Значение философии в жизни человека

Л.Г. Интымакова, Л.Н. Лабунская

ФИЛОСОФИЯ

(ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС)

Учебное пособие

по курсу «Философия»

Таганрог

Издательство Таганрогского государственного педагогического института

УДК 101.1

ББК 87

И 73

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Таганрогского государственного педагогического института

Рецензенты:

проф. каф. филос. и методологии науки ф-та философии и культурологии Ростов. гос. ун-та, канд. филос. наук В.В. Ляшов,

доц. Таганрог. гос. пед. ин-та, канд. филос. наук Н.П. Чередникова

Интымакова Л.Г., Лабунская Л.Н.

И 73Философия (практический курс): Учебное пособие / В авторской редакции. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. – 148 с.

ISBN 978–5–87976–452–9

Учебное пособие выполнено на кафедре философии Таганрогского государственного педагогического института. Материалы учебного пособия расширяют, уточняют и конкретизируют проблемы, излагаемые в лекционном курсе, дают возможность проверить усвоенные знания в форме ответов на вопросы для самоконтроля, выполнить творческие задания.

Рекомендуется студентам педагогических вузов, колледжей и всем, кто интересуется вопросами философиеи.

УДК 101.1

ББК 87

ISBN 978–5–87976–452–9 ã Интымакова Л.Г., Лабунская Л.Н., 2007
  Ó Издательство Таганрогского государственного педагогического значение философии в жизни человека - student2.ru значение философии в жизни человека - student2.ru института, 2007

_________________________

ПРЕДИСЛОВИЕ

Философская наука, являясь одной из самых древних и самых ёмких по содержанию и сложности излагаемого материала, всегда выступала в качестве некой интеллектуальной планки, взяв которую можно считать человека образованным в области духовной культуры. А это в свою очередь предполагает, согласно самой сути философии, дальнейшую и беспрестанную рефлексивную работу разума и души над вечными проблемами смысла жизни, человеческих ценностей, идеалов и проч. Гуманитаризация образовательного процесса предполагает изложение материалов предметных курсов с учетом этой специфики. Именно философия выступает той областью знания, которая формирует обозначенную позицию в изучении и понимании разнообразных предметных областей реальности. Только с помощью активизации философского потенциала личности можно решить сложные проблемы фундаментального характера – экологические, ресурсные, демографические, социальные, в т.ч. идеологические и мировоззренческие. Никогда ранее ответственность каждого человека, а тем более учителя, за результаты своей деятельности не была столь велика как теперь. Важно отметить, что философия не только формирует мировоззрение человека, но и выступает методологией научного познания. По мере усложнения связей и отношений, с которыми имеет дело наука, её проникновения на более глубокие структурные уровни материи роль философии в конкретно – научном познании возрастает. Специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний, верной методологии, овладевая которой личность получает реальную возможность на практике, в контексте собственной деятельности успешно использовать принципы философского знания обоснования на этой основе собственных знаний. В процессе обучения, овладевая аргументацией, в основе которой лежат принципы философского знания, нужно иметь в виду, что эти принципы доказываются всей историей развития философии и естествознания. В этой связи изучение истории философии имеет особое значение. Любая философская проблема есть история её различных обоснований и выбора из них того, что соответствует запросам данного времени.Изучение истории философии означает одновременно и овладение философской аргументацией.

В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек – закономерный фактор в его существовании.

Современная философия, как новый этап в развитии теоретической мысли, отражает состояние общества и положение дел в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. Она является теоретической моделью формирующейся информационной цивилизации, ее коэволюции с окружающей природной и космической средой, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.

Как и во всяком другом учебном пособии, в «Практическом курсе» по философии излагается определенная сумма знаний, необходимый их миминимум, позволяющий воспитывать культуру разумного мышления, выявлять и анализировать противоречия окружающей реальности, видеть ее в изменении и развитии. В предлагаемом учебном пособии, архитектоника которого раскрывает смысл предметной области философского знания в постановке и разрешении проблемы соотношения «Мир – Человек», излагаются темы системного курса в их генезисе, концептуальной и логической последовательности. Отличие этой книги состоит в том, что в ней особое место отведено нетрадиционному усвоению и изучению материала, рассчитанному на развитие интереса к философии и одновременно формирующему мотив и стимул к индивидуальной, а также самостоятельной работе студентов. Результатом этого процесса является формирование не только диалогического понимания в изучении материала, но полифонического, «многоголосного» подхода к организации обучения, где раскрывается эвристический и творческий характер философского знания.

