Особенности литературы Романтизма. Английский романтизм. Творчество Байрона
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Период наибольшей стабилизации в XIX столетии приходится на 1820—1860-е годы. В своей зрелой форме литературный процесс XIX в. представляет собой единство и борьбу двух полюсных художественных систем — романтизма и реализма. В то же время необходимо учитывать, что это последний период в «трехвековой арке» культуры Нового времени (если принимать в расчет европоцентристскую ориентацию)1.
Следовательно, в литературе XIX в. обязательно обнаружатся не только новые тенденции (представленные романтизмом и реализмом), но и черты искусства прошлого (прежде всего классицизма) и будущего (первые проявления модернистских тенденций и зарождение «массовой культуры»).
Рождение всемирной литературы.В 1827 г. секретарь Гёте Эккер-ман записал высказывание великого немецкого писателя о том, что «рождается всемирная литература» (Weltliteratur). Гёте не говорил о том, что она уже существует, он отмечал только момент начала ее формирования. Это было глубокое провидение. В XIX в. литературы утрачивают региональность, начинают теснее взаимодействовать друг с другом. Под влиянием европейской литературы в предыдущем столетии начала бурно развиваться русская литература, а в XIX в. она постепенно входит в число мировых лидеров. Так же сложилась судьба американской литературы: творчество Ф.Купера, Э.А.По, Г.Мелвилла, Н.Готорна, Г.Лонгфелло, Г. Бичер-Стоу, Ф. Брет Гарта, У.Уитмена начинает мощно влиять на европейских писателей, находит миллионы своих читателей во всем мире. Европейцы начинают знакомиться с сокровищами восточной классической поэзии и прозы. В свою очередь произведения европейских писателей приобретают все более широкую читательскую аудиторию в Азии, Латинской Америке, Австралии. Складывается ситуация, определяемая термином «всемирность».
РОМАНТИЗМ
В настоящее время романтизм в самом общем виде рассматривается как одно из крупнейших направлений в литературе конца XVIII — 1-й половины XIX в. с присущими ему художественным методом и стилем, а иногда и как первая фаза модернизма (при расширительном понимании модернизма).
Генезис термина «романтизм».Французский литературовед Ф. Бальдансперже обнаружил слово «романтический» в источнике 1650 г. (это самый старый из найденных источников). Значение слова в XVII в. — «воображаемый», «фантастический». Оно восходит к средневековому употреблению слов «романс» (лирическая и героическая испанская песня) и «роман» (эпическая поэма о рыцарях), первоначально обозначавших произведения на одном из романских, а не на латинском языке, а затем получивших более обобщенный смысл — «повествование с выдумкой». В XVIII в. «романтический» означает все необычное, таинственное или же связанное со средневековой стариной. Вот характерное употребление этого слова у Руссо в «Прогулках одинокого мечтателя» (1777— 1778, опубл. 1782): «Берега озера в Биле более дики и более романтичны, чем берега Женевского озера: в Биле леса и скалы подступают к воде совсем близко». В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегели выдвинули оппозицию понятий «романтический» — «классический», ее подхватила и сделала известной по всей Европе Жермена де Сталь в трактате «О Германии» (1810, опубл. в Лондоне в 1813 г.). Так складывается понятие «романтизм» как термин теории искусства.
Литературоведческие значения термина.Слово «романтизм» может определять тип творчества, реализующийся в таких родственных художественных системах, как барокко, предромантизм, романтизм, символизм и т.д. Широко распространено представление о романтизме как о стиле, который отличаемся высокой эмоциональностью, культом^кзотическог^1_ф_антастического, тяго-~тением к1судожествённьш средствам, передающим динамичность действительности, противоречивость человеческих страстей. Де-талшб^р^дставлёние о романтизме как о стиле разработано в музыковедении и теории живописи. Для историко-теоретического подхода в литературоведении особенно важны значения термина «романтизм» как художественного направления, движения.
