Особенности лирического произведения
Методика работы над лирическими произведениями
В начальных классах
Стихотворная речь – это сложная система, языковое целое, устойчивый комплекс, характеризующийся особым содержанием и формой. При работе с лирическим произведением в начальной школе учащиеся знакомятся со следующими представлениями и понятиями: стихотворная
речь, рифма, стихотворная строка, строфа, образный язык, герой стихотворения.
Наблюдение за прозаической и стихотворной речью в сравнении дает возможность учащимся увидеть различия. В стихотворной речи не показаны законченные характеры и развернутые действия персонажей. Главным в стихотворениях является внутренний мирчеловека. Стихотворные произведения, как правило, глубоко эмоциональны. Эмоциональность выражается не только в изображении чувств героев, но и в особом языке, строе стихотворения. Строки у стихотворения короткие, они рифмуются. Наличие рифмы - характерная особенность стихотворной речи, отличающей ее от других эпических форм. Поскольку стихотворение представляет собой определенное единство, целостность, оно состоит из строф, имеющих относительную законченность, как абзацы, главы и части в прозаическом произведении. Ошибочно было бы называть строфы куплетами - это деление присуще песне как особому виду стихотворной речи. Строфы имеют разные структуры: они состоят их двух, трех, четырех и более строк. Соответственно они называются двустишиями, трехстишиями и т.д. Стихотворения, помещенные в учебнике, дают возможность детям познакомиться с разной структурой строф, рифмой, ритмом и проследить за эмоциональным состоянием героев. Лирическим героем может быть взрослый повествователь, ребенок, природа, животные, когда они представляются как живые существа-образы и наделены конкретными эмоциями.
Следует обратить внимание ребенка на то, что в стихотворении каждого поэта показан мир его переживаний и чувств и каждый из поэтов выбирает характерную для него стихотворную форму - язык, образы, рифмы, строфы и т.д. В то же время надо учитывать, что в стихотворении образ - это художественное обобщение.
Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии и т.п., чтобы подготовить эмоциональную сферу детей к восприятию лирического произведения, вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении.
При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если это стихотворение, оно обязательно читается наизусть (заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки). Заучивать стихотворения детям можно с помощью памятки, которая предлагается в пособии Т. Шкляровой.
При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учеников воссоздающее, творческое воображение. Кроме этого, нужно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.
При анализе стихотворения учителю нужно помочь детям вникнуть в тайны образа, созданного тем или другим автором, стоит заранее определить основные, ключевые моменты, без которых невозможен грамотный анализ любого текста. Читателю важно:
- понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) - увидеть внешнюю сторону образа;
- вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) - понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;
- найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?). Необходимо обращать внимание на значение отдельных слов (не оставлять не понятым ни одного слова в тексте, иначе не будет осмыслен весь текст целиком); на соединение слов между собой; на порядок слов; на знаки препинания.
При анализе лирических произведений используют такие приемы, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.
Главное внимание учащихся после анализа направляется на выразительное чтение. Определяется задача чтения - что мы сообщаем слушателям (какие чувства и мысли пережили вместе с героем). Для подготовки к выразительному чтению произведения полезно использовать составление «партитуры» для чтения стихотворения в классе и дома (см. учебник Литературное чтение 2 кл., 1 ч., стр. 27, автор Е.И. Матвеева).
При работе с разными стихотворными текстами учителю полезно будет учитывать информацию, помещенную в этой таблице:
Особенности лирического произведения
Содержание лирического произведения | душевные переживания, чувства, события внутренней жизни |
Образ, в котором выражено это содержание | лирический герой |
Лирическая ситуация, представленная в стихотворении | конфликт героя с миром, с самим собой или определенное состояние героя в особой для него ситуации (встреча, горестное событие, счастливая случайность и др.) |
Изображение окружающего мира | мир дается опосредованно, через переживания героя |
Особенности лирической композиции | лирический сюжет разворачивается через переживания героя |
Особенности поэтического языка | использование тропов; поэтический синтаксис, поэтическая фонетика (ритм) |
Жанры лирики (по тематическому принципу) | песня, дифирамб, причитание, плач, сонет, послание, гимн, ода, сатира, баллада, эпиграмма, философская, пейзажная, гражданская, любовная лирика. |