_________________________

ВВЕДЕНИЕ

Философия, будучи формой общественного сознания и особой областью творчества, органично сочетает в себе научно-теоретическое и ценностно-духовное отношение к миру. Ничто не противоречит ее духу, как тиражированность, единообразие. Любой, кто бы ни открыл для себя эту удивительную область знания, приобщен к неиссякаемому источнику мудрости в становлении собственного мировоззрения. Тем более, когда речь идет о самостоятельном пути. Предлагаемое учебное пособие может быть использовано студентами и преподавателями в изучении систематического курса философии. Темы содержат несколько вариантов заданий, литературу и краткое изложение некоторых аспектов основных вопросов. Планы семинаров включают основные вопросы, которые необходимо осветить в теме. К некоторым занятиям рекомендуются темы рефератов, которые позволяют расширить знания студентов. Раздел «Вопросы и творческие задания» складывается из проблемных вопросов и таких знаний, которые развивают способности анализа, обобщения, умение делать самостоятельные выводы. Вопросы для самоконтроля помогут студентам проанализировать полноту и глубину своих знаний по теме. Сюда входят: определение основных понятий, расшифровка новых терминов и другие вопросы, необходимые для всестороннего освещения темы занятия. Наиболее сложные проблемы рассмотрены подробно. Приступая к самостоятельному изучению любой дисциплины, человек знает, что будет предметом его интереса. В отношении философии это мысль спорная. Не все так очевидно с «любовью к мудрости» (перевод с греческого слова «философия»). Отсюда – приблизившись к пониманию сущности и специфики философского, пожалуй, самого древнего, знания, осуществится эвристическая возможность выхода сознания на уровень теоретического понимания мира, самого себя, смысла жизни. Предметная область философии определяется отношением «мир-человек» и заключает в себе тысячелетний опыт искания людьми Правды, Истины и Добра. Иначе, через предметную специфику философии, историю ее становления, раскрывается объект и предмет философского знания. Именно эта задача решается в первом практическом занятии курса.

Тема 1

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВА

Основные вопросы к теме:

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

2. Генезис философии.

3. Предметная область философии:

4. Функции философии.

Список рекомендуемой литературы

1. Введение в философию. М.,1989. Ч. 1. Гл 1.

2. Мир философии. M., 1991. Ч. 1. Разд. l.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. § 1.

4. Философский энциклопедический словарь.

Вопросы и творческие задания

1. Объясните, почему вопрос об отношении мышления к бытию считается основным вопросом философии.

2. Назовите общие черты и различия между объективным и субъективным идеализмом.

3. В чем разница между метафизическим и диалектическим видением мира?

4. Выберите правильный, с вашей точки зрения, ответ или сформулируйте свой: философия-это...

a) наука

b) мировоззрение

c) стиль мышления

d) потребность души

e) ___________.

5. Как вы понимаете высказывание И.В. Гёте о том, что «каждому возрасту человека соответствует известная философия»?

6. Установите соответствие между понятиями и их «расшифровкой»:

гносеология отрицание познаваемости мира
онтология учение о развитии
диалектика учение о формах правильного мышления
логика учение о познании
агностицизм учение о бытии

7. Сравните основные исторические типы мировоззрения и заполните таблицу

наименование мифология религия Философия
Объект      
Способ описания      
Соотношение уравнений (мироощущение, мировосприятие, миропонимание)      
Время возникновения      

8. Проанализируйте следующие высказывания:

«...Рассмотрение почти всей философии предрасполагает к познанию бога» (Фома Аквинский);

«Философия, т.е. раскрытие разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только человеческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т.е. соборным, т.е. церковным ... Лишь церковная философия в силах решить проклятые вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и зла, личности и мирового смысла...» (Н.А. Бердяев);

9. Если следующие феномены культуры обозначить кругами, то какое место среди них будет занимать философия?

(Дорисуйте схему)

значение философии в жизни человека - student2.ru

10. Восполните недостающие элементы в традиционной схеме философского знания

значение философии в жизни человека - student2.ru

11. Кому из философов (или философских направлений) могут принадлежать следующие определение предмета философии:

– Философия – это наука и наиболее общих законах развития природы, общества и познания – ?

– Философия – это наука о всеобщем – ?

– Философия – это не наука, а деятельность по анализу языка – ?

12. Впишите в таблицу конкретные примеры связующих функций философии

Методологическая функция Гносеологическая функция Критическая функция
     
     
     

Основное содержание темы.

1. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. Субъектом или носителем мировоззрения может быть отдельный человек, группа людей или общество в целом. Мировоззрение имеет свою внутреннюю структуру, состоит из ряда элементов. Основой мировоззрения являются знания, определенная информация о мире. Однако одних только знаний для формирования мировоззрения недостаточно. В его состав входит также оценочный элемент, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценок обязательной составляющей мировоззрения являются убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями.

Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску. Убеждения предполагают не простое знание, понимание чего-либо, а обязательную уверенность в своей правоте, в истинности своих знаний. По мере развития общества характер мировоззрения и его специфические черты изменились.

Основными историческими типами мировоззрения являлись миф, религия и философия. Они возникли в разное время, и имеют характерные особенности. Студентам предлагается выяснить эти особенности, работая с рекомендованной литературой, и заполнить предложенную таблицу.

2. Существует несколько точек зрения на происхождение философии. Основными из них принято считать мифогенную, гносеогенную и мифогносеогенную.

Мифогенная концепция, как ясно из ее названия, пытается «вывести» философию из мифологии, из мифа. В мифах с помощью воображения и фантазии рисуется картина происхождения всего того, что окружало древнего человека, в том числе появление и его самого. Но миф не следует считать сказкой или чистой фантазией. Наши далекие предки не рассказывали их с цепью развлечения, они верили в них, жили мифом и в мифе, эмоционально переживая его события. Поэтому мифы не просто рассказывали, а декламировали, думая тем самым придать им большую силу, больший вес, помогая якобы осуществлению передаваемых рассказов, сливаясь с ними в ритуальных действиях во время празднеств. Один из догматов мифопоэтической логики, заключается в том, что сходство и тождественность сливаются; «быть похожим» это то же, что просто «быть кем-то». Поэтому, будучи похожим, исполняя роль силы природы или бога, человек, отправляя культ, облекался этими силами, сливался с ними, с личностью богов, и своими действиями после такого отождествления мог заставить соответствующие силы действовать так, как ему нужно. В это доисторическое время боги были явлениями природы, а не антропоморфными (человекоподобными) правителями государств, какими они стали позже, и которых человек мог только просить и умалять, будучи их рабом. Известно, что древние египтяне, к примеру, свое «переселение» на небеса осуществляли без непосредственных контактов с богиней неба. Они просто рисовали ее фигуру в полный рост внутри гробов и клали в ее объятия покойника. В этот момент считалось, что он уже на небесах, поскольку, по их мнению, рисунок богини и есть сама богиня. Знаки, символы древние люди также не могли отделить от того, что они обозначают. Те же египтяне писали на глиняных чашах имена своих врагов, а потом разбивали эти чаши, думая и чувствуя, что тем самым они причиняют реальный вред своим недоброжелателям.

Мифологическое мировоззрение не структурирует мир, не различает в нем качественно различные уровни, В нем все сливается в единое целое, в «одномерный», одноплоскостной, «очеловеченный» универсум – живой, волевой, эмоциональный. Например, житель древней Месопотамии мог обращаться к соли или к зерну как к дружественным существам. Известно, что египетский фараон ежегодно приносил дары Нилу, когда он должен был разливаться. Причем к этим дарам был приложен документ, где в форме приказа или договора были указаны обязательства Нила перед людьми.

Такое одномерное миропонимание не давало возможности древнему человеку осознавать существенное различие между живым и мертвым, между сном и явью. Мертвые существуют, так сказать, наравне с живыми. Живые помнят об усопших, думают о них, эмоционально переживают их кончину. А все, что помнится, переживается, все, что волнует, то и существует по этим примитивным представлениям, причем существует реально, вещественно, телесно, актуально. Если древнему человеку приснился сон, в котором его укусила змея, то, проснувшись, он начинал лечиться. К тому же, часто сны считались более значащими, чем реальность.

Итак, говоря современным языком, мифологическое мышление не отличало объективного от субъективного. Во всех явлениях окружающего мира древний человек хотел видеть и видел некое «Ты», а не «Оно», не объективное, а подобие самого себя, некую Личность, Волю, персонифицированную силу. Объясняя причину какого-нибудь явления, он не отвечал на вопрос «как», а, прежде всего «кто». Если, предположим, Нил не разливался вовремя, то это понималось так, что он не хочет этого делать.