Эстетика романтизма.В основе романтического мироощущения лежит «романтическое двоемирие» — ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. При этом романтики по-новому понимают и идеал, и действительность по сравнению с классицистами. У классицистов идеал конкретен и доступен для воплощения, более того, он уже был воплощен в античном искусстве, которому поэтому и следует^одражатъ^тобы прибли-^йться~к идеа1гу7|1ля"1романтиков идеал — это нечто вечное, бес-~конёчное, абсолютное, прекрасное, совершенное, при этом" таинственное и часто непостижимое. Действительность, напротив, преходяща, ограниченна, конкретна, безобразна. Представление о преходящем характере действительности сыграло решающую роль в становлении принципа романтического историзма. Преодоление разрыва идеала и действительности возможно в искусстве, что определяет его особую роль в сознании романтиков. Именно в этом романтизм приобретает универсализм, позволяющий соединять самое обыденное, конкретное с отвлеченными идеалами.
А. В. Шлегель писал: «Прежде мы прославляли исключительно природу, теперь же мы прославляем идеал. Слишком часто забывают, что эти вещи тесно взаимосвязаны, что в искусстве природа должна быть идеальной, а идеал естественным». Но, несомненно, для романтиков первичен именно идеал: «ИСКУССТВО всегдажэлж4*аизде™гшься только по его отношению к ИДЕАЛЬ-ШЩКРАСОТЕ» (А.деВины1)Г«Искусство не есть изображение реальной действительности, а искание идеальной правды» (Жорж Санд).
Характерная для романтического художественного метода типизация через исключительное и абсолютное отразила новое понимание человека как малой вселенной, микрокосма, особое внимание романтиков к индивидуальности, к человеческой душёТсак" сгустку_противоречивых мыслей, страстей, желаний — отсюда развитие принципа романтического психологизма. Романтики видят в душе человека соединение двух полюсов — «ангела» и «зверя» (В. Гюго), отметая однозначность классицистической типизации через «характеры». Об этом писал Новалис: «Необходимо разнообразие в изображении людей. Только бы не куклы — не так называемые "характеры", — живой, причудливый, непоследовательный, пестрый мир (мифология древних)».
Противопоставление поэта толпе, героя — черни, индивиду-ума — обществу, не понимающему и преследующему его, — характерная черта романтической литературы.
В эстетике романтизма большую роль играет тезис о том, что деДствительность^)ттос1£Г£льна непреходяща. Так как всякая новая форма действительности воспринимается-'как новая попытка реализации абсолютного идеала, то в основу своей эстетики романтики кладут лозунг: прекрасно то, что ново.
Но реальность низка й консервативна. Отсюда — другой лозунг: irrjfiKrja^TOjro^^rro не соответствует действительности, фантастично^ Новалис писал: «Мне кажется, что состояние своей души я наилучшим образом могу выразить в сказке. Все является сказкой».
Фантазия утверждается не только в объекте, но и в структуре произведения. Романтики разрабатывают фантастические жанры, разрушают классицистический прйТщйтт чистоты жанров, смешивая в причудливых сочетаниях трагическое и комическое, возвышенное и обыденное, реальное и сказочное на основе контраста — одного из главных признаков романтического стиля. Преодолеть разрыв между идеалом и действительностью романтики предполагают с помощью искусства. Немецкие романтики для решения этой проблемы выработали универсальное средство — романтическую иронию (см. раздел «Немецкий романтизм»).
Романтизм как литературное направление.Романтизм представляется одним из самых значительных направлений в мировой культуре, особенно интенсивно развивавшимся в конце XVIII — первой половине XIX в. в странах Европы и в Северной Америке.
Этапы развития романтизма.Романтизм как направление возникает в конце XVIII в. сразу в нескольких странах. Почти одновременно выступили с эстетическими манифестами, трактатами, обозначившими рождение романтизма, йенские романтики в Германии, Шатобриан и де Сталь во Франции, представители «Озерной школы» в Англии.
