Потребность человека в уважении, смысле жизни и самоактуализации»

Потребность человека в уважении, смысле жизни и самоактуализации»

Екатеринбург 2009 г.

ПЛАН

1. Потребность в уважении.

2. Потребность в смысле жизни.

3. Потребность в самоактуализации.

3.1. Фазы потребностей смысла жизни.

Список используемой литературы.

Потребность в смысле жизни

Актуальностьданной темы обусловлена тем, что потребности в осмысленности своего существования и самоактуализации — наиболее сложные и комплексные потребности человека. Являясь био-социальным существом, человек не может быть доволен реализовав исключительно базовые потребности. Только лишь удовлетворение этих – социальных потребностей позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. В ином случае, личность ждет череда фрустрации и потеря «вкуса к жизни».

Проблемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций — они создали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся для себя изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Часто у них появляется иррациональная агрессия по отношению к другим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал решение о самоубийстве: "Надоело уже — утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся..."». Никакого смысла, кроме регулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования — причина многих трагедий и самоубийств.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. Даже если все названные потребности удовлетворены, — пишет он о первых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты — сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен... На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении».

Объект – потребности человека.

Предмет – потребности человека в смысле жизни и самоактуализаий.

Цель: изучение потребности человека в смысле жизни и самоактуализации.

Задачи:

- изучение р

Список используемой литературы

1.Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. «Поведение потребителей». СПб.: Питер, 2002 г.

2.Ершов П. «Потребности человека». М. : Мысль, 1990 г.

3.Маслоу А. «Мотивация и личность». СПб.: Питер, 2003 Г.

4.Смирнова Е. «Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. Пособие». М.: ГОУ ВО «МГУС», 2004 г.

Дополнительно

Этика потребления

žЭтика потребления¤ – это понятие было порождено потребительским бумом 50-60-хгодов, переориентацией макроэкономической политики на стимулирование спроса, повышением уровня индивидуального потребления и рассмотрением кри-

терия потребления как определителя уровня социальной справедливости в обществе. Важную роль сыграла индустрия массовой информации и рекламы, связывающая потребление материальных благ с понятием престижности.

Сегодня под обществом потребления понимают общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок. Это явление связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т.п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которое формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют žэкономикой потребителя¤ (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а напротив – спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

Общество потребления является одним из вариантов (наряду с такими вариантами, как государство всеобщего благоденствия, смешанная экономика, постиндустриальное общество) конечного состояния так называемой трансформации капитализма, то есть теории эволюции капитализма в некапиталистические общества. Общество потребления – это состояние большинства развитых стран мира, в первую очередь стран Запада. Такие общества характеризуются тем, что каждому индивидууму в таком обществе в сознание внедряется идея необузданного потребления всего, что только можно, а в связи с этим и культ частной собственности, как высшего проявления потребления. При этом само потребление возводится в принцип – иной раз даже если старая вещь все еще годна к употреблению, ее все равно меняют из-запотери модности, привлекательности и т. д. В связи с этим весьма значимым становятся упаковка товаров и их реклама – стоимость их иной раз превышает себестоимость производства самих товаров. Поэтому в качестве синонима иногда употребляется термин žобщество упаковки¤.

Вполне понятно, что обеспечение подобного положения вещей невозможно в случае ведения экономического хозяйства в его исконном смысле, а именно в домоводстве в целях соблюдения баланса, который заключается в принципе žпотребление ровно в том объеме, который требуется¤. Общество потребления – прямой потомок рыночной экономики, то есть хрематистики (от греч. деньги, обогащение)

– учения о получении выгоды ради самой выгоды. Страны Запада, как осколки бывших империй, высасывали и до сих пор высасывают ресурсы для поддержания своего уровня потребления из прочих стран мира. В России навязывается тот же самый культ потребления, причем в достаточно диком варианте. Крупнейшие центры – Москва и в меньшей степени Санкт-Петербургпревращаются в черные дыры потребления, которые высасывают ресурсы из остальных регионов России. Можно

предположить, что подобное положение вещей создается нарочито в рамках создания пресловутой системы сдержек и противовесов, когда объединенные одной этнической принадлежностью люди должны быть разделены на некоторые классы, которые не позволят людям объединиться в борьбе против узурпировавших власть наднациональными группами. Это – продолжение политики žразделяй и властвуй¤ в отношении граждан собственного государства.

Как реакция на безудержную экспансию ценностей общества потребления формируется позиция, представители которой предлагают альтернативные программы социального развития. Среди них те, кто призывает к широкому распространению норм этики потребления.