Следовательно, мифология, миф есть поэтическая форма, выходящая за рамки поэзии тем, что она провозглашает истину, форма рассуждения, выходящая за рамки рассуждения тем, что она хочет порождать ту истину, которую провозглашает; форма действия, ритуального поведения, которая не находит своего завершения в действии, но должна провозгласить и выработать поэтическую форму истины.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в мифологическом мировоззрении мышление, мысль как таковая еще не получила полной автономии от чувств и эмоций. Это мышление еще слишком образно, чувственно, конкретно, а не абстрактно, не понятийно, без чего невозможно философское мировоззрение. Поэтому философия не могла вырасти непосредственно из мифа, хотя и зарождалась в лоне последнего, пытаясь дать ответы, по сути, на те же вопросы, что и мифология. Только способы этих ответов были существенно иными. Философия исторически возникает как рационально-критическое преодоление мифологии, как торжество разума над вымыслом, как переход «от Мифа к Логосу». Однако заметим, что при таком «переходе» мифология не преодолевается полностью, а вплетается в ткань возникающих философем. Более того, первые философы, критикуя, например, гомеровскую мифологию, создают собственную, если можно так сказать, «философскую мифологию».

Таким образом, мифология и философия (по крайней мере, на этапе становления последней) не только отличаются друг от друга, но генетически, связаны друг с другом. Философия, хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, тем не менее, сохраняет с ним изначальное родство. Именно этим объясняется поэтичность античной философии, которая, как абстрактное мышление, вырастает из мышления образного. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, признает некие абсолютные истины, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологическим представлениям, а философ всегда, кроме профессиональных, выполняет и проповеднические функции. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые невозможно увидеть, пощупать и т.п.

Гносеогенная концепция связывает рождение философии с накоплением различного рода знаний, полученных людьми в процессе их жизни и исторической практики. Конечно, все богатство накопленных эмпирических знаний влияло на возникновение философии, но не прямо, а опосредованно.

Ведь из опыта, практики непосредственно нельзя вывести умозрительные представления первых философов. Из них могла вырасти наука, а не философия. Но должны были пройти еще века, пока из астрологии возникла астрономия, из алхимии – химия, из лечебной магии – медицина и то не прямо, а опосредованно. Накопленные знания требовали определенного способа их осмысления. Таким рационально – теоретическим способом как раз и стала зарождающаяся античная философия. Ее установка на поиск первооснов и первопричин всего сущего, на выявление «последних», основополагающих, умозрительных истин побуждало и науку искать такие основы, аксиомы, то есть, в конечном – счете, то, что теперь мы называем законами природы. Так, согласно Пифагору, научная геометрия, как и философия, должна исходить из своих собственных первоначал, почерпнутых не из эмпирической области, а полученных чисто дедуктивным путем, умозрительно. Поэтому можно сказать, что в определенном смысле начало философии и начало науки совпадают и что есть основания говорить не о двух, а о едином и единственном начале – начале теоретической формы мысли вообще, представленной фундаментальным знанием.

Проще говоря, философия и наука генетически были как бы двумя сторонами одной и той же медали, образуя неразрывное, взаимооплодотворяющее единство.

Резюмируя сказанное, отметим, что мифология, мифопоэтическое, образно-чувственное мировоззрение, с одной стороны, и элементы опытного, пранаучного знания – с другой, явились двумя параллельными источниками возникновения философии. Между мифологией и знанием образовался своеобразный разрыв, выявлялись и зрели противоречия, преодолеть которые и должна была зарождающаяся философия. Образно выражаясь, философия «вспыхнула» подобно электрическому разряду, возникающему между противоположно заряженными полюсами, создав уникальное «силовое поле» мировой философской мысли.

Характерно, что великий Платон считал философию не продуктом человеческой деятельности, а подарком смертным от богов.

3. Философия это особый тип теоретического мировоззрения. Главные проблемы, интересовавшие философов во все времена, можно подразделить на несколько блоков. Одна из областей философских исследований – это природа. Конечно, ее изучает множество естественных наук. Но философия подходит к объекту своего интереса совершенно иначе, чем они: ее интересуют не частые природные явления или законы, а общие вопросы возникновения и строения мира, принципы движения и развития. Философы, в свою очередь, стараются создать целостную картину мира. Другой круг проблем, которыми занимается философия, связан с проблемами развития общества, его устройства, с выявлением закономерностей общественной жизни.Третий крупный раздел философского знания – человек, его сущность, возможности, взаимосвязь с окружающим его миром. Вся философская проблематика строится вокруг отношения «человек – мир». Отношение это многопланово и рассматривается с различных сторон. Оно может иметь различные обозначения; субъект – объект; внешнее – внутреннее; бытие – сознание; материя – дух т.д. Но главным мировоззренческим стержнем всех философских проблем остается взаимоотношение человека и внешнего по отношению к нему мира.Основнымвопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, идеального к материальному. Этот вопрос имеет два аспекта: первый – что первично, мышление или бытие? Второй – способно ли наше мышление верно отражать объективные отношения вещей, сам объективный мир?

