Основные идеи «критической философии» И. Канта
Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х гг) Кант пытается решать философские проблемы — вопросы о бытии, вопросы философии природы, философии религии, эстетики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения у опытным данным.
Критическая философия сформировалась во второй период после опубликования трех «Критик” — «Критики чистого разума”, «Критики практического разума”, «Критики способности суждения”.. К. поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии, противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.
К. делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания.
У К. возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.
Одна из основных проблем «Критики чистого разума” — как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется в три частные проблемы: как возможна математика, как возможна физика, как возможна философия. К. уверен в научном характере математики и физике, но к философии (метафизике) подходит критически, ставит вопрос возможна ли она в качестве науки.
К. считает, что достоверное знание — объективное знание. Объективность отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Объективность знания обуславливается над индивидуальными качествами субъекта.
Пространство и время — не формы бытия вещей, это субъективные формы чувственности человека.
Пространство — врожденная доопытная форма внутреннего чувства. Время — врожденная форма внутреннего чувства. Математика как наука возможна на основе функционирования пространства и времени.
Рассудок — мышление, оперирующее понятиями и категориями. Формы рассудка — понятия и категории, конструируют предмет. рассудок упорядочивает восприятия человека., обуславливает объективность знания. Но все связано с особенностями субъекта.
Теория познания представляется как : существуют вещи сами по себе.
Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Вещи сами по себе для человека «Вещи в себе”. Человек не может сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка.
Разум — высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями.
Идеи — представление о цели, к которой стремиться человек. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремиться к знанию и выходит за пределы опыта, но впадает в иллюзии и запутывается в противоречиях.
Антиомии разума — противоречивые, взаимоисключающие противоречия.
Мир вещей сам по себе закрыт для теоретического разума. Но человек — житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира природы) и умопостигаемого (мира свободы). Свобода — независимость от определяющих причин чувтсвенно-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует практический разум. Его значение руководить поступками человека. Движущая сила этого разума мышление, а не воля. Законы практического разума — нравственные законы.
Итак, К. выдвинул новую концепцию субъекта. На ее основе он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и между которыми существуют противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с вещами самими по себе.
- Сам Кант писал, что Д. Юм пробудил его к критическому периоду.
- Докритический:
- проблемы натурфилософии,
- онтологии (происхождение вселенной, приливное трение, вопросы бытия).
· Критический: критический анализ. Основные работы:
- «Критика чистого разума” — познавательных способностей человека;
- «Критика практического разума” — структура морального, нравственного;
- «Критика способности к суждению” — человеческое суждение о прекрасном и безобразном, проблемы эстетики.
Что объединяет эти критики?
Понятие критики:
- точное выявление познавательных способностей, с помощью которых можно решать те или иные проблемы (инструментарий);
- границы познавательных способностей, границы их применимости (сфера действия инструментария).
Позиция Канта:
- достоверное знание имеется — математика, логика, механика и, возможно, метафизика;
- опыт не дает абсолютно надежного обоснования;
- основными суждениями науки являются не аналитические, а синтетические суждения.
Но это не опытные суждения (априори). Синтетические опытные суждения — апостеори.
Как возможны синтетические суждения (априори)? — основной вопрос кантовской «Критики чистого разума”.
- в математике или как возможна математика как наука?
- в естествознании?
- в метафизике?
Ответ Канта на этот вопрос:
1) Любое знание является сложным по своему составу, оно необходимо слагается из содержания, которое дается органами чувств, и форм, которые изначально коренятся в структуре сознания. Ведущую, активную роль играет форма. Процесс познания — процесс подведения чувственного многообразия под априорную форму. Форма — есть основа достоверного знания.
Этим он сделал крупнейшее философское открытие. Он стал говорить, что мы никогда не узнаем мир, независимо от форм, как таковой. Он — вещь в себе. Мы знаем реальность только в тех формах, в которых она дается нам. Сама по себе реальность нам недоступна.
Фундаментальные понятия:
- количество (единичное, многое, целое).
- качество (реальность, отрицание, ограничение).
- отношение (субстанция, причина, взаимодействие).
- модальность (возможность, реальность, необходимость).
Рассудок — не пустое вместилище, это познавательный орган, обладающий своими инструментами.
Возможна ли метафизика как наука? Метафизика основывается на разуме. В разуме есть идеи. Идеи:
- о бессмертной Душе как единстве всех явлений сознания;
- мир как целое;
- учение о боге, как безусловной причине всех явлений.
Для идей нет эмпирического коррелята, и в этом их главное отличие от категорий. У Канта говорилось о европейски образованном человеке, в качестве реального субьекта. Поэтому он говорил о своей эпохе.
Антиномии — противоречия. Разум запутывается в противоречиях — симптом того, что разум вышел за свои границы, но это не причина для того, чтобы отбросить Бога.
