Общая характеристика категорий права

Мы уже неоднократно отмечали, что право обладает идеальной сущностью. Строго говоря, право целиком находится в сфере духа, - вне духа ничего похожего на право не существует.

Дух есть не что иное, как система таких оснований человеческой ак­тивности, которые не могут быть выведены из чистого опыта. В этом смысле право, есть, несомненно, момент духа, поскольку оно, хотя и свя­зано с опытом больше, нежели иные человеческие установления, ни при каких обстоятельствах не может быть выведено из чистого опыта, но все­гда есть совершаемое под давлением этого опыта преобразование чисто духовных, сугубо внутренних оснований человеческой активности. В этом контексте идеальные первоосновы права являются общезначимым предметом философии права. Идеальные первоосновы права признаются в качестве предмета философии права, в отличие от общей теории права как формально позитивистского учения о действующем праве, а также от социологии права. Идеальные основания и составляют, в конечном итоге, предмет философии права. В этой связи уместен вопрос о соотношении идеи права и права как идеи.

Главный вопрос состоит в том, что первично - идея права или само право. Если с такими формами духа, как религия, мораль, культура дело обстоит од­нозначно, - их осмысление наступает как ответ на их кризис, - то право само есть итог всех возможных кризисов. Когда все века исчерпаны, у тех, кто творит мир духа, формулирует нормы религии, морали, культуры остается только один инструмент - сила систематического принуждения. Субъекты правотворчества, осознавая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже простым культурным нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права не хотят следовать религиозным, моральным и даже простым культурным нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права, то идея права предшест­вует праву, то есть сначала появляется представление о должном, которое необходимо институционально закрепить и поддержать силой данного института, а затем уже формируется реальная правовая система.

Вместе с тем, право является той формой духа, которая наиболее приближена к реальности. Именно ответ на негибкость и подверженность кризису та­ких духовных систем, как религия, мораль и культура (обычай), право приоб­ретает свойства предельной гибкости и чувствительности к изменениям ре­альности. Наиболее ярко право как форма духа проявляется в правосознании. Правовое сознание изучается в рамках различных дисциплин, соответственно в разных ракурсах, под разными углами зрения. Правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих право­мерное (или противоправное) поведение, как систему взглядов, служащих ис­точником для законотворческого процесса, применению и соблюдению права. Психологи усматривают в правосознании особое формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемый людьми мир права и регули­рует их поступки в нем. Культурологов оно привлекает в качестве одного из заметных и выразительных проявлений социальной культуры. У историков оно предстает, прежде всего, в образе исторически развивающегося феномена. Понятно, что каждая из научных дисциплин, избирающая правосознание объ­ектом своего внимания, разрабатывает соответствующий круг проблем, ис­пользуя подобающие ее теоретическому профилю приемы и средства описа­ния правосознания, методы его анализа и объяснения.

Философский подход к правосознанию, в рамках которого оно трактуется как определенная форма общественного сознания, имеет свою специфику. Он предполагает, разумеется, использование результатов и специальных научных исследований. Однако здесь первый план занимают вопросы, которые в принципе находятся вне компетенции специальных дисциплин. Они касаются соотношения общественного бытия и общественного сознания, обстоятельства порождения или производства правосознания, его смыслового ядра, структуры и уровней, его связей с другими формами общественного сознания, каналов влияния на общественную практику.

Как известно, общественное сознание есть продукт духовной деятельно­сти общественных индивидов, всегда осуществляемый в определенной общественной форме, как и другие формы общественного сознания, право­сознание вырабатывается, создается, производится общественными субъекта­ми, взаимодействующими (общающимися) друг с другом в сфере отношений права, в процессе правовой деятельности.

Правовая деятельность (или деятельность в сфере права) - одна из разновидностей социального общения. Она направлена на подчинение поступков, действий, поведения общественных субъектов нормам, которые отражают социальную природу права, закономерности его структуры и существования. И в этом смысле деятельность в сфере права обладает специфическими, лишь ей одной присущими чертами. Вместе с тем правовая деятельность опосредст­вует различные экономические, политические, демографические и другие процессы, то есть предстает как сторона указанных процессов. Однако это не ведет к утрате ею своей качественной определенности как деятельности, реа­лизующейся по собственным параметрам права.

И производство правосознания, и отражение в сознании объективных харак­теристик права по своим механизмам, по «материализующимся» конечным ре­зультатам представляют собой один и тот же процесс, одну и ту же деятель­ность. Стремление удовлетворить определенные потребности посредством права вынуждает людей с помощью соответствующих операций, поступков, действий овладеть им, понять его природу. Многократные, постоянно возоб­новляющиеся акты «использования» права приводят к тому, что человеческое сознание начинает исподволь выделять его объективные признаки, восприни­мать и осмысливать их как родственно близкие, то есть подводить их под одно понятие. Узнаваемые и вычленяемые благодаря повседневному опыту, эти объективные признаки запечатлеваются и закрепляются в сознании общест­венных субъектов как образ права, Постепенно люди научаются эмпирически отличать правовою деятельность (а стало быть, и само право) от иных видов социальной деятельности, от остальных социальных объектов. Потом насту­пает время, когда право обретает свое собственное словесное наименование. Но это словесное наименование лишь выражает в виде представления то, что повторяющаяся деятельность превратила в опыт, а именно, что людям опреде­ленные внешние предметы служат для удовлетворения их потребностей.

Так в ходе практически-деятельностного усвоения людьми особой формы социокультуры, каковой выступает право, и возникает, складывается право­сознание.

Сознание, ориентированное на право, улавливает и схватывает его объек­тивные характеристики не безотносительно к субъекту отражения, но именно в связи с ним. Ведь отражение права - правосознание - есть по природе своей также и отношение.

Это отношение содержит оценку субъектов - носителями правосозна­ния значимости, полезности и приемлемости для них права в целом, отдель­ных его компонентов, опосредствующих его официальные установлений. Свою оценку субъекты выносят путем сличения и «взвешивания» собственных интересов и целей (социально-экономических, политических, семейно-бытовых и т.д.) с теми требованиями и возможностями их удовлетворения, которые представлены в праве, На базе такого рода суждений и в связи с ни­ми складываются, в частности, оценки соотношения права и закона, меры реа­лизации прав и свобод, порядка соблюдения законов и др. Поскольку право есть область специфического взаимодействия людей, их определенного соци­ального общения, постольку в оценке, выносимой относительно права, всегда присутствует сравнение позиции оценивающего субъекта с позициями (инте­ресами, целями) других участников правового общения, а также соответствующих организаций и учреждений.

Субъект задает порождаемому и воспроизводимому им правосознанию со­ответствующий своей социальной объемности масштаб (общественное правосознание, групповое, индивидуальное). От положения субъекта в обществен­ной системе зависит классовый характер осмысления им права; от его миро­воззренческих устоев - глубина, объем такого осмысления, способы его закрепления в языке.

Суммируя все изложенное, можно сделать следующий вывод: право­сознание представляет собой результат отражения (мысленного воспроиз­ведения) права в сознании людей (общества, социальных групп, индивидов), воплощаемый в совокупности знаний и оценок как относительно самого права, так и опосредствующих его социальных институтов (госу­дарства, законности, правопорядка и др.). Фактором, оказывающим решающее воздействие на идеологическое содержание этих оценок и знаний, является социальный интерес (экономический, политический, этнический, религи­озный, регионально-территориальный) творцов и носителей правосозна­ния.

Вопрос 2

Наши рекомендации