Пример взаимодействия философии и науки
Вопрос №1.3
Философию часто определяют как область познания, в которой исследуются всеобщие и наиболее глубокие принципы понимания действительности. Раскройте смысл данного определения. Что такое всеобщность и глубина (фундаментальность) философских принципов и категорий. Приведите примеры (2-3) философских принципов.
Ответ:Философская картина мира строится через раскрытие сущности таких категорий (понятий), как бытие, субстанция, материя, форма, движение, время, пространство, через постижение их внутренней взаимосвязи. Философское мышление постоянно пульсирует, сталкивая между собой противоположности "мир — человек", "бытие — мышление", "материя — сознание", "природа — дух", "материя — форма", "историческое — логическое", "движение — покой" и т. д. Всеобщность, глубина и конкретность философской мысли непосредственно связаны с методом, применяемым для ее развертывания, иначе говоря, с методом мышления, с методом философствования. Все содержание диалектического учения формулируется и передается через категории. Каждая категория отображает всеобщие, существенные, необходимые, закономерные отношения, свойства и связи действительности. Поэтому каждая внутренне взаимосвязанная группа категорий выражает всеобщие и сущностные закономерности, присущие самой объективной действительности [1].
С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.
Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за несомненную и непоколебимую истину, для философии часто служит лишь отправным пунктом размышлений. Поэтому в философии есть место для самой разнообразной тематики исследований. Философия есть продукт и наиболее яркое воплощение одного из самых замечательных свойств человеческого разума — его свободы. Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения человека к окружающей его действительности, к совершенствованию его способа видения мира [2].
Примеры философских принципов:
1) Принцип познаваемости мира: это принцип диалектико-материалистической философии, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика [3].
Агностицизм – термин, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира [4].
2) Принцип детерминизма является одним из фундаментальных принципов философского учения о бытии. Он содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм. Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации [5].
Вопрос № 4.7
В жизни зло не всегда наказывается, а добро не всегда вознаграждается. Как смотрел на эту проблему И.Кант? Согласны ли вы с его позицией?
Ответ:Вопрос о добре и зле занимал умы многих философов. И.Кант также рассматривал эту проблему. Вопрос о зле перетекает в кардинальный вопрос, что представляет собой человек. В человеческой природе он пытается отыскать источник зла. Кант подчеркивает, что источник зла не содержится ни в определяющих волю объектах, ни в природных склонностях человека. Его следует искать единственно «в правиле, которое произвол устанавливает себе для применения своей свободы, то есть в некоторой максиме». Как добрые, так и злые поступки должны представлять собой свободные действия для того, чтобы о них можно было судить с точки зрения морали. Собственно зло понимается Кантом как отклонение регулирующих действия человека правил от сформулированного им принципа нравственности. Другими словами, оно состоит в отклонении максим поступков от морального закона. Кант называет три субъективных основания, определяющих волю человека, как злую. Это, во-первых, человеческая слабость к соблюдению правила, объяснением чего служит конфликт между знанием, разумным намерением и волей. Во-вторых, склонность к смешению неморальных мотивов с моральными, или «недобросовестность», происходящая из того, что человеку требуются дополнительные стимулы для следования требованиям морали. В-третьих, склонность к принятию злых максим, или «злонравие человеческого сердца», заключающееся в том, что человек действует не из уважения к моральному закону, а из других мотивов.
Зло возникает тогда, когда чувственные склонности и потребности становятся определяющими при выборе максимы и когда человек действует под их влиянием, а не из чувства долга. Кант многократно подчеркивает в работе о религии, что причину зла следует искать не в подчиненности человека законам природа, напротив, зло управляется законами свободы. Человек не детерминирован биологически в своих поступках. Зло возникает вследствие свободного включения человеком того, что диктуют ему его склонности и желания, и правила своего поведения. Свободный выбор человека в пользу следования влечения и требованиям чувственности есть условие того, что он несет ответственность за совершенное им зло и что это зло ему можно вменить в ответственность [6].
