Феномен массы и характеристики массового человека
В современных исследованиях всё более и более говорят о феномене массы, массовой психологии и культуре. Причиной все более яркого проявления массы многие современные мыслители считают снижающееся качество цивилизации и культуры.
Смысл понятия "масса" у различных исследователей различен, как различны и определения данного феномена. Американский социолог Д. Белл среди различных значений данного термина выделил пять основных.
Масса как недифференцированное множество. При таком понимании масса не имеет ни социальной организации, ни обычаев, ни установленного руководства. Стереотипное мышление, несамостоятельность суждений, безответственность,
потеря индивидуальности – вот характерные черты "человека массы". Масса является лишь потребителем информации, распространяемой с помощью СМИ. Причем стандартизированный материал передаётся всем группам населения одинаково, единообразно. Д. Белл приходит к выводу, что средства массовой информации создают "своего" человека массы, отличного от реального индивида.
Масса как синоним невежественности. Современная культура не является моделью или стандартом для массового человека. Он не в состоянии стать образованным и овладеть культурными ценностями. А отсюда торжество сведущих невежд, т.е. специалистов высшей квалификации или элитных специалистов.
Масса как бюрократизированное общество. Такое понимание прослеживается в работах М. Вебера, Э. Фромма и др. Суть здесь в том, что все решения принимаются "наверху", человек как бы отчуждён от управления и принятия решений, а это лишает его инициативы, приводит к потере самоуважения и личность начинает утрачивать свои черты в пользу стадности.
С бюрократией и ее функционированием связан целый ряд негативных моментов, которые могут приобретать при известных условиях чудовищные размеры. Это, прежде всего, отчуждение функций управления обществом от общества, их узурпация и сосредоточение в руках правящей элиты; это однозначная связь бюрократии с наиболее консервативными слоями общества; это утверждение жёсткой иерархии в отношениях между социальными институтами, группами и отдельными людьми; распределение статусов и ролей внутри бюрократии и, соответственно в обществе; кастовость; стремление к унификации в режиме управления; многоступенчатость в передаче информации.
Бюрократизация сегодня охватила все государственные учреждения, профсоюзы, партии, церковь. Она проникла во все социальные институты. Обыкновенному человеку, прибегающему к услугам бюрократического учреждения, высшее начальство порой просто недоступно и в такой степени, что порой просто утрачивается ощущение реальности его существования. Человек остаётся один на один с безликой и бездушной бюрократической машиной.
Человек при этом, как правило, не имеет ни малейшего представления о сущности власти, о её структуре и механизме действия. Он экстраполирует, олицетворяет и отождествляет её атрибуты, её носителей, роли последних, их поведение с самой сутью власти. Таким образом, можно сказать, что бюрократизация с необходимостью ведёт к ликвидации всякой демократии, уничтожая свободный обмен мнениями, всякую свободу инициативы, подменяя их бездумными, формализованными связями чиновных правил и предписаний.
Масса как толпа. В данном случае понимание массы сведено к сугубо психологическому феномену. В основу такого понимания положены закономерности "психологии масс", сформулированные З. Фрейдом. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Отдельный человек сам по себе может быть и культурным человеком, но
"в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное". Героями толпы могут быть любые отбросы общества. Становясь частью толпы, человек спускается вниз по лестнице цивилизации. Главной чертой нынешней эпохи является замена сознательной деятельности индивидуума бессознательной деятельностью толпы, ибо, по сути, толпой управлять много проще, чем сознательными индивидами, да и претензий у неё много меньше и удовлетворить их много проще.
Масса как механизированное общество. Здесь за основу взяты идеи индустриального общества, где у власти инженеры и техники, а человек лишь функция, причем механическая.
Итак, типичными признаками человека как части массы являются следующие:
1. Безликость. Индивидуальная манера поведения отступает и заменяется импульсивными инстинктивными реакциями. Разум уступает место чувству и инстинкту. Отсюда следует, что масса необычайно подвержена влиянию. При этом она действует, повинуясь не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям.
2. Утрата интеллекта. Интеллект массы всегда ниже интеллекта составляющих её единиц. Кто хочет заслужить одобрение массы, должен ориентироваться на самый низкий уровень интеллекта и отказаться от логической аргументации.
3. Утрата личной ответственности. В той мере, в какой отдельный человек способен отказаться от контроля над своими страстями, он теряет чувство ответственности и может быть побуждён к таким действиям, которые он был бы не в состоянии совершить, будучи один.
14 Общество и его структура: экономическая, социальная, политическая и духовная сферы
Общество – это совокупность людей и взаимоотношений между ними. В процессе своей жизнедеятельности ради поддержания и воспроизводства жизни люди вступают в различные отношения друг с другом. Эти отношения и составляют важнейший элемент общества, образуя относительно самостоятельные сферы жизни общества. Следовательно, общество может быть рассмотрено как система, состоящая из людей, находящихся в различных отношениях друг с другом
Так что же это за отношения или взаимодействия, в которые вступают люди? Опираясь на Маркса, мы можем сказать, прежде всего – это производственные отношения. Это затем и нравственные отношения, и правовые, и политические, и семейные, и национальные и т.д. В анализе общества как системы обычно выделяют несколько основных сфер общественной жизни, которые представляют собой относительно независимые элементы – это экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни общества
Экономическая сфера.
