О массовой, поверхностной морали
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии и социологии |
Рабочая тетрадь
Для самостоятельной работы
Студентов
по дисциплине:
«ФИЛОСОФИЯ»
Выполнил:
Студент ____________________
Факультет __________________
Группа_____________________
Проверил:
Преподаватель______________
Роспись____________________
Мелитополь,2013
Тема: Роль философии в жизни общества
1. Как Вы понимаете слова русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева о сущности философии:
«Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?
Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т Т. 2. М., 1988. С.91.
________
______________________________________
____
____
____
____
__________________________________
Тема: Античная философия
|
4
2. Прочтите отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Подумайте и ответьте на вопрос - сторонников материализма или идеализма является этот античный мыслитель (приведите аргументы в пользу Вашего мнения из приведенных строк)
Из ничего не творится ничто по божественной воле.
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлений они на земле и на небе нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,
И полагают, что все это божьим веленьем творится.
Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть
Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим
Наших заданий предмет: и оттуда являются вещи,
И каким образом все происходит без помощи свыше.
Горбачев В. Г. История философии. Брянск «Курсив», 2002. С. 46.
________
______________________________________
________
______________________________________
* Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы».
Сколько учеников было у Пифагора?
В.В. Кравченко. Тесты по философии. М., «Экзамен», 2003. С. 133.
________
______________________________________
Тема: Средневековая философия
1. Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия».
_________________________________________________________________
2. Отобразите схемой теоцентризм как основной принцип схоластического видения мира.
Тема: Философия Нового времени
1.Укажите имена мыслителей философии эпохи Возрождения и философские направления, в которых они работали.
_________________ _________________ ________________ _________________
____________
2. Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания)
______________________________________________________________
3. Как Вы понимаете мнение Фейербаха о том, что религия является важным фрагментом духовной жизни человека, которая требует от него большой работы всех душевных сил – чувств, эмоций, фантазий, деятельности ума?
______________________________________________________________
4. Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ? Подумайте, есть ли здесь мысли, с которыми Вы согласны? Если да – отметьте их в тексте.
О массовой, поверхностной морали.
«Насколько можно обойтись без морали.Обнаженный человек являет собой, как правило, зрелище жалкое и позорное — я имею ввиду здесь нас, европейцев.... Представим себе какое-нибудь веселое застолье, и вдруг по мановению палочки коварного волшебника все обществом оказывается раздетым догола, — я думаю, тут бы улетучилось не только всякое веселье, но и пропал бы всякий аппетит, — по-видимому, мы, европейцы, никак не можем обойтись без маскарада, именуемого одеждой. Не объясняется ли столь же весомыми причинами вся эта зачехленность «человека морального», закутанного в моральные формулы и правила приличия, и вся благопристойность наших поступков, умело прикрывающаяся понятиями «долг», «добродетель», «чувство общности», «порядочность», «самоотверженность»? Я вовсе не хочу этим сказать, что мы имеем дело здесь с замаскированной человеческой злобой и что за этой маской скрывается какой-нибудь дикий зверь; совсем наоборот, я думаю, что мы скорее ручные звери,являющие собой постыдное зрелище и изо всех сил старающиеся прикрыть свой позор моралью, — мне думается, что в «душе человека» европейского никак не может накопиться достаточно скверны, чтобы ее можно было гордо «выставить напоказ» (чтобы она была настоящим украшением). Европеец прикрывается моралью, потому что он стал больным, бессильным, увечным зверем, ему есть резон быть «ручным», ибо он являет собой нечто уродливое, недоделанное, немощное, неуклюжее. Свирепость хищника не нуждается в моральных одеяниях, они нужны лишь стадному животному, чтобы скрыть свою невыразимую посредственность, свой страх и свою скуку от самого себя. Европеец рядится в мораль— признаем это честно! - как во что-то более благородное, значительное, важное - «божественное».
Ницше Ф. Веселая наука // Стихотворения. Философская проза. М., 1993. С. 478.
________
______________________________________
________
______________________________________
5. Заполните таблицу: Современная западная философия
Направление | Представители | Основные идеи |
Экзистенциализм | ||
Феноменология | ||
Герменевтика | ||
Неопозитивизм | ||
Структурализм | ||
Американская философия прагматизма | ||
Позитивизм |
Литература:
В.А.Канке. Философия. Учебник. М., «Логос», 2002 г.
В.Д.Губин. Философия. Учебник. М., «Проспект», 2009 г.
