Общая характеристика стандартов разных категорий

Рассмотрим особенности содержания отдельных категорий стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты (приложение 2.1) – СНиП; ГОСТ; ГОСТ Р; РДС; СН; РСН; ВСН;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (прил.1) – ОКП; ОКУН; ТН ВЭД;

- стандарты организаций СТО;

- своды правил СП.

Территориальным нормативным документом является ТСН.

К документам органов государственного надзора относят ПР; МИ.

Ведомственными нормативами и методическими документами являются МДС.

ГОСТ Р – стандарт, принимаемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии – Ростехрегулированием (бывший Госстандарт России).

К объектам государственных стандартов РФ относят:

- организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

- продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов.

Государственные стандарты применяют федеральные органы исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятельности в следующих направлениях:

- на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработки до использования и утилизации);

- при выполнении работ и услуг;

- при разработке технической документации.

Применение государственных стандартов – это, прежде всего, реализация содержащихся в них обязательных требований. Согласно Закону РФ “О техническом регулировании” заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов.

ГОСТ, к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта в период СССР.

Стандарты отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них.

Примерами организационно-технических и общетехнических объектов разработки ОСТ являются: организация проведения работ по отраслевой стандартизации; организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.).

ОСТ применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.

Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО).Объектами СТО являются:

- принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг;

- новые методы испытаний;

- нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством;

- прочие виды деятельности.

СТО разрабатываются для динамического отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Раньше разработку этих стандартов организовывали отраслевые министерства. Сейчас при отсутствии большинства отраслевых промышленных министерств эту функцию должны выполнять научно-технические и инженерные общества, объединяющие ученых и практиков определенной области науки и техники. Если, допустим, стоит задача в области строительства, то ее будут решать специалисты Российского научно-технического союза строителей.

СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

СТО подлежат согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды.

Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных стандартов.

Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждений стандарта.

Примеры: СТО РОО 10.01–95, где РОО – Российское общество оценщиков; СТО БДП – 3–94, где БДП – аббревиатура НТО бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

По мере применения СТО на новые виды продукции (услуги) и технологии и их апробации как стандартов происходит отработка требований к объектам стандартизации. В результате в ряде случаев возникает необходимость разработки на базе зарекомендовавших себя СТО государственных стандартов.

Если для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, то за рубежом данная категория используется давно и широко.

Стандарты организацийСТО (бывший СТП)разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях:

- для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий;

- на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инструмент, технологические процессы и т.п.).

СТО утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТО обязателен для работников данного предприятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) является локальным нормативным актом.

Таким образом, основное назначение СТО – решение внутренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством. СТО в настоящее время является основным организационно-методическим документом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

Разработка и утверждение СП осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации на основе положений пунктов 3–6 настоящей статьи.

Наши рекомендации