Четвертый крестовый поход
Рядом с этими неудачными предприятиями европейских рыцарей совершенно отдельно стоит 4-й крестовый поход, сравнявший с неверными православных христиан-византийцев и приведший к гибели Константинополь. Инициатором его стал Папа Иннокентий III. Первейшей его заботой было положение христианства на Ближнем Востоке. Он захотел снова примерить латинскую и греческую церкви, укрепить господство церкви, а заодно и собственные притязания на верховное главенство в христианском мире.
В 1198г. он развернул грандиозную агитацию за очередной поход во имя освобождения Иерусалима. Папские послания были разосланы во все европейские государства, но, кроме того, Иннокентий III не обошел своим вниманием еще одного христианского правителя - византийского императора Алекскея III. Он тоже, по мнению Папы, должен был двинуть войска в Святую землю. Он дипломатично, но не двусмысленно намекнул императору, что в случае несговорчивости византийцев на Западе найдутся силы, которые готовы выступить против них. На самом деле, Иннокентий III мечтал не столько о восстановлении единства христианской церкви, сколько о подчинении Византийской греческой церкви Римско-католической.
Четвертый крестовый поход начался в 1202г., и первоначально его конечным пунктом намечался Египет. Путь туда лежал через Средиземное море, а крестоносцы, несмотря на всю тщательность подготовки “святого паломничества", флотом не располагали и поэтому вынуждены были обратиться за помощью к Венецианской республике. С этого момента маршрут крестового похода резко изменился. Дож Венеции Энрико Дандоло потребовал за услуги огромную сумму, а крестоносцы оказались неплатежеспособны. Дандоло это не смутило: он предложил “святому воинству" компенсировать недоимки захватом далматинского города Задара. В 1202г. Задар был взят, воинство крестоносцев погрузилось на корабли, и отправилось под стены Константинополя. Поводом для такого поворота событий послужила борьба за престол в самой Византии. Дож Дандело, которому понравилось сводить счеты с конкурентами руками крестоносцев, сговорился с предводителем “Христова воинства" Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий III поддержал предприятие - и маршрут крестового похода был во второй раз изменен.
Осадив в 1203г. Константинополь, крестоносцы добились восстановления на троне императора Исака II, который за поддержку обещал щедро заплатить, однако оказался не так богат, чтобы сдержать слово. Разгневанные таким поворотом дела “освободители святой земли - в апреле 1204г. штурмом взяли Константинополь" и подвергли его погрому и разграблению. После падения Константинополя была захвачена часть Византийской империи. На ее развалинах возникло новое государство - Латинская империя, созданная крестоносцами. Она простояла недолго, до 1261г., пока не рухнула под ударами завоевателей.
После падения Константинополя, призывы идти освобождать Святую землю на время затихли, пока дети Германии и Франции не отправились на этот подвиг, обернувшийся для них гибелью. Последовавшие следом четыре крестовых похода рыцарей на Восток успеха не принесли. Правда, во время шестого похода императору Фридриху II удалось освободить Иерусалим, но “неверные" через 15 лет вернули себе утраченное.
После провала восьмого похода французских рыцарей в Северную Африку и гибели там французского короля Людовика IX, призывы римских священников к новым подвигам “во имя веры Христовой" отзыва не находили. Владения крестоносцев на Востоке постепенно захватывались мусульманами, пока в самом конце XIII в. не перестало существовать Иерусалимское королевство.
