Основные теории античной эстетики
Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, отличается гармоничностью, соразмерностью и выступает как воплощение наивысшей красоты. Все остальное наделялось красотой лишь в той степени, в какой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как подражание природе.
Учение пифагорейцев отличается двойственным характером : религиозным и научным. Двойственный характер их учения отразился и на их эстетических воззрениях. С одной стороны, в эстетике Пифагора присутствует математическая тенденция (пропорция и мера), с другой стороны, религиозная (искусство, музыка и ее воздействие на душу человека).
Не случайно учение Пифагора мы причисляем к космологической эстетике. Именно он вводит понятие космоса, которое предполагает понимание мира как упорядоченного единства. Сам взгляд пифагорейцев на мир — взгляд целостный, по сути эстетический. Понятия, введенные пифагорейцами и закрепившиеся в истории мысли как эстетические (гармония, пропорция, мера), являлись основополагающими в их философской системе, где математические отношения играли особую роль. Аристотель отмечал, что принципы математики являются принципами бытия у пифагорейцев. (Они установили математическую закономерность в акустике: струны звучат
гармонически или дисгармонически. Гармоническое звучание обусловлено длиной струн, соответствующей простыми числовым отношениям. При соотношении 1:2 они дают октаву, при соотношении 2:3 — квинту, а когда длина в соотношении 1:2/3:1/2, то возникает гармонический аккорд. Гармония объясняется пропорцией, мерой, числом.)
Гармония — свойство космоса. Поэтому она рассматривалась ими в космологии (а не в особой дисциплине, какой позже стала эстетика). Слово «гармония» означает ансамбль, соединение. У пифагорейцев оно означает соразмерность, единство составных частей. Это единство, соразмерность являлось положительным, по сути прекрасным. Гармония звуков — проявление более глубокой гармонии, внутреннего порядка строения вещей. Гармония объективно обусловлена правильностью, порядком, регулярностью. Гармония — это математическая система.
Этот мотив оказался наиболее значимым в античной эстетике. Грекам в дальнейшем стал свойствен поиск закономерностей в мире и применение их в искусстве. Пифагорейцы предприняли этот поиск. Каноны изобразительного искусства явились во многом следствием пифагорейских идей.
Музыка оказала наибольшее влияние на теорию прекрасного (гармонию) у пифагорейцев. Музыка считалась пифагорейцами особым даром богов. Ритмы, с их точки зрения, заключены в "природе и свойственны человеку от рождения (произвольно придумать их человек не в состоянии). Душа высказывается с помощью музыки. Поэтому ритмы являются своеобразными портретами психики.
Антропологическая эстетика представлена софистами (Протагор, Горгий, Продик и др.) и Сократом. В этот период развития античной философии проявился пристальный интерес к человеку.
У софистов прекрасное не объективно. Оно полностью зависит от человека. Ключом ко всей философии софистов и к их эстетике является выражение Протагора: «Человек — мера всех вещей». Характер прекрасного не просто субъективен, он относителен. Прекрасное существует только в связи с условиями места, времени, цели. Софисты разрабатывали диалектику понятий прекрасного и безобразного.
Горгий говорил так: «Прекрасно то, что приятно для взора и слуха». Это определение интересно нам потому, что оно содержит сенсуалистский и гедонистический взгляд на природу прекрасного, постольку оно и соотносится не с космосом, не с моральной красотой, а с человеком.
Итак, софисты первыми в античной эстетике поставили специфически эстетические проблемы. Важными чертами их эстетики являются сенсуализм, гедонизм, субъективизм, релятивизм.
Сократ рассматривал прекрасное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Прекрасное, по мнению Сократа, всегда полезно (нет красоты самой по себе, все вещи могут быть одинаково и прекрасны и безобразны, часто в зависимости от их полезности).
Сократ поставил вопрос о важности эстетических идей, понятий, принципов, чем открыл дорогу для систематической разработки эстетики в учениях Платона и Аристотеля. Причем, если у Сократа идея красоты рассматривается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она выводится за его пределы. Прекрасное, по Платону, запредельно чувственному миру, предельно объективно, оно — вид, или идея, истинно сущее бытие. Прекраснее и совершеннее всего космос в своем предельном, идеальном выражении.