Первый вопрос можно назвать основным вопросомонтологии, второй – основным гносеологическим вопросом. В финальной части занятия целесообразно выяснить, какова проблематика основных направлений философского знания, к коим относятся онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), социальная философия, изучающая общество и включающая в себя философию истории и философскую антропологию.

Известно, что термин «философия» греческого происхождения и означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но это еще ничего не проясняет, кроме того незначительного обстоятельства, что мудростью как таковой, как считали древние греки, обладают лишь боги, а люди могут только приближаться к ней с любовью. Правда, мы знаем из истории о существовании в Древней Греции так называемых семи мудрецов, изречения которых были записаны на стенах дельфийского храма: «Познай самого себя» (приписывается Фалесу), «Ничего сверх меры», «Всему свое время», «Главное в жизни – конец» и т.д. Однако это была лишь мудрость жизни, а не знания, накопленный житейский опыт, справедливость которого, мог проверить любой человек. Но когда тот же Фалес стал рассуждать о «первоосновах» мира, Космоса, о происхождении всего существующего из какого-то начала, то это уже не была мудрость в старом смысле слова. Это была уже философия.

Философ часто задумывается над вещами, с которыми мы имеем дело каждый день, и видит проблему там, где обыденному мышлению все ясно само собой. Недаром именно удивление самыми обычными явлениями окружающего мира Платон и Аристотель считали импульсом возникновения и развития, философии.

Можно сказать, что философское мышление есть мышление о самом мышлении, о его предпосылках и возможностях. Часто эту особенность философского познания называют его рефлексивностью. Философ не просто размышляет о мире, а задумывается над тем, как он размышляет, как появляется у него то или иное знание о предметах и явлениях этого мира, каково отношение этого знания к реальности и т.п.

Философия отличается от религии тем, что для нее нет абсолютных авторитетов и догм, вера в ней не занимает доминирующего положения и не играет существенной роли. В философии важны рациональные обоснования и доказательства, она может подвергать критике и сомнению все, в том числе и существование собственного тела, не говоря уже о боге. А.Л. Никифоров очень метко заметил, что разница между философией и религией состоит в том, «что религия уже знает, а философия все еще сомневается, религия уже учит добру, а философия спрашивает: что есть добро?»

Да, в философии существовал и существует солидный пласт религиозной философии. Это объясняется, в частности, тем, что по содержанию философия и религия во многом совпадают: и та и другая нечто говорят о мире, о человеке, о добре и зле, о смысле жизни и т.д. Различие здесь не в том, что говорят, а как говорят. Религиозный философ, если он хочет быть философом, тоже вынужден пользоваться определенного рода аргументацией, обоснованием, доказательствами своих построений, а не одной лишь верой.

При всем при этом, философия шире по содержанию, чем религия, ибо она может быть и внерелигиозной и даже антирелигиозной.

Много споров вызывает вопрос: является ли философия наукой? Есть разные мнения на этот счет. Существуют исследователи, которые не относят философию «по ведомству» науки, если под наукой понимать физику, биологию, химию и т.п. Имеется и некоторый компромисс во взгляде на эту проблему. Так, П.В. Алексеев и А.В. Панин считают, «что философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания».

При этом указанные авторы приводят критерии научности, которым, по их мнению, отвечает часть философского знания: объективность, рациональность, эссенциализм, системность и проверяемость.

Что касается объективности философских построений, то таковой, подобной, например, в естественных науках, нет и быть не может. Философские концепции пронизаны субъективностью, личностным и принципиально неустранимым оценочным компонентами. Конкретного, крупного философа чаще всего не интересует объективность его философии, наоборот, он старается как раз больше всего выразить свое, индивидуальное видение мира, свое особое его понимание.

Мнение об объективности и научности философии имеет давнюю историю. Еще в античности под философией понималось все знание вообще, куда входили даже искусство и этика. Такое целостное знание, протознание противопоставляли вере, мифологии и религии. Недаром, Платон и Аристотель считали философию главнейшей из наук, наукой о наиболее общих, фундаментальных принципах бытия, о первоначалах и первопричинах всего сущего (метафизика).

