Философия о смысле жизни и ценностях человека
Смысл жизни и призвание человека
Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
· «В чём состоят жизненные ценности?»
· «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
· «Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Философские подходы к смыслу человеческой жизни
Смысл жизни относится к числу вечных вопросов философии. Известно, что философия – это миро- и жизнепонимание. Поэтому всякое философствование в конечном счете есть философствование о смысле жизни. Потребность в смысле жизни является одной из кардинальных потребностей человеческого существования, так как это есть потребность в чувстве полноты жизни, причастности миру и бытию. Многозначность термина «смысл» обуславливает дискуссионность вопроса о содержании и границах смысла жизни как онтологической данности.
Теоретические подходы к смыслу жизни.
1. Смысл жизни заранее объективно предопределен Богом, мироустройством, эволюцией. Смысл жизни есть нечто «объективно должное». Нужно лишь постичь этот заданный человеку смысл и следовать истинному пути. В рамках этого подхода несколько версий: а) теологическая и связанное с ней религиозное мировоззрение; б) идеалистическая; фаталистическая.
2. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях. Выдающийся философ XX в. М. Хайдеггер считает: смысл жизни существует в глубинных основаниях бытия, этот смысл есть, но он сокрыт. Уникальность человека в том, что он может попытаться постигнуть это бытие.
3. Жизнь не имеет смысла (нигилистическая версия). Одно из первых выражений пессимистических оценок смысла жизни – Ветхий Завет, книга Екклизиаста.
4. Смысл жизни в самой жизни. Это оптимистический подход к данной проблеме. Философская концепция смысла человеческой жизни исходит прежде всего из ее самоценности и самоцельности жизни. С точки зрения целей, которые человек ставит пред собой, существуют две диаметрально противоположные концепции смысла человеческой жизни, которые лаконично формулируются так: «Иметь или быть».
5. Смысл жизни – поиск смысла, творчество, созидание смысла и сообщения его жизни.
Аксиология. Ценности, их виды, ценностные ориентации человека в мире
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией.
Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.