Тема: Русская философия
1. Заполните схему с указанием хронологических рамок русской философии, основных направлений и наиболее ярких представителей:
4
2. Прочтите отрывок из произведения русского философа Л. И. Введенского. Как Вы думаете, с какого времени началось заимствование в развитии русской философии? (Ответ обоснуйте)
Конечно, наша философия, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям — это общий закон развития философии любого европейского народа. Даже сама греческая философия, если и обошлась без прямых заимствований, о чем трудно судить, во всяком случае, была подготовлена и пробуждена перенесением с Востока разнообразных научных сведений. Путем же усвоения греческой философии, возобновившегося в эпоху Возрождения, постепенно, лишь в продолжение двух столетий, выработалась самостоятельная новая философия. Подчинение же чужим влияниям продолжалось и после ее возникновения и всегда давало наилучшие результаты: Локк и Лейбниц находились под влиянием Декарта, Кант — под влиянием Юма и Руссо и т. д. Чуткость к чужим учениям — наилучший залог успешного развития философии. Без всяких заимствований и влияний извне возможна только неподвижная, бесплодная, замыкающаяся в узкие рамки схоластика, как это и было в средневековых школах, когда им пришлось усваивать древнюю философию лишь в самых скудных размерах. Чтобы правильно судить о будущем нашей философии, надо обращать внимание не на то, что она заимствованная, а на то, как давно произошло это заимствование, при каких условиях оно совершалось и распространялось и что именно успела сделать у нас философия при этих условиях.
Л. И. Введенский. Судьбы философии в России. Электронная библиотека. История философии.
____________________________
3. Русская философия XIX века находилась в очень тесной связи с художественной литературой. Вспомните из школьного курса литературы то произведение русского поэта или писателя, которое оказало на Вас наиболее сильное воздействие. Приведите эти строки и поясните свой ответ.
___________
___________
___________
___________
_______________________
4. Укажите имена мыслителей и этап развития русской философии, на который приходится их жизнь и творчество.
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7.
_____________
_________________________________________________________________
Тема: Украинская философия.
1. Заполните схему с указанием хронологических рамок украинской философии, основных направлений и наиболее ярких представителей:
2. Философская мысль Киево - Могилянской академии
_______________________________________________________________
3. Прокомментируйте философскую позицию Тараса Григорьевича Шевченко, что является отличительной чертой его жизни и творчества?
Минають днi, минають ночi,
Минає лiто. Шелестить
Пожовкле листя, гаснуть очi,
Заснули думи, серце спить,
І все заснуло…
__________________________________
4. Философская концепция Памфила Юркевича.
__________________________________
5. Философская мысль Украины XX- XXI веков и философия украинской диаспоры.
__________________________________
Тема:Философское учение о бытии (онтология).
1. Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму и т.д. Как вы изобразите «бытие»?
Тема: Диалектическое познание мира.
1. Приведите примеры на каждый из законов диалектики.
- Закон перехода количественных изменений в качественные
____________________________________________________
- Закон единства и «борьбы» противоположностей
____________________________________________________
- Закон отрицания отрицания
____________________________________________________
Тема: Проблема сознания в философии.
1. Прочтите предложенный отрывок. Согласны ли Вы с философом? Сделайте вывод о работе сознания и бессознательного в человеке.
… сны могут иногда оповещать о некоторых ситуациях задолго до того, как те произойдут в действительности. И это вовсе не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим её шаг за шагом, не сознавая опасности, которая накапливается. Но то, что мы сознательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессознательным, которое передает информацию в виде снов.
К. Юнг. Подход к бессознательному//Архетип и символ. М., 1991. С. 47.
____________________________________________________
_______________________
____________________________________________________
___________
Тема: Теория познания (гносеология).
1. Заполните схему: укажите виды познания и приведите по примеру на каждый из видов познавательной деятельности человека
2. Мыслители считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, так и материальное действие. Словом можно даже убить. Или это преувеличение? Если нет, то всегда ли Вы измеряете силу своих слов с возможными последствиями? Что имел в виду Ф. Тютчев, когда писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…?»
Губин В.Д. Основы философии. М., «Форум-Инфра-М», 2005. С. 167
____________________________________________________
___________
__________________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
3. Целью процесса познания является получение истинного знания. Однако философия довольно давно поставила перед собой наукой проблему истины. В чем суть данной проблемы? Приведите примеры различных видов истин (относительной, прагматичной, конкретной и др.). Каким образом с истиной связаны ложь и заблуждение? В чем разница между этими явлениями.
_________________
___________
___________
_______________________
Тема: Философия, наука и техника
1. Формами научного познания являются проблема, гипотеза, теория. Как Вы считаете, какая из приведенных форм выступает наиболее простой по сути? Раскройте содержание каждой формы научного познания, распределив их в порядке усложнения.