Отождествление философии со всем знанием можно видеть и у Р. Декарта (1596–1650), который сравнивал ее с деревом, корни которого есть метафизика, ствол – физика, а ветви – медицина, механика и этика. Это объясняется тем, что частнонаучное знание не сразу сумело образовать в своем составе теоретический уровень познания, роль которого в то время и играла философия. Не случайно, например, основной труд Ньютона назывался «Математические начала натуральной философии» (1687), К. Линнея – «Философия ботаники» (1751), Ж.-Б. Ламарка – «Философия зоологии» (1809), П. Лапласа – «Опыт философии теории вероятностей» (1795).

Наукой философию считали и великие немецкие философы Кант (1724–1804) и Г. Гегель (1770–1831). Г. Гегель понимал философию как науку о всеобщем, о всеобщих связях и отношениях, которые, по его мнению, могут существовать лишь в мышлении в виде так называемой «чистой» мысли.

Марксизм укрепил веру в научность философии, под которой стала пониматься наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

Однако, общепризнанным критерием научности, по меньшей мере, в естественных науках, является их соответствие фактам, результатам экспериментов и т.п. Конечно, философ в процессе построения своей концепции может ссылаться на какие-либо факты, но чаще всего это есть лишь иллюстрация, пояснение своей мысли, а не логическое выведение. Эмпирическая проверяемость философских идей и систем невозможна. В самом деле, как, например, проверить в эксперименте философское утверждение о том, что материя первична, а сознание вторично? Если бы философские построения можно было подтвердить или опровергнуть в опыте, то большинство из них давно бы исчезли из мировой философской мысли. Но мы по-прежнему обращаемся к произведениям Платона и Аристотеля, И. Канта и Ф. Ницше, Г. Гадамера и К. Поппера, ибо нас интересует именно их вариант решения и понимания тех или иных философских проблем. Это говорит о том, что новые философские концепции не отбрасывают старые на свалку истории. Они, как книги в библиотеке, пополняют ряды человеческих размышлений о сути бытия. И в этом отношении философия скорее похожа на искусство, чем на науку. Ведь появление, например, современного талантливого поэтического произведения не «отменит» и не заменит поэзию А. Пушкина или С. Есенина. В естественных же науках иная картина. В XXI в. никто не будет изучать, предположим, эволюционную теорию только по трудам Ч. Дарвина, а тем более Ж.-Б. Ламарка.

Эта особенность философского знания дает повод некоторым исследователям утверждать, что в философии нет прогресса в смысле углубления наших знаний. Однако вместо этого в ней имеется прогресс в простом, кумулятивном смысле: каждый новый результат добавляется к существующим, и общая сумма идей, точек зрения, возможных мировоззрений постоянно возрастает. Подобно математике, философия создает и постоянно увеличивает запас возможных мыслительных схем, конструкций, решений, не заботясь о том, понадобятся ли они кому-нибудь.

Более того, из верного положения о том, что философские идеи и теории нельзя проверить в опыте, делается, по нашему мнению, крайний вывод, что к философским утверждениям понятие истины неприменимо. Истинностная оценка имеет смысл лишь для интерсубъективно проверяемых и общезначимых описаний. Философские утверждения таковыми не являются. Следовательно, они не могут оцениваться как истинные или ложные. Можно, мол, говорить лишь об убедительности, приемлемости и т.п. философских суждений, но не об их истинности.

Рассуждения подобного рода действительно выглядят «убедительными и приемлемыми», логичными, но не истинными. Конечно, в каждой философской системе есть, так сказать, своя истина. То, что является истиной, например, у Платона не является таковой у Аристотеля и т.д. И в этом смысле у великих философов нет (или почти нет) общезначимых, интерсубъективных, для всех обязательных «истин». А много ли таковых, например, в теоретической физике, в космологии и т.д.? За короткий по историческим меркам срок в той же физике произошла смена ряда фундаментальных теорий и принципов. Но ведь нечто подобное всегда происходило и в философии. Могут возразить, что научные теории, сменяя друг друга, не отбрасывают старые, а включают их в себя как частный, предельный случай, накапливая тем самым сумму доказанных и обоснованных истин. Увеличение этого «истинностного осадка» и есть свидетельство углубления наших знаний, прогресса науки.

Мы полагаем, что аналогичные процессы есть и в философии, по крайней мере, применительно к некоторым ее понятиям и категориям. Странно было бы думать, что наши представления об истине, материи, пространстве, времени, причинности и т.п. не стали более глубокими со времен античности.