В самом общем виде можно говорить о трех этапах развития романтизма в мировой культуре, соотнося ранний романтизм с концом XVIII — началом XIX в., развитые формы романтизма — 'с~20 — 40-ми годами XIX в., поздний романтизм — с периодом после европейских революций 1848 г., поражение которых разрушило многие утопические иллюзии, составлявшие питательную почву для романтизма. Но применительно к различным национальным проявлениям романтизма, а также к разным жанрам, родам, видам искусств эта схематичная периодизация мало подходит.
В Германии уже на первом этапе развития романтизма, в творчестве йенских романтиков (Новалис, Вакенродер, братья Шле-гели, Тик), сказалась зрелость мысли, сформировалась довольно полная система романтических жанров, охвативших прозу, поэзию, драматургию. Второй этап, связанный с деятельностью гей-дельбергских романтиков, наступает очень быстро, что объясняется пробуждением национального самосознания в период наполеоновской оккупации Германии. Именно в это время выходят в свет сказки братьев Гримм, сборник Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика» — яркие свидетельства обращения романтиков к фольклору родного края. В 20-е годы XIX в. со смертью Гофмана и переходом молодого Гейне к реализму немецкий романтизм утрачивает завоеванные позиции.
В Англии романтизм, подготовленный достижениями предро-мантизма, также развивается бурно, особенно в поэзии. Вслед за Вордсвортом, Колриджем, Саути, Скоттом вступают в литературу великие английские поэты Байрон и Шелли. Огромное значение имело создание Вальтером Скоттом жанра исторического романа. Со смертью Шелли (1822), Байрона (1824), Скотта (1832) английский романтизм отходит на задний план. Творчество Скотта свидетельствует об особой близости романтизма и реализма в английской литературе. Эта специфическая черта характерна для творчества английских реалистов, особенно Диккенса, чьи реа- диетические романы сохранили значительные элементы романтической поэтики.
Во Франции, где у истоков романтизма стояли Жермена де Сталь, Шатобриан, Сенанкур, Констан, достаточно полная система романтических жанров складывается лишь к началу 1830-х годов, т. е. к тому времени, когда в Германии и Англии романтизм в основном себя исчерпал. Особое значение для французских романтиков имела борьба за новую драму, так как в театре классицисты занимали наиболее прочные позиции. Крупнейшим реформатором драмы стал Гюго. Начиная с 1820-х годов он возглавил также реформу поэзии и прозы. Жорж Санд и Мюссе, Виньи и Сент-Бёв, Ламартин и Дюма внесли свой вклад в развитие романтического направления.
В Польше первые споры о романтизме относятся к 1810-м годам, но как направление романтизм утверждается в 1820-е годы с приходом в литературу Адама Мицкевича и сохраняет ведущие позиции.
Широкое изучение творчества романтиков США (Ирвинг, Купер, По, Мелвилл), Италии (Леопарди, Мандзони, Фоско-ло), Испании (Ларра, Эспронседа, Соррилья), Дании (Эленшле-гер), Австрии (Ленау), Венгрии (Вёрёшмарти, Петефи) и ряда других стран, предпринятое в последнее время, привлечение материала литературной истории русского романтизма позволило исследователям прийти к выводу о неоднородности развития этого направления, различии его национальных проявлений в зависимости от предпосылок его возникновения, степени литературного развития различных стран, а также расширить хронологические рамки романтизма.
Была выдвинута идея национальных типов романтизма1. К «классическому» типу отнесено романтическое искусство Англии, Германии, Франции. Романтизм Италии и Испании выделен в другой тип: здесь замедленное буржуазное развитие стран сочетается с богатейшей литературной традицией. Особый тип представляет романтизм стран, ведущих национально-освободительную борьбу, он приобретает революционно-демократическое звучание (Польша, Венгрия). В ряде стран с замедленным буржуазным развитием романтизм решал просветительские задачи (например, в Финляндии, где появилась эпическая поэма Элиаса Лёнрота (1802—1884) «Калевала» (1-я ред. 1835, 2-я ред. 1849) на основе собранного им карело-финского фольклора). Вопрос о типах романтизма остается недостаточно изученным.
i Еще меньше ясности в исследовании течений романтизма. Так, можно говорить о лирико-философском и историко-живописном течениях во французском романтизме, фольклорном течении в немецком романтизме и т.д., об идеологических, философских течениях в романтизме. Но типология течений пока не разработана.