______________________________________________
___________
_______________________
2. В культуре человека всегда параллельно с научным знанием существовало и существует сегодня ненаучное. Вненаучное знание, как и знание научное, не является досужей выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах. Почему же независимо от степени развития общества всегда сохраняется место для ненаучного знания? Причин несколько. Научное знание не может охватить всей сферы реальности. Кроме того, в человеке неискоренима потребность в знании предельных, абсолютных начал бытия, наиболее общих характеристик существования. Психологическим мотивом, поддерживающим вненаучпые формы познания, является испокон веков существовавшая у людей надежда найти чудодейственные способы решения их насущных жизненных проблем.
Чем же наука отличается от ненауки? В чем разница между псевдонаукой, паранаукой, лженаукой?
_________________
___________
___________
_______________________
_________________
____________________________________________________
3. Как Вы понимаете выражение – техническая деятельность человека не нейтральна в этическом отношении? Подумайте, какие ценности относятся к миру не только техники, но и человека.
_______________________
___________
_______________________
_________________
____________________________________________________
_______________________
___________
_______________________
Тема: Проблемы философской антропологии
1. Прокомментируйте мысли Б. Паскаля о человеческой сущности.
Опасно слишком настойчиво убеждать человека, что он не отличается от животных, не доказывая одновременно его величия. Опасно и доказывать его величие, не вспоминая о его низости. Еще опаснее оставлять его в неведении того и другого, но очень полезно показывать ему и то, и другое.
Б.Паскаль, Мысли. М., 1995. С. 107.
___________
_______________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________
2. Как Вы понимаете фразу: «Человек – это стремление быть человеком»? Можно ли сказать, что человек становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни любого человека, когда он вправе сказать себе: ну вот, наконец-то я стал человеком?
Губин В.Д. Основы философии. М., «Форум-Инфра-М», 2005. С.93
___________
_______________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________
3. Прочтите отрывок из произведения М. Монтеня. Как Вы понимаете смысл этих строк, принимаете ли Вы взгляд философа на смерть?
Впрочем, природа не дает нам зажиться. Она говорит: «Уходите из этого мира так же, как вы вступили в него... Ваша смерть есть одно из звеньев управляющего вселенной порядка; она звено мировой жизни. Неужели ради вас стану я нарушать эту дивную связь вещей? Раз смерть обязательное условие вашего возникновения, неотъемлемая часть вас самих, то значит, вы стремитесь бежать от самих себя. Ваше бытие, которым вы наслаждаетесь, одной своей половиной принадлежит жизни, другой — смерти. В день своего рождения вы в такой же мере начинаете жить, как умирать... Всякое прожитое вами мгновение вы похищаете у жизни; оно прожито вами за ее счет. Непрерывное занятие всей вашей жизни — это взращивать смерть. Пребывая в жизни, вы пребываете в смерти, ибо смерть отстанет от вас не раньше, чем вы покинете жизнь, <...> Где бы ни окончилась ваша жизнь, там ей и конец. Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало; не мешкайте, пока пребываете здесь. Ваша воля, а не количество прожитых лет, определяет продолжительность вашей жизни».
М. Монтень. Опыты. Кн.1. М., 1991. С. 146-147.
___________
_______________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________
4. Вспомните содержание любой песни (народной, современной - поп, рок, панк, зарубежной), которая ставит перед слушателем проблему свободы, являющейся часть человеческого бытия. Приведите эти строки (если считаете нужным - прокомментируйте).
______________________________________________
_______________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________
______________________________________________
_______________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________
5. Напишите мини-эссе на тему «Смысл моей жизни».
_____________________________
_____________________________
______________________________________________
_______________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
6. Представьте, что вы занимаетесь научным исследованием на тему «Смысл жизни». Вам необходимо собрать информацию, опросив как можно больше людей. Это могут быть ваши родственники, друзья, одногруппники, преподаватели, соседи, знакомые, просто незнакомые люди…. Постарайтесь заполнить таблицу и на ее основании сформулировать вывод – что такое смысл жизни, в чем он выражается и зависит ли он от каких-либо характеристик.
Ф.И.О респондента | Возраст | Семейное положение | Образование | Профессия | Достаток (высокий, средний, низкий) | Смысл жизни |
Вывод:__________________________________
Тема: Общество, культура, цивилизация.
1. Занесите в общую схему понятия «общество», «культура», «цивилизация», укажите их взаимосвязи. Какие математические знаки – больше, меньше или равно – можно поставит между ними?