Современный отечественный философ А.Л. Никифоров тоже приходит к подобным выводам. Он пишет, что категории сущности, субстанции, духа, материи, причины и т.п. в каждой конкретной философской системе приобретают специфическое содержание. Однако каждая философская система оставляет в категории некоторый осадок содержания. Эти осадки наслаиваются друг на друга и образуют некоторое – пусть весьма бедное – содержание философской категории, независимое от той или иной философемой системы.

Значит, все-таки можно говорить об определенной общезначимости, интерсубъективности абстрактных философских категорий. И это, по-видимому, роднит философию с наукой. Некоторые философские концепции, например, философия Г. Гегеля, представлены как раз в виде системы абстрактных философских категорий. Но признак системности далеко не всегда характерен для других философем.

Что касается рациональности, то есть следования законам разума, логики, стандартам и нормам мышления, то, во-первых, они могут меняться от эпохи к эпохе. Более того, часто именно нарушение общепризнанных «норм рациональности» приводило к новым открытиям в науке, к сменам научных картин мира. Во-вторых, «философская рациональность» вовсе не всегда тождественна научной рациональности. Например, в науке «рациональной» может считаться только та теория, которую можно проверить в опыте, в эксперименте. Поэтому рациональность в философии может быть противопоставлена, прежде всего, вере, религии.

И, наконец, последний критерий научности, который, но мнению некоторых авторов, также присущ философии – это эссенциализм, то есть нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объектов и явлений. Действительно, философия еще со времен античности пыталась выявить первопричины и первоначала мира, правда, не особенно преуспев в этом деле. Постепенно эту функцию забрала у нее наука. Философия же чаще всего имеет дело не с предметами и явлениями окружающего мира, а с понятиями, категориями, со смыслами человеческого бытия и всего универсума, с новыми их интерпретациями в более или менее систематической форме.

Философия занимает то место в человеческой культуре, которое уже не контролируется религией и еще не занято конкретными науками. Эта т.н. нейтральная полоса предоставляет философии чрезвычайную свободу своих построений, ограничивая ее лишь талантом исследователя, масштабом личности философа. Не случайно знаменитый англ. философ Б. Рассел (1872–1970) называл философию искусством выдвижения «наиболее общих гипотез», размышлением о «предметах», точное знание, о которых еще невозможно, а о многих из них вряд ли возможно вообще.

Итак, философия есть, прежде всего, определенный вид мировоззрения. Но ведь и религия тоже есть мировоззрение. В отличие от религиозного, мифологического и обыденного философское мировоззрение представляет собой теоретический синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. Философское мировоззрение есть рациональное и систематизированное мировоззрение, предстающее не в виде связи чувственных образов, а в виде логической связи понятий и категорий.

4. Центральной функцией философии является мировоззренческая функция, поскольку все философские системы, так или иначе, представляют собой различные варианты мировоззрений. Мировоззрением называют систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоре-тическую ориентацию человека.

Наверное, любой человек имеет какое-то мировоззрение, свое индивидуальное представление о мире вообще, свою оценку окружающей его действительности в понятиях добра и зла, справедливого и несправедливого, выражая тем самым свое положение и отношение к этому миру. Отсюда совершенно очевидно, что значение мировоззрения в жизни людей переоценить трудно. Перефразируя К. Маркса и Ф. Энгельса, можно сказать, что борьба существовавших и существующих мировоззрений составляет суть истории человечества. Философия, являясь теоретизированным мировоззрением, играла и играет не последнюю роль в этой борьбе, о чем свидетельствует прошлая и современная история нашей страны.

Философия часто говорит не о том, что есть, что существует в наличии в повседневной стихии жизни, а о том, что должно быть: каким должен быть мир и человек в их подлинном, сущностном единстве и гармонии? Мысль философа устремлена на высшие идеалы и ценности, на выявление предельных оснований бытия и познания, на поиск, «оправдание» и защиту Истины, Добра, Красоты и Справедливости. За всем преходящим и относительным философ ищет вечное, и абсолютное, за низким – высокое, за Природой – Бога, за видимостью – сущность и т.п. Поэтому, кроме мировоззренческой функции у философии имеется и множество других, например, критическая функция, которая имманентна всей философии и представляет собой охват негативного опыта, разветвим много различных ошибок, привычек, призраков, идолов, догм, суеверки, предрассудков, стереотипов.