Романтизм как литературное движение.В ряде стран на определенном этапе развития романтизм еще не отделен от других направлений. При историко-теоретическом подходе появляется необходимость обозначить такую литературную ситуацию особым термином. Все шире употребляется понятие «литературное движение». Такое движение возникает тогда, когда необходимо сменить господствующее направление, в движении объединяются иногда очень разнородные элементы, основой объединения становится единое стремление побороть общего врага. Очень ярко специфика романтического движения выразилась во Франции, где позиции классицизма были особенно прочными. Здесь в 1820-е годы в едином романтическом движении оказались писатели разных эстетических ориентации: романтической (Гюго, Виньи, Ламартин), реалистической (Стендаль, Мериме), предромантической (Пик-серекур, Жанен, молодой Бальзак) и т.д.
Романтизм как стиль искусства.Романтики выработали особый стиль, основанный на контрасте и "отличающийся повышенной эмоциональностью. Чтобы разбудить, захватить чувства читателей, они широко использовали как средства литературы, так и средства других видов искусства. К области литературы относятся: соединение различных жанров в одном произведении; необычные, исключительные герои, наделенные богатой духовной, эмоциональной жизнью; динамичные сюжеты вплоть до детективных и авантюрных; композиция фрагментарная (отсутствие предыстории, выделение из последовательного потока событий только наиболее ярких, кульминационных) или ретроспективная (как в детективе: сначала событие, потом постепенное раскрытие его причин), или игровая (соединение двух сюжетов, как в «Житейских воззрениях кота Мурра» Гофмана, и т.д.); особенности художественного языка (насыщенность яркими, эмоциональными эпитетами, метафорами, сравнениями, восклицательная интонация и т.д.); романтическая символика (образы, намекающие на существование иного, идеального мира, как символ голубого цветка в «Генрихе фон Офтердингене» Новалиса). Писатели-романтики заимствуют средства других видов искусства: у музыки — музыкальность образов, композиции, ритма, средства для передачи настроения; у живописи — живописность (внимание к цвету, игре света и тени, симультанный, т.е. одновременный, контраст, яркость и символичность деталей); у театра — обнаженность конфликта, театральность, мелодраматичность; у оперы — монументальность и фееричность; у балета — искусственность, значимость позы и жеста. В романтическом стиле велика роль фольклора, давшего образцы национального, не ориентированного на ан- тичность мифологизма. Романтики выработали представление о местном и историческом колорите, который тяготеет к экзотизму — подчеркиванию всего необычного, не свойственного современному жизненному укладу. В рамках общего романтического стиля развились национальные, региональные, индивидуальные стили.
АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ
Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете Французской революции. Основы романтизма в Англии заложены Уильямом Блейком(1757—1827), но признание романтизм получил позже.
Первый этап английского романтизма. «Озерная школа».Первый этап английского романтизма (1793—1812 гг.) связан с деятельностью «Озерной школы». В нее входили Уильям Вордсворт(1770-1850), Сэмюэл Тейлор Колридж(1772—1834), Роберт Саути(1774—1843). Они жили в краю озер, поэтому их стали называть лейкистами (от англ. lake — озеро). Все три поэта в молодости поддерживали Великую французскую революцию. Но уже в 1794 г. они отходят от этих позиций. В 1796 г. впервые встречаются Вордсворт и Колридж. Их объединяет разочарование в революции, страшит буржуазный мир. Поэты создают сборник «Лирические баллады» (1798). Успех этого сборника положил начало английскому романтизму как литературному направлению. Предисловие Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» (1800) стало манифестом английского романтизма. Вордсворт так формулирует задачи авторов: «Итак, главная задача этих Стихотворений состояла в том, чтобы отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их, постоянно пользуясь, насколько это возможно, обыденным языком, и в то же время расцветить их красками воображения, благодаря чему обычные вещи предстали бы в непривычном виде; наконец — и это главное — сделать эти случаи и ситуации интересными, выявив в них с правдивостью, но не нарочито, основополагающие законы нашей природы...»
