоциальным.
В зависимости от принадлежности личности к различным социальным группам определяется, в основном социальный статус личности.
В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида. Это положение определяется понятием «социальный статус». Социальный статус включает в себя атрибутивные (принадлежность к коллективу, классу, социальной группе и пр.), функциональные, оценочные (престиж) и нормативные признаки. В этой связи поведение, поступки личности оцениваются другими в соответствии с социальным статусом.
Социальныесвязи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (ролей, например, учитель, шофер, отец, дочь и т. п.), которые обозначают положение людей в социальной структуре общества. Под социальным статусом личности и понимают положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т. д. Иными словами, речь идет о правах, обязанностях, социально-экономическом положении и уровне жизни индивида.
Человек в жизни исполняет множество ролей и подчиняется множеству ролевых предписаний. В поликлинике он - больной, в театре - зритель, на службе - занимает определенную должность и т. д. Можно сделать вывод о том, что социальная роль - это ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, которые он должен выполнить, занимая определенное положение в обществе, т. е. обладая определенным социальным статусом.
Но индивид не только обладает определенным социальным статусом и ролевым набором, его постоянно оценивают другие индивиды, группы и общество, в котором он живет. Эта оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется престижем. А степень признания обществом личных и деловых качеств кого-либо определяется как авторитет.
Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т.е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности сегодня, - это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества, которые при реализации гарантируют благополучие и успех в личной и общественной жизни. Стратегия благополучия и успеха присуща всем индивидам вне социальной принадлежности. Чертами этой стратегии можно считать:
1. Наличие здоровья и физического совершенства как и стремления к этому совершенству.
2. Получение престижного образования и работа в фирме за значительное денежное вознаграждение и продвижение по служебной лестнице.
3. Благополучный брак и крепкая семья.
4. Наличие собственного жилья (европейского образца).
5. наличие легкового автомобиля (автомобилей).
6. Наличие дачи, яхты, вертолета, самолета и других существенных благ, позволяющих жить комфортно.
7. Здоровый моральный образ жизни и участие в престижных морально-нравственных проектах.
8. Высокая духовность, нравственность и душевная красота.
9. Трансформация добра и неприятие зла.
10. Другие существенные черты преуспевающего и благополучного человека.
Самореализация личности – это процесс и состояние уровня достигнутого при определенном возрасте. Уровне – позволяющем себя реализовать ( образование, воспитание, профессия, уровень научности, социальной активности), то есть свое оформившееся «Я» материализовать в жизни при этом, несомненно достичь благополучия, успеха и признания обществом своего вклада в ту или иную сферу человеческой деятельности.
В жизни, как правило, процесс и факт самореализации осуществляется не полностью. В этом случае личность, ее качественные и другие характеристики, способности и желания не востребуются обществом. Личность так и не реализуется как личность в силу того, что процесс самореализации ограничен по возрасту ( нижний предел – это возраст активной деятельности, а верхний активный предел – это пенсионный возраст. Однако, и после ухода на отдых отдельные личности продолжают процесс самореализации, но это более как исключение, а не правило.
Интересы.
Современное поколение вступает в мир не только новых рыночных отношений, духовных ценностей и идеалов, но и возрастающих материальных возможностей. И надо уметь правильно соотносить материальные и духовные потребности. Интересы людей выливаются в сохранении или преобразовании тех условий (институтов, норм взаимоотношений), от которых зависит распределение благ. Бывает, к сожалению, и так, что следование выбранному образу принимает форму чисто внешнего подражания. В таких случаях человек, исходя из определенных интересов, играет ту или иную роль, не совпадающую с его действительной сущностью. Так, робкий играет роль повесы, жизнерадостный надевает «маску» пессимиста, трусливый стремится превратиться в эдакого «супермена» и т.д. В обществе существуют различные интересы: индивидуальные, групповые интересы общества в целом. По направленности интересы делятся на экономические, социальные, политические, духовные, личные. Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, значение бесконечно многообразны.