Однако нередко лозунги оппозиции обществу потребления звучат излишне радикально. Так, один из вариантов этой оппозиции – экофилософия – в большинстве своем относится к этике общества потребления как ко вчерашнему дню. При обсуждении противоречий внутри собственного поля деятельности, дискурс экодвижения отмечен довольно высокой толерантностью к мнению оппонента. А вот этику потребления экофилософы оценивают как общего внешнего врага, с которым необходимо бороться, либо просто обходят ее вниманием. Однако этика потребления жива, и потребители руководствуются ею более активно, чем ценностями экологии. Несмотря на возрастающий корпоративный интерес к включению этической компоненты в свои рекламные и пиар-программы,нет четкого понимания, насколько важным для потребителя является этичность продукта на фоне остальных критериев.

Исследования, проводимые в течение последних двух десятилетий, показывают, что в критериях оценки выбора потребителем присутствует динамика. Так в 1990-хгодах маркетинговые исследования показали, что существует разрыв между тем, как потребитель оценивает для себя важность этических постулатов, и насколько он в реальности руководствуется ими при совершении практического потребительского выбора.

Модель Остергуса 1997 года рассматривала такие компоненты потребительского выбора как личную выгоду, стоимость, личную систему ценностей, влияние общественного мнения, знание о возможных негативных последствиях приобретения и доверие к бренду. Остергус на основании потребительских выборок пришел к выводу, что личная выгода побеждает нормативные установки. Заметим, однако, что критерии личной выгоды по сути являются частью этики общества потребления, а вовсе не встроенным психологическим свойством. Процесс реструктуризации этической системы рано или поздно затронет и так называемые личные интересы. Вина в то, что экологические нормы рассматриваются Остергусом как внешние, по сути, лежит на форме подачи сообщения экологическими движениями.

Однако общество меняется, и проведенное в 2004 году Ойгером и Девинни маркетинговое исследование показало, что на Западе уже существуют кластеры потребителей, для которых такой критерий как биоразлагаемость упаковки оказывается критичным. Исследователям однако оказалось сложно предсказать, кто именно попадет в этот кластер. Ойгер однако не нашел корреляции с такими классическими критериями маркетинга как пол, возраст и уровень дохода. Единственным существенным критерием, влияющим на формирование экологической этики

в потребителе оказалось личное сотрудничество с общественной экологической организацией или работа в ней знакомых.

Похожие результаты дали и социологические исследования, проведенные на российских лесоперерабатывающих предприятиях, на которых исследовалась практика введения должностей экологического менеджера. При этом если вначале основным элементом мотивации для экоменеджера являлись деньги, постепенно в их мировоззрении начинали происходить сдвиги, они начинали верить в экоэтику

иони становились экологическими активистами. На основании этих исследований можно было бы выдвинуть гипотезу, что этические конструкции быстрее внедряются при личном общении и существовании диалога, чем через средства массовой информации. Однако существует вероятность, что объем коммерческой рекламы, на Западе к моменту проведения исследований, еще не достиг žточки кипения¤, когда он начинает реально влиять на процесс потребительского выбора.

Тем не менее, используя для передачи этического сообщения систему массовой коммуникации, придется мириться с существенной задержкой в изменениях потребительского мировоззрения. Поэтому имеет смысл говорить о технике построения сообщения переходного периода: на стадии формирования новой этики существенная часть потребителей будет на словах придерживаться экологических принципов, а на практике – ценностей общества потребления. Соответственно, сообщение необходимо проектировать с учетом баланса обеих систем ценностей.

Рассмотрим важные компоненты системы ценностей общества потребления, считающиеся большинством потребителей позитивными, которые при этом вступают в прямой конфликт с экологической этикой, а именно сакрализацию новизны

игигиены.

Отношение к прогрессу как к универсальному добру привело к тому, что одной из основных ценностей в обществе эпохи модернизма стала новизна. Требование новизны в явном виде присутствует, например, в процессе научной деятельности, но при этом оно же неявно отражается на всех аспектах существования общества. В поведении потребителя присутствует постоянная жажда товарной новизны, опосредованно связанная с прогрессом, в том числе развитием массового производства и технологии. Современный потребитель постоянно хочет покупать и обновлять свои вещи даже тогда, когда это противоречит рациональным представлениям о нормальной жизнедеятельности. Освящение новизны было многократно осуждено в рамках послевоенного философского дискурса, но осудить мало, а адекватной альтернативной этической системы предложено не было. В результате европейский и российский потребитель по-прежнемупотребляет с очень высокой скоростью, а соответственно, с такой же высокой скоростью порождает отходы потребления в виде мусора. Несоответствие циклов потребления среднего потребителя циклам круговорота веществ среднего биогеоценоза стало одним из факторов, позволивших экологам назвать общество потребления злом. В противовес этой тенденции выдвигается принцип reuse – использование старых вещей и recycle – переработка материала.