Вордсворт вносит большой вклад в английскую поэзию тем, что он порывает с условностью поэтического языка XVIII в. Переворот, совершенный Вордсвортом и Колриджем, А.С.Пушкин охарактеризовал так: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному... так ныне Вордсворт и Колридж увлекли за собой мнение многих» («О поэтическом слоге», 1828).
Вордсворт стремится проникнуть в психологию крестьянина. Особую естественность чувств сохраняют крестьянские дети, считает поэт.
В его балладе «Нас семеро» рассказывается о восьмилетней девочке. Она наивно уверена в том, что в их семье семеро детей, не сознавая, что двое из них умерли. Поэт же видит в ее ответах мистическую глубину. Девочка интуитивно догадывается о бессмертии души.
Но город, цивилизация лишают детей естественных привязанностей. В балладе «Бедная Сусанна» пение дрозда напомнило юной Сусанне «родимый край — на склоне гор цветущий рай». Но «виденье скоро пропадает». Что ждет девочку в городе? — «Сума с клюкой, да медный крест, // Да нищенство, да голодовки, // Да злобный окрик: «Прочь, воровка...»
Несколько иной путь в «Лирических балладах» избирает Колридж. Если Вордсворт писал о необычности обыденного, то Колридж — об исключительных романтических событиях. Наиболее известным произведением Колриджа стала баллада «Сказание старого морехода». Старый моряк останавливает юношу, спешащего на пир, и рассказывает ему свою необыкновенную историю. Во время одного из путешествий моряк убил альбатроса — птицу, приносящую кораблям удачу. И на его корабль пришла беда: кончилась вода, умерли все матросы, и моряк остался один среди трупов. Тогда он понял, что причиной несчастья было его злое дело, и вознес к небу покаянную молитву. Сразу подул ветер, корабль пристал к земле. Не только жизнь, но и душа моряка была спасена.
Герой Колриджа, вначале лишенный духовного начала, в своем страдании прозревает. Он узнает о существовании иного, высшего мира. Пробужденная совесть открывает ему нравственные ценности. Этот романтический идеал окрашен мистикой.
Несколько в стороне от Вордсворта и Колриджа стоит Роберт Саути. Первоначально он был захвачен идеями Великой французской революции, что отразилось в его трагедии «Уот Тайлер» (1794, опубл. 1817) о вожде средневекового восстания в Англии. Но позже он отошел от революционности, стал апологетом правительственной националистической доктрины (книга «Жизнь Нельсона», 1813), за что был обласкан властями. В 1813 г. Саути получил титул «поэта-лауреата». Свободолюбивый Байрон не раз осмеивал эту политическую лояльность и литературный консерватизм Саути. Стрелы байроновской сатиры достигли цели, и слава Саути померкла в глазах потомков. Но при жизни поэта громкой известностью пользовались его поэмы: «Талаба-разрушитель» (1801), основанная на арабских легендах (пример романтического ориентализма в английской поэзии), «Мэдок» (1805) об открытии Америки одним из валлийских князей XIIв., «Проклятие Кехамы» (1810), сюжет которой взят из индийской мифологии, «Родерик, последний из готов» (1818) об арабском завоевании Испании в VIIIв.
Особенно популярными были баллады Саути, среди которых выделяется баллада «Суд божий над епископом» (1799) великолепно переведенная на русский язык В. А.Жуковским. Епископ, обрекший на сожжение голодных людей своего края, чтобы избавиться от лишних ртов, сам был съеден мышами — таково божье наказание негодяя. В балладе ощущается сочувствие к обездоленному народу, ненависть к богачам, презрение к церковникам. Замечательно выстроено нарастание ритма баллады, передающего приближение мышей, от которых нет спасения.
