Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.

Для более детального рассмотрения данного вопроса необходимо учесть социальное расслоение российского общества для выяснения того, что индивид, принадлежащий к определенному слою, какую имеет жизненную позицию.

Различают такие классы, как рабочий класс, крестьянство и буржуазия.

Буржуазия - это господствующий класс капи­талистического общества, владеющий средствами производства и эксплуатирующий наемный труд.

Рабочий класс - это наемные -работники, не имеющие средств производства и живущие за счет продажи рабо­чей силы, то есть своей способности к труду.

Рабочий класс является основной производитель­ной силой индустриального общества. В индустри­ально развитых государствах происходит изменение состава рабочего класса. В категорию работающих по найму в настоящее время кроме промышлен­ных и сельскохозяйственных рабочих включаются конторские и торговые служащие, работники сфе­ры услуг.

Крестьянство— класс, который имеет двой­ственную природу, так как совмещает функции хозяина и работника в одном лице.

Понятие «класс» активно используется в совре­менной науке. Вслед за К. Марксом (1818-1883) и М. Вебером (1864-1920) современные исследовате­ли рассматривают экономические признаки в ка­честве основных для выделения классов.

Традиционно сегодня выделяют такие классы, как: 1) высший класс, 2) средний класс, 3) рабочий класс, 4) крестьяне.

Высший класс представлен людьми, владеющи­ми собственностью или осуществляющими непос­редственный контроль за ее распоряжением, то есть имеются в виду крупные промышленники, финан­совые магнаты.

Средний класс — это служащие, так называемые «белые воротнички» и специалисты.

И наконец, рабочий класс — это люди, занятые преимущественно промышленным физическим тру­дом.

Маргиналы- это особая социальная группа. Маргинальность, если перевести с латыни, означа­ет «находящийся на краю». Примером маргиналов могут послужить бродяги. Как правило, маргиналы занимают пограничное, промежуточное положение по отношению к каким - либо социальным общностям, на­пример классовым, национальным, культурным. У маргиналов нарушается социальная регуляция поведения, их поведение становится асо­циальным.

В зависимости от принадлежности личности к различным социальным группам определяется, в основном социальный статус личности.

В рамках социологического знания огромное значе­ние имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида. Это положение определяется понятием «социальный статус». Социальный статус включает в себя атрибутивные (принадлежность к коллективу, классу, социальной группе и пр.), функциональные, оценочные (престиж) и нормативные признаки. В этой связи поведение, поступки личности оцениваются другими в соответствии с социальным статусом.

Социальныесвязи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (ролей, например, учитель, шофер, отец, дочь и т. п.), которые обозначают положение людей в социальной структуре общества. Под социальным статусом личности и понима­ют положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т. д. Иными словами, речь идет о правах, обязанностях, социально-экономическом положении и уровне жизни индивида.

Человек в жизни исполняет множество ролей и под­чиняется множеству ролевых предписаний. В поликли­нике он - больной, в театре - зритель, на службе - занимает определенную должность и т. д. Можно сде­лать вывод о том, что социальная роль - это ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, кото­рые он должен выполнить, занимая определенное поло­жение в обществе, т. е. обладая определенным соци­альным статусом.

Но индивид не только обладает определенным соци­альным статусом и ролевым набором, его постоянно оценивают другие индивиды, группы и общество, в котором он живет. Эта оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется престижем. А степень признания обществом личных и деловых качеств кого-либо определяется как авторитет.

Некоторые черты, влияющие на социальное положе­ние человека, имеют объективный характер, т.е. не за­висят от его желаний (национальность, пол, происхож­дение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж лич­ности сегодня, - это образование, квалификация и дру­гие личные и социально значимые качества, которые при реализации гарантируют благополучие и успех в личной и общественной жизни. Стратегия благополучия и успеха присуща всем индивидам вне социальной принадлежности. Чертами этой стратегии можно считать:

1. Наличие здоровья и физического совершенства как и стремления к этому совершенству.

2. Получение престижного образования и работа в фирме за значительное денежное вознаграждение и продвижение по служебной лестнице.

3. Благополучный брак и крепкая семья.

4. Наличие собственного жилья (европейского образца).

5. наличие легкового автомобиля (автомобилей).

6. Наличие дачи, яхты, вертолета, самолета и других существенных благ, позволяющих жить комфортно.

7. Здоровый моральный образ жизни и участие в престижных морально-нравственных проектах.

8. Высокая духовность, нравственность и душевная красота.

9. Трансформация добра и неприятие зла.

10. Другие существенные черты преуспевающего и благополучного человека.

Самореализация личности – это процесс и состояние уровня достигнутого при определенном возрасте. Уровне – позволяющем себя реализовать ( образование, воспитание, профессия, уровень научности, социальной активности), то есть свое оформившееся «Я» материализовать в жизни при этом, несомненно достичь благополучия, успеха и признания обществом своего вклада в ту или иную сферу человеческой деятельности.

В жизни, как правило, процесс и факт самореализации осуществляется не полностью. В этом случае личность, ее качественные и другие характеристики, способности и желания не востребуются обществом. Личность так и не реализуется как личность в силу того, что процесс самореализации ограничен по возрасту ( нижний предел – это возраст активной деятельности, а верхний активный предел – это пенсионный возраст. Однако, и после ухода на отдых отдельные личности продолжают процесс самореализации, но это более как исключение, а не правило.

Интересы.

Современное поколение вступает в мир не только новых ры­ночных отношений, духовных ценностей и идеалов, но и возрас­тающих материальных возможностей. И надо уметь правильно соотносить материальные и духовные потребности. Интересы людей выливаются в сохранении или преобразовании тех усло­вий (институтов, норм взаимоотношений), от которых зависит распределение благ. Бывает, к сожалению, и так, что следование выбранному образу принимает форму чисто внешнего подража­ния. В таких случаях человек, исходя из определенных интере­сов, играет ту или иную роль, не совпадающую с его действи­тельной сущностью. Так, робкий играет роль повесы, жизнерадо­стный надевает «маску» пессимиста, трусливый стремится пре­вратиться в эдакого «супермена» и т.д. В обществе существуют различные интересы: индивидуальные, групповые интересы об­щества в целом. По направленности интересы делятся на эконо­мические, социальные, политические, духовные, личные. Дея­тельность людей проявляется в различных сферах жизни обще­ства, ее направленность, содержание, значение бесконечно многообразны.


Наши рекомендации