Кант сформулировал «главный закон нравственности», категорический императив:
· «я всегда должен поступать так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон»;
· «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»;
· «чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только, как к средству» [7].
Кант ссылается на повседневный человеческий опыт, который свидетельствует о том, что добрые дела часто не вознаграждаются, а напротив, оказываются пагубными для человека, в то время как зло, преступления приносят выгоду, способствуют успеху и далеко не всегда наказываются. Но справедливость, полагает Кант, есть нечто абсолютное. Попранная справедливость обязательно восторжествует. Поскольку это отнюдь не обязательно в реальной, посюсторонней жизни людей, следовательно, необходимо допустить существование загробной жизни и божественное возмездие. Эта вера в безусловное торжество справедливости характеризуется Кантом как «моральное доказательство» бытия Бога, которое, как он постоянно подчеркивает, не следует смешивать с теоретическим, логическим: последнее в принципе невозможно. Таким образом, Кант доказывает необходимость веры в Бога [8].
Я согласен с позицией Канта. Справедливость восторжествует. Добро должно вознаграждаться, а зло наказываться, даже если в этом мире так бывает не всегда. Проблема добра и зла – важная философская проблема. Человек обладает свободой, свободой выбирать между добром и злом.
Вопрос №9.5
Раскройте суть закона единства и борьбы противоположностей. Приведите несколько (3-5) примеров проявления данного закона.
Ответ:Одним из всеобщих законов развития является закон единства и борьбы противоположностей. Заслуга обоснования и теоретической разработки закона принадлежит немецкому философу Гегелю. Закон звучит так: все явления, процессы объективно-реального мира и сознания содержат в себе противоположные стороны. Отношения между этими сторонами – противоречия – являются для любого момента действительности способом его существования, причиной изменения и развития.
Противоположности – это стороны, свойства, отношения единого целого, которые в одно и то же время и в одном и том же отношении взаимополагают (не существуют друг без друга) и взаимоотрицают друг друга («вступают в борьбу»). Противоречие является отношением взаимополагания и взаимоотрицания противоположностей. Данное отношение не возникает мгновенно, а является результатом развития: сначала появляется различие, углубление которого ведет к появлению противоречия. Борьба противоположностей – динамический процесс, в котором одна из них стремится подавить другую, подчинить ее себе [7].
Различают следующие противоречия:
Внутренние противоречия – взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта. Например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием с внешними условиями, со средой.
Внешние противоречия – это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например, между обществом и природой, организмом и средой.
Антагонистические противоречия – это взаимодействие между непримиримо враждебными силами. Термин «антагонизм» распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко: в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции [9].
Всякая система существует как динамическое равновесие противоположностей, однако борьба этих противоположностей приводит к переходу всей системы в новое качественное состояние с новым набором противоположностей. «Победа» одной из противоположностей приводит к исчезновению системы противоречия – обеих противоположностей.
Единство противоположностей обеспечивает устойчивость системы, а борьба противоположностей – ее развитие. Закон единства и борьбы противоположностей определяет источник развития системы [7].
Примеры проявления закона единства и борьбы противоположностей:
1. Атом – система, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.
2. Химический процесс: соединение и разложение атомов.
3. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. Психическая деятельность человека: возбуждение и торможение нервных процессов, концентрация и рассеивание возбуждения.
4. Процесс познания: индукция и дедукция, анализ и синтез.
5. Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства.
Вопрос №13.2
Раскройте мировоззренческую и методологическую функции философии по отношению к научному знанию. Приведите несколько (3-5) примеров подобного взаимодействия философии и науки.
Ответ:Мировоззрение – система взглядов и представлений и мире, человеке и их взаимодействии.В общем виде мировоззренческая роль философии состоит в том, что от того или иного философского решения всеобщих мировоззренческих проблем зависит подход и решение специфического преломления этих проблем в рамках любой специально научной или обыденной мировоззренческой системы. Мировоззренческая функция: философия является основой формирования любого типа мировоззрения – религиозного, мифологического, обыденного, конкретно-научного, общенаучного и единого философского. Методологическая роль философии – определение основных направлений, методов и приемов, которые нужно использовать для эффективного познания и целенаправленного воздействия человека на любой процесс [7]. Философия выступает всеобщей методологией формирования знания, на всех уровнях и во всех конкретных формах. Все конкретные методы познания так или иначе вытекают из общефилософской методологии.