Таким образом, для поэтов «Озерной школы» характерны смелые эстетические искания, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества и вместе с тем консервативности политических и философских взглядов. Представители «Озерной школы» реформировали английскую поэзию, подготовили приход в литературу романтиков следующего поколения — Байрона, Шелли, Китса.Второй этап английского романтизма.Этот-паи ох ватывает 1812— 1832 гг. (от выхода в свет Iи IIпесен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона до смерти Вальтера Скотта). Основные достижения периода связаны с именами Байрона, Шелли, Скотта, Китса. В поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Впервые был создан романтический тип характера, получивший название «байронический герой». Второе замечательное достижение периода — возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт.
К началу второго периода окончательно оформился кружок лондонских романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы. Наибольшее значение среди произведений лондонских романтиков имеют поэмы и стихи Джона Китса(1795— 1821). Он развивал традиции великого шотландского поэта XVIIIв. Роберта Бернса. Ките передает в своих стихах чувство светлой радости от соприкосновения с природой, он утверждает: «Поэзия земли не знает смерти» (сонет «Кузнечик и сверчок», 1816). В его поэмах («Эндимион», 1818, «Гиперион», 1820) сказалось свойственное романтикам увлечение древнегреческой мифологией и историей (в противоположность классицистическому увлечению античным Римом). Консервативные критики резко осудили новаторскую поэзию Китса. Больному и непризнанному поэту пришлось уехать в Италию. Ките умер совсем молодым. А в следующем году погиб Шелли, великий английский поэт, определивший вместе с Байроном лицо английской романтической поэзии этого времени.
Шелли.Перси Биши Шелли (1792— 1822) родился в семье аристократа, учился в Оксфордском университете, но был исключен из него за опубликование работы «Необходимость атеизма» (1811). Позже поэт был вынужден покинуть Англию. Живя в Италии, Шелли испытывает большое влияние Байрона, который в это время тоже жил в Италии. Шелли погиб во время шторма на море.
Шелли был преимущественно лирическим поэтом. Его лирика носит философский характер. Шелли видит истину в духовной красоте (стихотворение «Гимн Интеллектуальной Красоте»). Поэт отрицает библейского Бога, он считает, что Бог — это природа, в которой царят принципы Необходимости и Изменчивости (стихотворение «Изменчивость»). Любовь как выражение прекрасного в природе — главная идея любовной лирики Шелли («Свадебная песня», «К Джейн» и др.). Красоте мира, человека и его творений утверждается и в стихах, посвященных теме искусства («Сонет Байрону», «Музыка», «Дух Мильтона» ). Среди стихов Шелли есть много произведений на политические темы («Лорду-канцлеру», «Мужам Англии» и др.). В стихотворении «Озимандия» (1818) поэт, используя форму иносказания, показывает, что всякий деспот будет забыт человечеством.
Наиболее ярко философское осмысление личной и общественной жизни в образах природы дано в стихотворении «Ода Западному Ветру» (1819, опубл. 1820). Западный ветер — это символ великой изменчивости. Поэт ждет от ветра обновления, он хочет сбросить с себя «притворный покой», чтобы донести до людей поэтическое слово. В стихотворении соединяются главные темы поэзии Шелли: природа, назначение поэта в мире, напряженность чувств, предвидение мощного революционного преобразования жизни. Классицистический жанр оды приобретает лирический, романтический характер. Идея изменчивости организует композицию, подбор художественных образов, языковых средств. С помощью приемов олицетворения и овеществления Шелли выражает идею стихотворения: поэт, как западный ветер, должен нести бурю и обновление.
Лирико-философское начало господствует и в больших поэтических произведениях Шелли — поэмах «Королева Маб» (1813), «Восстание Ислама» (1818), в драмах «Освобожденный Прометей» (1819, опубл. 1820), «Ченчи» (1819).