Другим мифом общества потребления является вера в гигиену. Современная медицина проектировала свои сообщения, опираясь в основном на механизм провоцирования фобии и пропагандируя стерильность как панацею от осложнений.

Тактика оказалась вполне успешной – у потребителя была выработан страх перед любыми микроорганизмами, несмотря на то, что большинство микроорганизмов являются непатогенными и формируют важный слой любой экосистемы, в том числе внутренней среды человеческого организма. Попытки оправдать бактерии в рекламе существуют – например, žполезные бактерии¤ в йогурте, но эти попытки разнородны и также не опираются на целостную этическую систему, поэтому не снимают фобию перед негигиеничным товаром полностью.

В результате потребитель отдает предпочтение продуктам, которые индивидуально упакованы в полиэтиленовую пленку, либо стерилизованы фабричным способом. Эту же проблему усугубляет одноразовая посуда. В результате культура гигиеничного потребления порождает дополнительный слой потребительского мусора, без которого прекрасно обходились большинство культур, отличных от культуры модернизма. Экологические активисты для решения этой проблемы предлагают два принципа потребления: reduce – уменьшение упаковки и reuse – использование бывшей в употреблении упаковки.

Как ни странно, культ гигиены оказался окружен более сильным защитным поясом, чем культ новизны, и нападений на него со стороны воинствующих экологов гораздо меньше. При этом соображения гигиены в обсуждениях с контрольной группой назывались в числе первых при отказе от выбора товаров, спроектированных по принципам экологического дизайна.

Кроме мифов, сформировавшихся в недрах модернизма, адаптации потребителем экологической этики мешает и естественный процесс искажения информации в процессе формирования смыслов, названный Р. Доукинсом меметической мутацией (мем (англ. meme) – единица передачи культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др.). Примером такой мутации служит повышенный спрос на товар, рекламируемый как природный или натуральный. Любовь к природе, прививаемая экологическими организациями, выражается в том, что кусочек природы хочется завести себе, предпочтя žнатуральное¤ синтетическому. При этом урон экосистемам, наносимый в результате неконтролируемой добычи или культивации органического материала, оказывается в несколько раз выше, чем при производстве синтетического материала.

Подобные мутации ценностей показывают, что невозможно и не нужно в такой сложной системе, как человеческое общество, полностью предусмотреть динамику развития этики и результаты ее внедрения. Мы просто заметим, что обе системы ценностей, как и происходящие в них изменения, объективно существуют, и необходимо найти компромисс между ними.

Попытка нахождения компромисса зародилась не в рамках дискурса об экологической этике, а среди социологов, политологов и экономистов. Она вылилась в теорию, которая сегодня в России известна под названием žэкологическая модернизация¤. Это оптимистическая школа экологического мышления, основной целью которой является реформирование общества, основанного на массовом производстве и технологическом прогрессе, без отказа от явных преимуществ, которые данная модель общества предоставляет потребителям. Экологическая модернизация, таким образом, является новым философским витком модернизма, основанном на объединении идеалов модернизма с отдельными экологическими ценностями. По-

следователи экологической модернизации верят в то, что такой компромисс возможен. В отличие от экологических общественных движений, движимых биоцентрической этикой, экономическая модернизация не рассматривает ценности общества потребления как зло. Наоборот, поддержание прогресса в производстве, хотя и в несколько иной форме, является центральной идеей экомодерна.

Идеи экологической модернизации появились независимо в рамках нескольких школ в начале 1990-хгодов. Первыми ее теоретиками были Дж. Хубер и

У.Симонис в Берлинском центре социологии, впоследствии их идеи в рамках европейской ветви теории развили голландцы А. Мол, Г. Шпааргартен и Д. Зонненфельд. Философскими основаниями теории занимался М. Хайер.

Американская версия теории экономической модернизации сильнее ориентирована на экономическую практику, чем на философский дискурс. В результате американцы четко определяют роль дизайнера в новой структуре промышленности. Основными представителями движения в Америке являются П. Хокен и супруги Ловенсы, называющие свою версию реформы žПриродным капитализмом¤, и

У.МакДона, популяризировавший идеи экологической модернизации под брэндом žCradle to Cradle¤ (žИз колыбели в колыбель¤).

Существует российская школа, исследующая экомодернизацию именно как общественное движение и перспективы адаптации экомодерна в нашей стране. Ее заметными представителями являются Яицкий, Пахомов и Кулясов.