В первую очередь, крестовые походы открыли европейцам другие страны. Благодаря контактам с Востоком европейцы познакомились с новыми приемами обработки металлов, в том числе с ювелирным ремеслом, с давних времен превосходно развитым на Востоке. Европейские ремесленники освоили производство дорогих тканей, которые прежде поступали только через купцов. Арабская медицина, основанная на многовековой греческой фармакологии и обогащенная восточными рецептами, оказала влияние на развитие медицины европейской. Большое влияние оказал Восток и на развитие сельского хозяйства средневекового Запада. Во-первых, крестоносцы привезли новые сельскохозяйственные культуры. Греча, рис, шафран вошли в обиход европейских крестьянских хозяйств. К тому же, за время крестовых походов в самой Европе сельское хозяйство начало развиваться несколько более свободно. Крестьяне, от которых феодалы требовали преимущественно денежную ренту, а не продуктовый оброк, стали гораздо более самостоятельны, и сеяли не только то, что от них требовалось. Некоторые участники крестовых походов (в том числе и рыцари), вернувшись из похода на родину, сами начинали заниматься сельским хозяйством, наученные восточным опытом. Благодаря крестовым походам европейские купцы освоили новые торговые пути, на которых прежде безраздельно хозяйничали арабы и византийцы. Генуя и Венеция, две вечные соперницы, именно благодаря крестовым походам многократно умножили свои богатства. С конца XIII века одним из важнейших элементов торговой деятельности Западной Европы стала так называемая «левантийская» торговля. Это было основное направление, по которому теперь в Европу поступали восточные товары. Контролировали этот путь сами европейцы, не зависевшие более от Византии. В Восточном Средиземноморье венецианцы и генуэзцы, первопроходцы восточной торговли, основали множество купеческих поселений — факторий. Богатейшая греческая культурная и научная традиции сохранились главным образом в землях, принадлежавших Византии, там, где в римскую эпоху цвела эллинистическая культура. Когда в Малую Азию и на Ближний Восток пришли арабы, они восприняли обширное наследие греческих философов и ученых. Труды Аристотеля и Платона, Гиппократа и многих других выдающихся греков были переведены на арабский язык. Эти переводы в XII—XIII веках попали в Европу. Многим просвещенным европейцам к этому времени были уже тесны рамки «христианской науки», главной дисциплиной которой по-прежнему было богословие. Научные труды по механике, медицине, написанные арабскими учеными на основе трудов древних греков, пробудили в европейцах интерес и к первоисточникам. Европейское Возрождение, эпоха невиданного расцвета светской культуры и науки, многим обязано именно арабам. Начиная с XIV века, итальянские, французские, английские ученые занимались поиском греческих рукописей, переводов книг греческих мудрецов, осваивали греческий и переводили эти книги на более близкую и привычную для европейцев латынь.
Падение Римской империи в 476 г.н.э. ознаменовало начало в Европе эпохи средних веков (V-XVв.в.), периода феодальных отношений .Характерными чертами феодализма были закрепощение крестьян , господство натурального хозяйства , иерархическая структура общества и медленные темпы его развития . Основной темой философствования была тема Бога , проблема соотношения веры и знания .
Само христианство возникло на волне кризиса и распада Римской империи и поначалу и поначалу была религией обездоленных и рабов .
В развитии христианской средневековой философии принято выделять два крупных периода . Первый – патристика, или учение “отцов церкви” (А. Августин и др.), которые заложили основы религиозной философии . Второй период – схоластика (Фома Аквинский и др), когда эта философия стала достоянием общественного сознания и духовной культуры общества . В рамках схоластики выделялись такие течения , как реализм и номинализм .Основными авторитетами для средневековой философии были Платон и Аристотель .
«Философия – служанка богословия»- Мировоззрение средних веков было теоцентрическим - первопричиной всего существующего является Бог, религия является исходным пунктом и основой всякого мышления. Сознание дано человеку, чтобы он испытывал муки души, потерявший связь с Богом. Сознание как наказание человека за грехи. Считали, что истинным бытие обладает только Бог. Бог есть само бытие. Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно. Человек сам своими силами не способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь. Центр философского мышления-
Бог. Бог является высшей сущностью, все остальное не существует. Бог является наивысшем благом и причиной всякого блага. Бог есть не природа, не бытие, а Дух.
Аврелий Августин Блаженный был наиболее заметной и влиятельной личностью в философии периода патристики . Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения, стоявший на позициях неоплатонизма. Он проповедал тезис о превосходстве веры над разумом.