Другими словами, это путь исследования, прокладываемый философом или ученым к предмету своего изучения. Традиционно методологические проблемы разрабатывались в рамках философии, но с возникновением отдельных наук наряду с философскими (всеобщими) получили развитие и конкретные, частнонаучные методы. Другой важной методологической функцией философии является разработка всевозможных категорий, играющих принципиальную роль как в философии, так и в отдельных научных дисциплинах. Заметим при этом, что, оперируя предельно широкими понятиями, т.е. категориями, формулируя их, философия наряду с методологической выполняет одновременно и мировоззренческую функцию. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми [10].
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она образует костяк научной картины мира, придает „всем другим наукам систематическое единство (Кант). При этом каждая наука вносит свой посильный вклад в создание такой картины. (Мировоззренческая функция заключается, конечно, и в том, что философия обусловливает формирование необходимых ценностных ориентации.)
Методологическая функция философии заключается в направляющем воздействии на науки, что обусловливает их развитие более оптимальным образом, помогает преодолевать трудности своего развития; при этом она как бы в снятом виде содержит в себе мировоззренческую функцию.
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
– является ли философия наукой;
– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
– соотношение философии и вненаучного знания..
Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
Пример взаимодействия философии и науки
Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:
– на первоначальные позиции ученого;
– его отношение к миру и познанию;
– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).
Философия и вненаучное знание.Вненаучное знание можно разделить:
– на заблуждения,связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;
– отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм [11].
Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней [12].
Вопрос №18.4
Раскройте смысл утверждения К.Маркса «Общественное бытие определяет общественное сознание». Согласны ли Вы с позицией Маркса? Дайте аргументированный ответ.
Ответ:Общественное бытие - материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства. Общественное сознание представляет собой сложную систему. Оно исторично: изменяется в связи с изменением социальной практики, других сфер общественной жизни. Общественное сознание – отражение в различных субъективных типах, сферах, уровнях и формах многообразия общественного бытия. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.
На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:
· Уровень материальной жизни и характер потребления;
· Формы общественной жизни;
· Географическая среда, в которой живет социальная общность;
· Историческое прошлое и т.д.
На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру развития общественного строя, общественных отношений. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.
Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого (произведения искусства, нравственные нормы). Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. Хотя общественное сознание зависит, в целом, от уровня развития общественной жизни, оно обладает относительной самостоятельностью.
Общественное сознание каждой эпохи опирается на традиции, обычаи, взгляды и теории предшествующих эпох. Относительная самостоятельность общественного сознания поэтому связана с его устойчивостью. При этом, общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого, но, с другой стороны, новые идем и теории могут опережать уровень развития общественного строя.
Нужно отметить неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания (экономическое, политическое, религиозное, этическое, эстетическое, правовое, историческое).
Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют свою практическую деятельность в экономике, политике и т.д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей.
Таким образом, общественное сознание выступает как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновения и совершенствование различных видов деятельности [7].
К.Маркс пересмотрел понятие объективного применительно к жизни общества. Объективное – результат самой практической деятельности людей. Но люди не свободны в выборе форм общества. Историческая энергия людей определена теми условиями, в которых люди находится, производительными силами, приобретенными ранее, общественными формами, существующими до них. Производительные силы – совокупность субъективных и объективных факторов, необходимых для превращения вещества природы в нужные человеку продукты. Производственные отношения – материальные, не зависящие от воли и желания людей отношения, которые складываются между ними в процессе производства материального продукта и его дальнейшего движения вплоть до сферы его потребления.
Я согласен с позицией К.Маркса. Соответствие производственных сил и производственных отношений определяет общественное сознание. Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.