Понятие науки. Специфика и структура научного познания
Специфика научного познания:
1) Специфика научного познания определяется, прежде всего, непосредственно спецификой самого объекта научного познания. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые или человеку не даны в опыте или могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего.
2) Наука предполагает с необходимостью использование специального языка, поскольку возможностей обыденного языка принципиально не хватает для научного описания по ряду причин. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в наличную практику человека. Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом.
3) Научные исследования нуждаются в особой системе специальных орудий , которые непосредственно позволяют выявить возможные его состояния.
4) Стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от обыденного опыта предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой требуют особой специальной подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного познания, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами.
Структура:
Эмпирический уровень: Базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Предполагает осуществление наблюдений, индуктивных обобщений и экспериментальную деятельность. На этом уровне в объекте фиксируются факты, дается их описание на ступени явления. Средства этого уровня включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Данное познание доставляет материал, который затем обрабатывается теоретическим познанием. На этом уровне выявляются явления и их связи.
Теоретический уровень: На этом уровне отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия. Идеализированные теоретические объекты наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые методы построения теории; методы логического и исторического исследования.
Главной задачей этого уровня является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями, а также объяснение изучаемых явлений. Здесь знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий.
Метатеоретический уровень: идеалы и нормы научного исследования ( Они включают в себя идеалы и нормы: 1) обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и организации знания), научная картина мира (– это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов), философские основания науки (Философия является средством адаптации научного знания к господствующим в культуре установкам. Философия выступает в качестве методологического основания науки, поскольку занимается выявлением, разработкой и обоснованием методов познания, активно используемых в последствии наукой. Философия сама является методом познания, поскольку всегда определяет стратегию познавательной активности.)