Одно из главных мест в структуре философского знания занимает учение о познании – гносеология. Поэтому философия обладает гносеологической функцией, выясняя природу познания, его возможности и границы. Философия ставит и разрабатывает проблему отношения знаний к объективной реальности, что имеет большое значение в науке. Хорошо известно, что именно проблема отражения объективного мира в физической тео­рии была центральной в дискуссии, которую вели два выдающихся ученых XX века Н. Бор и А. Эйнштейн по принципиальным вопросам квантовой физики: что собой представляет та реальность, которая выражена ее уравнениями и что соответствует им в объективной действительности?

Философии присуща также методологическая функция. Методологией обычно называют науку о путях и методах познания. Методом познания может быть и отдельный закон науки, и теория в целом, если с их помощью мы можем понять и объяснить неизвестные явления. В науке существует целый ряд методологических проблем, в решении которых принимает участие и философское мышление: почему и как происходит смена научных теорий? как соотносятся между собой опытные, экспериментальные факты и конкретные теории? возможен ли решающий эксперимент и т.п. Иногда философские идеи инициировали построение научных теорий, давая путеводную нить их создателям. Например, Г. Галилей использовал старую философскую идею самодвижения материи для обоснования принципа инерции. А общая мировоззренческая установка великого итальянца о простоте и единообразии законов природы помогла ему заложить основы классической механики – первой естественнонаучной теории в физике. Э.Резерфорд и Ф. Содди, создавая в начале XX в. первую теорию радиоактивности, отмечали, что руководящей идеей им служила концепция древ­негреческого философа Гераклита о всеобщей изменчивости сущего. В связи с этим интересно отметить, что выдающийся физик XX века В. Гейзенберг даже считал, что без знания философии древних греков современному физику «нечего делать» в науке. И как не вспомнить знаменитую фразу А. Эйнштейна о том, что вся физика есть по сути метафизика.

Однако в истории философии есть примеры и негативного воздействия философских спекуляций на развитие конкретных наук. Например, гегелевская натурфилософия в целом оказала отрицательное влияние на естественные науки, пытаясь диктовать им свои выводы, что вынудило многих ученых отвернуться от философии вообще.

В свое время известный австрийский физик и философ Э. Мах (1838–1916), исходя из ложных философских установок, утверждал, что атомы и молекулы реально существовать, не могут, что учение о них есть мистика, «мифология природы», «шабаш ведьм» и т.п. Реально существует, по мнению Э. Маха, лишь то, что можно непосредственно наблюдать в виде так называемых «комплексов ощущений». А поскольку в те времена мельчайшие частицы материи были за пределами ощущений, постольку Мах резко выступил против молекулярно – кинетической теории и ее создателя Л. Больцмана.

Наконец, ярким, но печальным примером негативного воздействия идеологии и примитивного понимания философии в их взаимодействии с наукой, были известные гонения на сторонников кибернетики и генетики в нашей стране, что привело к задержке развития этих важнейших отраслей знания. В одном из документов тех лет говорится следующее: «События, происходящие в биологии, в большей степени напоминают события, имевшие место и в философии. Как в философии, так сейчас и в биологии мы сталкиваемся с явлениями одного и того же порядка. Идет борьба двух направлений – буржуазного, идеалистического, и нашего диалектико-материалистического». К буржуазному направлению причисляются, сторонники генетики, которых некоторые партийные деятели и деятели науки того периода объявляют, чуть ли не врагами народа. Показательными являются такие слова: «...сегодня наши морганисты-менделисты по существу подают, руку и объективно, а кое-кто, может быть, и субъективно, блокируется с международной реакционной силой буржуазных апологетов не только неизменности генов, но и неизменности капиталистической системы. Мы должны раз и навсегда уяснить себе, что именно мы, советские люди, советские ученые и специалисты, способны при социалистической системе решать проблемы биологической науки, как новой, качественно, принципиально иной, отличной от буржуазной науки о развитии организмов».

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое мировоззрение?

2. Какова структура мировоззрения?

3. Назовите и охарактеризуйте основные исторические типы мировоззрения?

4. Охарактеризуйте известные вам отрасли философского знания?

5. Что такое парадигма?

6. Что является предметом философии?

7. В чем состоит специфика философского познания?

8. Материализм и его основные формы

9. Идеализм и его формы.

10. Что такое агностицизм?

11. Охарактеризуйте противоположность метафизики и диалектики.

12. Что такое гносеогенная концепция происхождения философии и в чем ее недостатки?

13. В чем Вы видите несостоятельность мифогенной концепции происхождения философии?

14. Почему философия не есть "наука всех наук"?

Тема 2

Наши рекомендации