«Освобожденный Прометей». Это одно из самых значительных произведений поэта. По жанру это философская поэма, по форме это драма, где использованы средства античного театра. Сам Шелли определил жанр произведения как «лирическая драма». Лиризм проявляется прежде всего в авторской, субъективной трактовке сюжета. Шелли изменяет события древнегреческого мифа о Прометее, который заканчивается примирением Прометея с Зевсом: «...Я был против такой жалкой развязки, как примирение борца за человечество с его угнетателем», — писал поэт в предисловии к драме. Шелли делает Прометея идеальным героем, который наказан богами за то, что вопреки их воле помог людям. В драме Шелли страдания Прометея сменяются торжеством его освобождения. В третьем действии появляется фантастическое существо Демогоргон. Он свергает Зевса, объявляя: «Для тирании неба нет возврата, и нет уже преемника тебе». Освобождается Прометей — освобождается и весь мир. В конце драмы возникает картина будущего: человек свободен от «розни наций, классов и родов».
Вальтер Скотт. Вальтер Скотт (1771 — 1832), по словам В.Г.Белинского, создал исторический роман. Он родился в Шотландии, в Эдинбурге. Не завершив университетского образования, будущий писатель под руководством отца подготовился к карьере юриста. Получив звание адвоката, Скотт занял прочное положение в обществе.
Потрясение, испытанное от «Песен Оссиана» — мистификации предромантика Дж. Макферсона, основанной на традициях шотландского фольклора, возникающий в Шотландии кульм национальной старины подвигли Скотта к созданию баллад, в частности баллады «Иванов вечер» (1800, в переводе В.А.Жуковского 1824 г. — «Замок Смальгольм»), собиранию и публикации народ ных шотландских баллад («Песни шотландской границы» в 3 томах, 1802—1803). Поэмы на сюжеты из средневековой жизни («Песнь последнего менестреля», 1805; «Мармион», 1808) при несли ему широкую известность. В отличие от лейкистов Скоп не идеализировал средневековье, а напротив, подчеркивал жестокость этого времени, причем предромантическое тяготение к «ужас ному» сочеталось в его произведениях с романтическим «местным колоритом». Уже будучи признанным поэтом, В.Скотт анонимно опубликовал свой первый исторический роман «Уэверли» (1814). Лишь за пять лет до смерти писатель стал подписывать романы своим именем (до 1827 г. они выходили как сочинения «автора "Уэверли"»). В 1816 г. «Уэверли» был переведен на французский язык — в эту эпоху основной язык межнационального общения, и к В. Скотту пришла поистине мировая слава. Среди исторпчс ских романов писателя — «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (ISIS), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард» (1823). В России романы Ск<Я та знали уже в 1820-е годы. Отсюда утверждение в русском сознании имени автора в старинной французской форме — Вальтер Скотт (правильнее было бы Уолтер Скотт).
Вальтер Скотт утвердил в литературе принцип историзма, за менив исторические сюжеты как «нравственные уроки» на худо жественное исследование закономерностей исторического процес са, создал первые образцы основанного на этом принципе жанра исторического романа. А.С.Пушкин еще в 1830 г. прозорливо писал: «Действие В. Скотта ощутительно во всех отраслях ему соврс менной словесности» («История русского народа: Статья II»).
Байрон
Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788—1824) — крупнейший романтический поэт. Вклад его в литературу определяется, во-пер вых, значительностью его произведений и образов, во-вторых, развитием новых литературных жанров (лиро-эпическая поэма, философская драма-мистерия, роман в стихах и др.), новаторством в разных областях поэтики, наконец, участием в литератур ной борьбе своего времени.
Личность поэта. Байрон родился в 1788 г. в Лондоне в семье аристократов. С детских лет гордился он родством с королевской династией Стюартов, отважными предками, одно имя которых когда-то вызывало страх. Родовой замок Байронов, простоявший семь веков, хранил следы былого величия рода, окружая малыш ка атмосферой тайны. Замок был унаследован Байроном в 10-лет нем возрасте с титулом лорда, позволявшим по достижении совершеннолетия вступить в палату лордов английского парламента и заняться политической деятельностью. Но именно титул лорда глубоко унизил Байрона. Поэт был недостаточно богат, чтобы вести жизнь в соответствии с этим званием. Даже день своего совершеннолетия, обычно отмечаемый с большой пышностью, ему пришлось провести в одиночестве. Речь в парламенте в защиту луддитов — рабочих, в отчаянии ломавших станки, в которых они видели причину безработицы, как и две другие речи, не была поддержана лордами, и Байрон убедился, что парламент — это «безнадежное... прибежище скуки и тягучей болтовни».