Важным моментом платоновской эстетики является постижение прекрасного. Поскольку прекрасное — идея,
т. е. высший род бытия в платоновской онтологической иерархии, то оно не может быть постигнуто чувствами, оно постигается посредством ума, интеллектуальной интуиции.
I Завершение классическая античная эстетика получает у Аристотеля. Если Платон среди эстетических вопросов уделял особое внимание прекрасному, то у Аристотеля сферу эстетики преимущественно определяет искусство, Определение, данное Аристотелем искусству, продержалось около двух тысяч лет. Он охарактеризовал искусство как человеческую деятельность. «Через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе». Подразделяя человеческую деятельность на изучение, действие и созидание, Аристотель относил искусство к созиданию. Аристотель считал, что искусство, понимаемое как созидание, основано на правилах.
Он представил классификацию искусств, в которой делил искусства на подражательные (миметические) и дополняющие (природу). Подражательные искусства у Аристотеля более значимы, но, согласно его классификации искусств ряд музыкальных искусств и архитектура не попали в разряд миметических, а с другой стороны, туда попали некоторые ремесла.
Целью искусства, согласно Аристотелю, является помощь в достижении высшей цели человека — счастья. Искусство созидает желанный образ жизни. Удовольствие — важный элемент воздействия искусства, одна из его целей. Аристотель говорит о том, что ряд искусств доставляет умственное удовольствие (например, поэзия), ряд других — чувственное (музыка, изобразительное).
В послеклассический (эллинистический) период космос как основной объект античной мысли трактуется уже в свете субъективных человеческих переживаний. Мера, ритм, гармония и другие категории эстетики из отвлеченных и абстрактно-всеобщих схем космического бытия
все больше превращаются в способы самоизучения и внутреннего устроения человека (стоики, эпикурейцы, скептики). На закате эллинизма в неоплатонизме с его учением о божественном едином как духовном первоначале порождающем все существующее, эти категории приобретают ярко выраженный мифологический и спекулятивный характер.
Античное искусство — начальный этап развития европейской художественной культуры и в частности письменной литературы. Оно выдвинуло художественную концепцию: герой живет и борется в прекрасном и трагическом мире, полном роковых обстоятельств.
Античность нашла гармоничное сочетание общего и индивидуального в характере и гармоничное единство характера и обстоятельств. Эта гармония способствовала развитию и комического и трагического в искусстве. Возникла тема социального бессмертия погибающего героя и невозместимости его утраты, что создавало исключительно благоприятную возможность для развития жанра трагедии.
Прошедшая длинную и сложную историю, античная эстетика оказала большое влияние на последующую эстетическую мысль, она заложила основы понимания многочисленных эстетических категорий, что сыграло важную роль в истории искусства и эстетики.
Вопрос 8
Эстетика средневековья
Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354 — 430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но в то же время, уже будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная.
Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало основой его эстетики. Помимо единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок.
Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств (сочинение «О музыке»). Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме — одной из важных эстетических категорий.
Интересовала Августина и такая проблема, как эстетическое восприятие, в частности восприятие человеком прекрасного. Здесь он обращал внимание на чувственное и интеллектуальное восприятие.
Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций
Манлий Торкват Северин (480 — 524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Туго Сен-Викторский (ок. 1096 — 1141), Бернар Клервосский (1091 — 1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079 — 1142).
