Общая характеристика категорий права
Мы уже неоднократно отмечали, что право обладает идеальной сущностью. Строго говоря, право целиком находится в сфере духа, - вне духа ничего похожего на право не существует.
Дух есть не что иное, как система таких оснований человеческой активности, которые не могут быть выведены из чистого опыта. В этом смысле право, есть, несомненно, момент духа, поскольку оно, хотя и связано с опытом больше, нежели иные человеческие установления, ни при каких обстоятельствах не может быть выведено из чистого опыта, но всегда есть совершаемое под давлением этого опыта преобразование чисто духовных, сугубо внутренних оснований человеческой активности. В этом контексте идеальные первоосновы права являются общезначимым предметом философии права. Идеальные первоосновы права признаются в качестве предмета философии права, в отличие от общей теории права как формально позитивистского учения о действующем праве, а также от социологии права. Идеальные основания и составляют, в конечном итоге, предмет философии права. В этой связи уместен вопрос о соотношении идеи права и права как идеи.
Главный вопрос состоит в том, что первично - идея права или само право. Если с такими формами духа, как религия, мораль, культура дело обстоит однозначно, - их осмысление наступает как ответ на их кризис, - то право само есть итог всех возможных кризисов. Когда все века исчерпаны, у тех, кто творит мир духа, формулирует нормы религии, морали, культуры остается только один инструмент - сила систематического принуждения. Субъекты правотворчества, осознавая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже простым культурным нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права не хотят следовать религиозным, моральным и даже простым культурным нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права, то идея права предшествует праву, то есть сначала появляется представление о должном, которое необходимо институционально закрепить и поддержать силой данного института, а затем уже формируется реальная правовая система.
Вместе с тем, право является той формой духа, которая наиболее приближена к реальности. Именно ответ на негибкость и подверженность кризису таких духовных систем, как религия, мораль и культура (обычай), право приобретает свойства предельной гибкости и чувствительности к изменениям реальности. Наиболее ярко право как форма духа проявляется в правосознании. Правовое сознание изучается в рамках различных дисциплин, соответственно в разных ракурсах, под разными углами зрения. Правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих правомерное (или противоправное) поведение, как систему взглядов, служащих источником для законотворческого процесса, применению и соблюдению права. Психологи усматривают в правосознании особое формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемый людьми мир права и регулирует их поступки в нем. Культурологов оно привлекает в качестве одного из заметных и выразительных проявлений социальной культуры. У историков оно предстает, прежде всего, в образе исторически развивающегося феномена. Понятно, что каждая из научных дисциплин, избирающая правосознание объектом своего внимания, разрабатывает соответствующий круг проблем, используя подобающие ее теоретическому профилю приемы и средства описания правосознания, методы его анализа и объяснения.
Философский подход к правосознанию, в рамках которого оно трактуется как определенная форма общественного сознания, имеет свою специфику. Он предполагает, разумеется, использование результатов и специальных научных исследований. Однако здесь первый план занимают вопросы, которые в принципе находятся вне компетенции специальных дисциплин. Они касаются соотношения общественного бытия и общественного сознания, обстоятельства порождения или производства правосознания, его смыслового ядра, структуры и уровней, его связей с другими формами общественного сознания, каналов влияния на общественную практику.
Как известно, общественное сознание есть продукт духовной деятельности общественных индивидов, всегда осуществляемый в определенной общественной форме, как и другие формы общественного сознания, правосознание вырабатывается, создается, производится общественными субъектами, взаимодействующими (общающимися) друг с другом в сфере отношений права, в процессе правовой деятельности.
Правовая деятельность (или деятельность в сфере права) - одна из разновидностей социального общения. Она направлена на подчинение поступков, действий, поведения общественных субъектов нормам, которые отражают социальную природу права, закономерности его структуры и существования. И в этом смысле деятельность в сфере права обладает специфическими, лишь ей одной присущими чертами. Вместе с тем правовая деятельность опосредствует различные экономические, политические, демографические и другие процессы, то есть предстает как сторона указанных процессов. Однако это не ведет к утрате ею своей качественной определенности как деятельности, реализующейся по собственным параметрам права.
И производство правосознания, и отражение в сознании объективных характеристик права по своим механизмам, по «материализующимся» конечным результатам представляют собой один и тот же процесс, одну и ту же деятельность. Стремление удовлетворить определенные потребности посредством права вынуждает людей с помощью соответствующих операций, поступков, действий овладеть им, понять его природу. Многократные, постоянно возобновляющиеся акты «использования» права приводят к тому, что человеческое сознание начинает исподволь выделять его объективные признаки, воспринимать и осмысливать их как родственно близкие, то есть подводить их под одно понятие. Узнаваемые и вычленяемые благодаря повседневному опыту, эти объективные признаки запечатлеваются и закрепляются в сознании общественных субъектов как образ права, Постепенно люди научаются эмпирически отличать правовою деятельность (а стало быть, и само право) от иных видов социальной деятельности, от остальных социальных объектов. Потом наступает время, когда право обретает свое собственное словесное наименование. Но это словесное наименование лишь выражает в виде представления то, что повторяющаяся деятельность превратила в опыт, а именно, что людям определенные внешние предметы служат для удовлетворения их потребностей.
Так в ходе практически-деятельностного усвоения людьми особой формы социокультуры, каковой выступает право, и возникает, складывается правосознание.
Сознание, ориентированное на право, улавливает и схватывает его объективные характеристики не безотносительно к субъекту отражения, но именно в связи с ним. Ведь отражение права - правосознание - есть по природе своей также и отношение.
Это отношение содержит оценку субъектов - носителями правосознания значимости, полезности и приемлемости для них права в целом, отдельных его компонентов, опосредствующих его официальные установлений. Свою оценку субъекты выносят путем сличения и «взвешивания» собственных интересов и целей (социально-экономических, политических, семейно-бытовых и т.д.) с теми требованиями и возможностями их удовлетворения, которые представлены в праве, На базе такого рода суждений и в связи с ними складываются, в частности, оценки соотношения права и закона, меры реализации прав и свобод, порядка соблюдения законов и др. Поскольку право есть область специфического взаимодействия людей, их определенного социального общения, постольку в оценке, выносимой относительно права, всегда присутствует сравнение позиции оценивающего субъекта с позициями (интересами, целями) других участников правового общения, а также соответствующих организаций и учреждений.
Субъект задает порождаемому и воспроизводимому им правосознанию соответствующий своей социальной объемности масштаб (общественное правосознание, групповое, индивидуальное). От положения субъекта в общественной системе зависит классовый характер осмысления им права; от его мировоззренческих устоев - глубина, объем такого осмысления, способы его закрепления в языке.
Суммируя все изложенное, можно сделать следующий вывод: правосознание представляет собой результат отражения (мысленного воспроизведения) права в сознании людей (общества, социальных групп, индивидов), воплощаемый в совокупности знаний и оценок как относительно самого права, так и опосредствующих его социальных институтов (государства, законности, правопорядка и др.). Фактором, оказывающим решающее воздействие на идеологическое содержание этих оценок и знаний, является социальный интерес (экономический, политический, этнический, религиозный, регионально-территориальный) творцов и носителей правосознания.
Вопрос 2