Идеи — регулятивные принципы — требуют приводить все познания к возможно более полному, но никогда не завершенному единству. Метафизика, как наука, возможна только как учение о регулятивных принципах. (Все это описано в «Критике чистого разума”).
- в «Критике практического разума”:
- В центре: требование — категорический императив (КИ). «Поступай всегда так, чтобы максима (правило) твоей воли могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства”. Нравственное поведение — основано на долге.
Человеческие поступки | |
легальные не противоречат КИ, но совершены в силу интересов человека, корысти. | моральные поступки, которые бескорыстны, основаны на долге. |
Стремление к счастью — не есть основа нравственного поведения.
Но нравственный разум требует, чтобы было соответствие между добродетельным поведением и счастьем. «Никогда не рассматривай человека как средство, а только как цель”, если соответствия нет в этом мире, оно должно быть в «том” мире, а значит, оно есть.
Условия функционирования нравственного разума:
- душа должна быть свободна. Душа — вещь в себе, она выпадает из течения времени. Когда душа принимает решения, не обусловленные ситуацией, она свободна.
- Душа должна быть бессмертна. В реальном мире нет соответствия между нравственностью и счастьем, значит есть в «ином» мире. Гарант этого соответствия — Бог. Нравственность требует существования Бога.
в «Критике способности суждения”:У Канта 2 мира. Мир необходимости, предмет критики чистого разума, и мир желаний и свободы. Как человек сопрягает эти два мира?
Ответ:он сопрягает их в целесообразном действии — предмет «Критики способности суждения”.
Канта интересуют условия возможности целесообразности. Формальные условия целесообразности. Они коренятся в чувстве удовольствия или неудовольствия.
Канта волнует чувство прекрасного и чувства удовольствия, связанные с ним. Прекрасное — это воспринимается только в силу своей формы. Главная задача искусства — сформировать жизненные идеалы.
Субъект искусства — гений — для него нет никаких правил.
Общее значение философии Канта.
- внес вклад во все филосовские области: познание, мораль, этика, эстетика.
- наибольший вклад в гносеологию (Коперниканский переворот в теории познания).
- основоположник формализма в эстетике.
- разделение поступков на реальные и моральные.
· эпохальное значение для философии. Развил до предела гносеологический подход в философии и показал его ограниченность (в области практического разума). За счет ограниченности гносеологии появилась возможность у философов использовать другие направления философии.
26. Этика И. Канта
Моральная теория Иммануила Канта не допускает исключений из реализации закона, которые были бы обусловлены неблагоприятными обстоятельствами. Лжесвидетельство не должно быть услышано. Однако нравственный закон не принуждает к тому, чтобы героические свершения проводились, невзирая на неблагоприятные последствия или невозможность их реализации. Когда сам Кант был призван к тому, чтобы прекратить заниматься критикой религии, потому что этого требует нравственный закон, он подчинился и обязался не читать лекций о религии.
Тезис об этике умысла отвечает идее Канта о том, что нравственное поведение в качестве своей основы не должно иметь «склонности» и что оно тем более является заслуженным, чем больше мы должны преодолевать свой эгоизм. Эта идея основывается на строгом дуализме чувственности и закона. Чувственность не должна быть направлена на то, чтобы человек тяготел к поведению на основе закона.
Наоборот, если поведение на основе чувственности (например, симпатии, дружбы, любви) совпадает с действием на основе закона, то оно не имеет моральной ценности, так как оно не мотивировано законом. По И. Канту, лишь одно чувство не нарушает нравственной ценности поведения – это чувство уважения к закону, ибо оно относится к общей нравственной ценности.
Этика И. Канта содержит рассуждения о свободе человека. Свобода проявляется также в способности деятельности относительно природы.
В природе все происходит согласно закону причинности, а потому и наше поведение должно быть подчинено этому закону, поскольку оно воздействует на природу. В то же время моральная теория И. Канта основана на свободе человека. В заключении к «Основаниям метафизики нравов» И. Кант решает эту антиномию таким образом, что применяет к ней различие между «вещами в себе» и явлениями, которое он вводит в «Критике чистого разума». С одной стороны, наше я как «вещь в себе» принадлежит к «интеллигибельному» миру, который открывается нам нравственным поведением.
С другой стороны, мы как «представители чувственного мира» принадлежим к миру явлений. Из этого примера можно сказать, что И. Кант решает проблемы своей этической философии при помощи достижений теоретической философии. В действительности обе этические работы И. Канта основаны на предпосылке, что путем рефлексии нравственного поведения мы приходим к определенным заключениям, к которым нельзя прийти при помощи одной лишь теории.
Это относится и к свободе, которая остается недоказуемой для «Критики чистого разума» (возможная «каузальность через свободу» является недоказанной, потому что это утверждение является одним из членов антиномии), тогда как в этических трактатах И. Кант доказывает свободу как условие нравственного закона, который мы осознаем.