Производственные отношения – это различные взаимосвязи людей, складывающиеся в процессе производства. Это, прежде всего, отношения непосредственного производства продукта, обмена, распределения и потребления
Экономическая (производственная) сфера и представляет собой ту область общественной жизни, которая связана с производством материальных благ. Основными элементами экономической сферы являются производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы содержат в себе все компоненты человеческой деятельности: субъект и предмет (объект) деятельности, средства деятельности, так же цели, мотивы и программы, являющиеся духовно-идеальным обоснованием деятельности.
Сущностью производительных сил является человеческая деятельность, а производственных отношений – отношения людей в процессе производства. Производительные силы и производственные отношения неотделимы друг от друга и составляют две стороны единого общественного процесса производства.
По Марксу, все сферы жизни общества, как бы вырастают из экономической. В конечном счете, по Марксу, экономическая сфера является детерминантом всего общественного развития.
Социальная сфера.
Совокупность различных социальных групп, имеющих место быть в данном обществе, и составляют его социальную структуру. То, что среди людей имеются различия, и что сообразно с этими различиями они могут быть объединены в различные группы, не требует специальных доказательств и обоснований. Одни различия – это естественные различия, т.е. возникающие от природы, другие различия являются продуктом развития общества.
Исторически первыми социальными общностями были род и племя. Род образовывался группой родственников и был немногочислен (30–50 человек). Родоплеменные характеризуются следующими признаками: общее имя (имя основателя или основательницы рода), общий язык, общие обычаи и традиции, общие религиозные представления.
Родовая община – совокупность нескольких соседних родов образующих племенную общность, а родоплеменная общность выступает основой для возникновения народности или этноса, т.е. этнос формируется исторически на основе близких друг другу по всем, вышеуказанным признакам, нескольких родоплеменных структур.
Этнические свойства языка и культуры, само отношение индивида к своей национальности являются продуктом истории и содержат необходимые исторические связи. Народности вырастают из разложения родоплеменной организации и не только близких по происхождению и языку племен, но и весьма далеких, что может быть результатом миграций и завоеваний. Например, французская народность сложилась из галльских и германских племен и римских колонистов. Условием возникновения одних и отмирания других народностей является возникновение устойчивых государственных границ. Так феодальная раздробленность восточнославянских земель привела к тому, что на базе древнерусской народности сформировались новые: русская, украинская и белорусская.
Народности предшествуют нациям, становление и развитие которых неотделимо от создания общенационального рынка. Крупное машинное производство требует определенной взаимосвязи территориально-производственных комплексов в едином хозяйственно-рыночном механизме. А это требует национальной консолидации.
Нация воплощает в себе всю совокупность общественных отношений. Но в межнациональных связях эти отношения всегда преломляются через призму национальных интересов.
В обществе существуют и взаимодействуют устойчивые группы людей, обладающие различной степенью общности, отличающиеся друг от друга потребностями, интересами и т.п. и находящиеся между собой и всем обществом в различных связях и отношениях, эти группы образуют социальную структуру общества.
В основе социальных общностей лежат устойчивые связи между людьми, которые воплощаются в особенностях образа жизни людей данной группы. Эти связи базируются на единстве потребностей, интересов, ценностей и т.п. социальная общность характеризуется качественной целостностью и существованием границы, отделяющей ее от других общностей. Вместе с тем, между представителями различных социальных общностей могут складываться достаточно устойчивые связи и отношения как дружеские, так и враждебные.
Политическая сфера.
Политика – это область в основном целенаправленных отношений между различными социальными группами по поводу использования институтов публичной власти в целях реализации их запросов и потребностей.
Политическое сознание – это воззрения и идеалы, цели и программы, ценности, нормы и установки, имеющие место быть в данном обществе.
Политические организации – это совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, партий, общественных движений и организаций.
Политические отношения - отношения между людьми по поводу власти.
Духовная сфера.
Эта сфера представляет собой очень сложное явление. Долгое время духовная сфера определялась через сознание, т.е. это сфера общественного сознания. Затем ее стали связывать лишь со специализированным духовным производством, причем профессиональным, т.е. это идеологические и научные учреждения, театры, музеи, школы и т.п., где создаются, воспроизводятся и распространяются духовные ценности.
На различных этапах развития общества вообще и каждого конкретно-исторического типа общества в частности, ведущими или доминирующими элементами духовной сферы выступают религия, философия, искусство, идеология, наука и почти никогда, и до сих пор образование и воспитание.
Различные элементы духовной сферы – это, безусловно, и формы общественного сознания. Короче говоря, наука, религия, искусство, образование формировались и как специализированные виды духовного производства, духовной деятельности. Они входят в общественную систему разделения труда, а это и отличает элементы духовной сферы от форм общественного сознания.
Характерной чертой элементов духовной сферы общества является их оформление в качестве определенных подсистем общества. Например, наука это не только знания, но и система учебных и научно-исследовательских институтов, это материальное обеспечение научной деятельности, это определенная система отношений между людьми. Аналогично и с любым другим элементом духовной сферы.
Элементы духовной сферы жизни общества можно охарактеризовать следующими моментами:
· они есть виды духовной деятельности, духовного производства;
· они есть формы общественного сознания;
· они есть определенные подсистемы общества.
Взаимодействие, взаимопроникновение этих элементов будет создавать качественное своеобразие духовной жизни общества. Духовная жизнь общества – это системная целостность.