Типы и виды гипотез, методы их обоснования и проверки
Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез — а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:
1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.
2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.
3: Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных — корпускулярных и волновых — свойств, которая затем стала теорией).
4. Гипотеза должна быть простой, Не содержать ничего лишнего, чисто субъективного, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.
5. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.
6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытный проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.
Гипотеза как метод развития научно-теоретического знанияь своем применении проходит следующие основные этапы:
1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.
2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
3.Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.
4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.
5.Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо «переходит в ранг» научной теории, или опровергается, «сходит с научной сцены». Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые (и зачастую «сумасшедшие», по словам Н. Бора) идеи.
Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют различные их виды. Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются. Так, выделяют гипотезы общие, частные ирабочие. Первые — это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Общие гипотезы — фундамент построения основ научного знания. Вторые — это тоже обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений. Третьи — это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.
Существуют и так называемые «ad hoc-гипотезы» (от лат. ad hoc — к этому, для данного случая). Каждая из них — это предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.
Теоретический уровень научного познания (как и эмпирический) имеет ряд подуровней, среди которых можно выделить следующие (по степени общности):
а) аксиомы, теоретические законы;
б) частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеализированных объектов;
в) частные, единичные высказывания, утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов.
ГИПОТЕЗА — научное предположение, концепция, признание истинности, которых пока либо лишено достаточных эмпирических и логических оснований, либо не стало результатом научного консенсуса. С точки зрения современной философии науки подавляющее большинство научных теорий по отношению к эмпирическому знанию (фактам) всегда остаются лишь гипотезами, так как факты в лучшем случае могут только подтверждать научные теории, но отнюдь не доказывать их. Последнее невозможно в силу того, что научные теории всегда имеют универсальный характер, тогда как факты — только частный, являясь конкретным и конечным набором эмпирических утверждений.(Лебедев., словарь)
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА— основная форма развития науки (Ф.Энгельс); результат творческой мыслительной активности ученых по созданию моделей изучаемых явлений, выдвижению предположений о законах, которым они подчиняются, построению научных теорий, объясняющих и предсказывающих факты, события, процессы. Не существует логических правил выдвижения научных гипотез (это сфера эвристики), но в науке всегда имеется определенное множество методов оценки степени научной-обоснованности гипотез, сферы их применимости, практической эффективности, мировоззренческой значимости. Тем не менее, как показывает история науки, применение всего этого комплекса методологических средств никогда не в состоянии превратить любую гипотезу в окончательно доказанную и абсолютную истину. И это имманентное следствие критического характера научного разума и его стремления к совершенству.
Гипотеза – это форма теоретического знания, содержащие предложение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки и обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез; а) одни из них становятся истинной теорией; б) другие видоизменяются, дорабатываются, уточняются и конкретизируются; в) третьи, отбрасываются. Превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы как правило, на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными. В современной методологии термин «Гипотеза» употребляется в двух основных значениях: 1) форма теоретического знания, характеризующая проблемностью и недостоверностью; 2) метод развития научного знания.
Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать, при построении любой научной гипотезы, вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие: 1) выделенная гипотеза должна соответствовать в науке законам.
11. Научная теория как форма знания.