Основными действующими лицами и источниками импульса реформы и авторами сообщения – разные представители школ называют разные социальные слои. Так, Хубер и Мол основной действующей силой модернизации считают бизнес, а основным механизмом модернизации – обновление производства. С ними в основном солидарна американская школа в лице как Хокена, так и МакДоны, чуть большую роль, отводящая отдельному специалисту, находящемуся в критических производственных точках: предпринимателю, инженеру и дизайнеру. М. Джоник центральным элементом модернизации считал государственную политику, а основным механизмом – законодательную регуляцию. М. Хайер заглавную роль отводил экологической философии, предоставляющей остальным членам общества базу для формирования собственного мнения. П. Христоф, Д. Гибс и Дж. Мерфи полагали, что основными действующими силами с одной стороны, по-прежнемуявляются крупные некоммерческие общественные организации, а с другой — возникающие с появлением интернета мелкие сетевые социальные объединения по интересам, быстро формирующие свою внутренние этические подсистемы. Интересно, что социологическое исследование Ойгера подтверждает первую часть этой версии: компания Старбакс начала вводить žорганическую¤ линию кофе под давлением негосударственных организаций при том, что продажи этой линии в первые годы не окупали себя. Очаги модернизации распределены географически: люди становятся экологически сознательными в тех местах, в которых последствия экологической катастрофы начинают влиять на их ежедневную жизнь. Экологиче-ски-сознательнаяячейка общества – семья является главным двигателем моде, а основным механизмом реформирования культуры видят систему образования. Эта концепция близка к западной идееэкологически-ответственногопотребления, когда основная ответственность за этичность решений ложится на потребителя.

Эмоциональная тональность теории модернизации в целом оптимистичная, как и у ее прародителя модернизма. Это привлекает к теории модернизации людей, уставших от пессимизма постмодернизма. Фактически, теория экологической модернизации предлагает структуру, в которую хочется верить, и неважно, претендует ли она на абсолютность и вечность. В рамках теории экологической модернизации существенное место отводится дизайнеру. При этом теория экологической модернизации является де-фактосамой актуальной теорией, связанной с экологическим движением, поэтому она является естественной основой для построения модели экологическогодизайн-проектирования.

Мы рассматриваем принципы построения сообщения с включаемой в него этической компонентой как в случае корпоративной рекламы, так и в случае негосударственных общественных организаций. Мы также исследуем внутрипрофессиональную коммуникацию среди студентов-дизайнеров,которым предстоит проектировать по экологическим принципам, то есть прививание этики через образование.

Литература

1.Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова – 2-еизд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007.

2.Бережной Н. М. Человек и его потребности / Н. М. Бережной. – М., 2002.

3.Виноградова М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учеб. пособие / М. В. Виноградова, З. И. Панина. – М. : Изда-тельско-торговаякорпорация žДашков и Ко¤, 2006.

4.Генкин Б. М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.

5.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа.– Т. 1. – М. : Мир, 1992.

6.Зеленкова И. Л. Прикладная этика: пособие для студентов высших учебных заведений / И. Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2002.

7.Ильясов Ф. Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен //

Ф.Н. Ильясов. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). – М. : Институт социологии РАН, 1993.

8.Конфликт экоэтики и этики общества потребления. Режим доступа :http://dissermv.blogspot.com/2010/04/blog-post_20.html

9.Лукьянова И. Е. Реабилитационная помощь лицам с ограничениями жизнедеятельности / И. Е. Лукьянова, В. Г. Суханов. – М., 2007.

10.Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии / В. В. Макаров. – М., 2000.

11.Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – пер. с англ. А. М. Татлыбае-

вой. – СПб. : Евразия, 1999 .

12. Николайчук Н. Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис /

Н.Е. Николайчук. – СПб. : Питер, 2005.

13.Орлов С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов,

Н.А. Дмитриенко. – СПб. : Питер, 2008.

Потребность человека в уважении, смысле жизни и самоактуализации»

Екатеринбург 2009 г.

ПЛАН

1. Потребность в уважении.

2. Потребность в смысле жизни.

3. Потребность в самоактуализации.

3.1. Фазы потребностей смысла жизни.

Список используемой литературы.

Потребность в смысле жизни

Актуальностьданной темы обусловлена тем, что потребности в осмысленности своего существования и самоактуализации — наиболее сложные и комплексные потребности человека. Являясь био-социальным существом, человек не может быть доволен реализовав исключительно базовые потребности. Только лишь удовлетворение этих – социальных потребностей позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. В ином случае, личность ждет череда фрустрации и потеря «вкуса к жизни».

Проблемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций — они создали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся для себя изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Часто у них появляется иррациональная агрессия по отношению к другим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал решение о самоубийстве: "Надоело уже — утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся..."». Никакого смысла, кроме регулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования — причина многих трагедий и самоубийств.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. Даже если все названные потребности удовлетворены, — пишет он о первых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты — сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен... На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении».

Объект – потребности человека.

Предмет – потребности человека в смысле жизни и самоактуализаий.

Цель: изучение потребности человека в смысле жизни и самоактуализации.

Задачи:

- изучение р

Наши рекомендации