В средневековом искусстве персонаж осуществляет необходимость и абсолютно подчинен Богу. Воле Бога вверяют себя все действующие лица. Часто в ход развития сюжета вмешиваются чудесные и волшебные силы. Они необходимы средневековому художнику и идеологически (отражение господствующего мировоззрения), и художественно (персонажи, уповая на Бога, часто прекращают борьбу, действие готово остановиться, и тогда его толкает новая пружина — волшебство). Результаты сопоставления античного и средневекового искусства Ю.Б. Борев представляет через ряд оппозиций:
1) героика — мученичество;
2) очищение — утешение;
3) реальность — волшебство; естественность — сверхъестественность;
4) открытый характер действия, логика развития знакомого сюжета — занимательность сюжета, сложная событийность, неожиданные повороты действия;
5) гармония свободы и необходимости — непреложная I необходимость, диктуемая божественной волей;
6) гражданский пафос — сакральный пафос;
7) ведущая категория античной эстетики — прекрасное, средневековой — возвышенное.
Эстетика этой эпохи связана с теологией. Тертуллиан (конец II в. н.э. — 230 г.) отрицает искусство (христианская реакция на античное, языческое искусство). Он порицает театральные зрелища за притворство, что вызывало гонения на игрища и «бесовские песни».
Принципы средневековой поэтики — правдоподобие, иносказание, аллегория, символичность образов, особый
акцент на изображении сверхъестественного, чудесного, потустороннего.
Главное место в эстетической системе средних веков занимает божественная красота, воплощающаяся в «зримых образах» — в единстве, целостности, порядке, форме. Видимая красота осмысливается как символ невидимой: прекрасное определяется как "нечто незримое, становящееся зримым» и этим доставляющее созерцающему ее "невыразимое наслаждение», иными словами, начинают осознаваться как объективные, так и субъективные аспекты прекрасного. К античным представлениям об искусстве как о специфической духовной и практической деятельности добавляются идеи о месте и функциях искусства в религиозной жизни человека. Художник трактуется как посредник между божественным Логосом и людьми. Особое внимание уделяется религиозному содержанию изобразительных искусств, которые наделяются тремя основными функциями: 1) «книга для неграмотных»; 2) увековечение исторических событий; 3) украшение интерьеров храмов.
Красоту архитектуры видят не в архитектурно-конструктивных решениях и элементах, а прежде всего в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декоративно-прикладное искусство).
Средневековой эстетикой прекрасное было определено через субъект-объектное отношение: прекрасно то, что нравится само по себе» (Гильом Овернский), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи. Тем самым в определении прекрасного был закреплен момент относительности. В то же время утверждалось, что наслаждение при созерцании доставляют только вещи, обладающие определенными объективными свойствами («должная пропорция и блеск», соответствие частей целому, а целого — назначению вещи, выражен-
ность во внешней форме сущности вещи, гармоничность упорядоченность, соразмерность, доброцветность, соответствующая величина). Красота осмысливается как сияние (и просвечивание) «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Много внимания уделяется математическим (числовым и геометрическим) аспектам прекрасного и одновременно вопросам эстетического переживания, наслаждения. Безобразное также определяется через субъект-объектное отношение — как то, что вызывает отвращение.
Средневековое искусство давало моральное наставление и высокое иносказание, поднимающие верующего до божественной премудрости.
Средневековая поэтика провозглашала четыре плана литературного произведения, соответственно трактуемого в четырех смыслах: 1) грамматическом, или буквальном; 2) аллегорическом; 3) моральном; 4) воспитательном.
В средние века церковь оказывает определяющее влияние на искусство. Личность устремлена к неземному, возвышенному. Этому наиболее полно соответствует соборная архитектура и иконопись. Устремленность к небу обретает зримое, материально-Пространственное выражение в формах готического собора. Архитектура обеспечивается материально-техническими средствами, развитие ее стимулируется.
Ю.Б. Борев отмечает, что художественная концепция в эпоху средних веков включает в себя три художественные направления: I) рыцарский романтизм; 2) сакральный аллегоризм; 3) карнавальный натурализм.
Художественные направления средневекового искусства объединяют создавшая их историческая реальность и единое духовное основание — христианская идеология.
Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви. Рыцарский романтизм — ху-
дожественное направление искусства средних веков, освещающее светскую историю широко понимаемой современности (события эпохи; важнейшая тема — рыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви и короля). Эта тема нашла свое отражение во французском эпосе «Песнь о Роланде». Античное искусство, изображая героические характеры, очищало души зрителей посредством страха и сострадания (катарсис) и воспитывало свободного эллина-гражданина. Главный персонаж рыцарского романтизма — полумученик-полугерой- Его героизм — в сражениях, страдания — в любви.
Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. Сакральный аллегоризм — художественное направление средневековой художественной культуры, отражающее религиозную художественную концепцию и повествующее о священной истории мироздания (господствующая тема — жизнь и мученическая смерть Христа). Средневековое искусство насыщено аллегориями и символами (например, символика цвета в византийской живописи, аллегоричность скульптурных фигур в соборе Парижской богоматери).
Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает сверхъестественное взамен естественного. Сверхъестественное-и потустороннее устрашало и внушало религиозный трепет.
Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает мученика взамен героя. Это хорошо видно при сопоставлении образа Прометея и образа Христа.
Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает утешение взамен очищения.
В средневековой художественной культуре земной мир есть символ мира сверхчувственного; духовное качество, утверждаемое искусством, — благочестие. Все явления и
поступки человека сопоставляются средневековым художественным сознанием с глобальным конфликтом добра и зла. История мира предстает как некий единый всемирно-исторический спектакль спасения.
В каждом виде искусства средневековья имелись свои наиболее характерные формы: в литературе — это жития святых, в архитектуре — собор, в живописи — икона, в скульптуре — изображения Христа, богоматери и святых. Карнавальный натурализм (искусство Города) как художественное направление искусства средневековья выражает народную смеховую культуру, содержащую в себе идею вселенского обновления. Комедийно-праздничная, неофициальная жизнь общества — карнавал — несет радостное жизнеутверждение. jSù
Характеризуя народную смеховую культуру, М. Бахтин вводит понятие карнавального смеха. Это праздничный смех, характеризующийся всенародностью (смех на миру), универсальностью (направленностью абсолютно на всё и на всех), амбивалентностью (он веселый, ликующий, жизнеутверждающий и, вместе с этим, — он высмеивающий, отрицающий), самокритичностью (направлен и на самих смеющихся). Автор отмечает, что в этот исторический период объем смеховой культуры был огромен, включая в себя площадные празднества, смеховые обряды и культы, шутовство, пародийную литературу и т.п. Автор разделяет проявления смеховой культуры на следующие виды: 1) Обрядово-зрелищные формы (праздники дураков, вольный пасхальный смех, площадные смеховые действия, смеховые стороны церковных праздников, сельскохозяйственные праздники, шутовство). Все они носят подчеркнуто неофициальный характер. Они как бы строили второй мир, отличный от официального (освященного церковью) мира. Все обрядово-зрелищные формы носят подчеркнуто внецерковный и вне-
религиозный характер. В них чрезвычайно силен игровой элемент. Они имеют праздничный характер и отменяют все иерархические отношения, утверждая подлинный гуманизм общения, стирая все социальные границы.
2) Словесные смеховые произведения. Вся литература этого периода проникнута карнавальным мироощущением, пользуется языком карнавальных форм и символов. Существовал достаточно обширный пласт пародийной литературы на латинском языке («Вечеря Киприана», «Вергилий Марон Грамматический»).
3) Фамильярно-площадная речь. Для народной смехо-вой культуры характерно наличие этого пласта, который вбирает в себя фамильярность общения, прозвища, взаимные осмеяния, ругательства, клятвы, божбу и т.п.
Карнавал носит вселенский характер, это особое художественно-эстетическое состояние мира, которому все причастны. Карнавальный смех, уравнивая всех, руша иерархические, имущественные, сословные, возрастные перегородки, создавал временный мир всечеловеческого братства, свободы и равенства. Карнавал был комедийным праздничным прообразом счастливого истинно человеческого мира.
Карнавальный натурализм оказался не только целым пластом средневековой художественной культуры, но и, неся с собой радостную концепцию мира, отличающуюся от концепции и сакрального символизма, и рыцарского романтизма, проявил себя как художественное направление средневекового искусства, сыгравшее большую роль в дальнейшем развитии художественной культуры.
Вопрос 9