Отличительные качества юного Байрона — гордость и независимость. И именно из-за гордости он испытывает постоянные унижения. Знатность соседствует с бедностью; место в парламенте — с невозможностью изменить жестокие законы; поразительная красота — с физическим недостатком, позволившим любимой девушке назвать его «хромым мальчуганом»; любовь к матери — с сопротивлением ее домашнему тиранству... Байрон пытается утвердить себя в окружающем мире, занять в нем достойное место. Даже с физическим недостатком он борется, занимаясь плаванием, фехтованием.
Но ни светские успехи, ни первые проблески славы не удовлетворяют поэта. Все больше разрастается пропасть между ним и светским обществом. Выход Байрон находит в идее свободы. Она позволила выявить суть личности с наибольшей полнотой. Байрон — человек исключительный, гениально одаренный, не только воспевший героизм народов, принявших участие в освободительной борьбе, но и сам участвовавший в ней. Он сродни исключительным романтическим героям своих произведений, но, как и они, Байрон выразил своей жизнью дух целого поколения, дух романтизма. Идея свободы сыграла огромную роль не только в формировании личности Байрона, но и в его творчестве. Она изменяет свое содержание на разных этапах творчества. Но всегда у Байрона свобода выступает как сущность романтического идеала и как этическое мерило человека и мира.
Эстетические взгляды.В юности Байрон познакомился с творчеством английских и французских просветителей. Под их влиянием формируется эстетика поэта, в основе которой лежит про-^ светительское представление о разуме. Байрону близок классицизм, его любимый поэт — классицист Александр Поуп. Байрон писал: «Самая сильная сторона Поупа — что он этический поэт (...), а, по моему убеждению, такая поэзия — высочайший вид поэзии вообще, потому что она в стихах достигает того, что величайшие гении стремились осуществить в прозе».
Однако эти суждения Байрона не противопоставляют его романтикам, так как и «разум», и «этическое начало» служат для выражения активного присутствия в произведении самого художника. Его роль проявляется у Байрона не только в мощи лирического начала, но и в универсализме — в сопоставлении единичного и всеобщего, судьбы человека с жизнью вселенной, что приводит к титанизму образов, в максимализме — бескомпромиссной этической программе, на основании которой отрицание действительности обретает всеобщий характер. Эти черты делают Байрона романтиком. Другими романтическими чертами творчества поэта выступают острое ощущение трагической несовместимости идеала и действительности, индивидуализм, противопоставление природы как воплощения прекрасного и великого целого испорченному миру людей.
В последних своих произведениях (особенно в «Дон Жуане») поэт сближается с эстетикой реалистического искусства.
Первый период творчества Байрона.1806— 1816 гг. — это время формирования мировоззрения Байрона, его писательской манеры, время первых больших литературных успехов, начала его мировой славы. В первых сборниках стихов поэт не преодолел еще влияния классицистов, сентименталистов и ранних романтиков. Но уже в сборнике «Часы досуга» (1807) возникает тема разрыва со светским обществом, которое поражено лицемерием. Лирический герой стремится к природе, к жизни, наполненной борьбой, т.е. к подлинной, должной жизни. Наибольшей силы раскрытие идеи свободы как должной жизни в единстве с природой достигает в стихотворении «Хочу я быть ребенком вольным...» С возникновения этой идеи начинается сам Байрон.
Сборник «Часы досуга» получил отрицательные отзывы в прессе. На один из них Байрон ответил сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). По форме это классицистическая поэма в духе А. Поупа. Однако содержащаяся в поэме критика поэтов «Озерной школы» далека от классицистической точки зрения на задачи литературы: Байрон призывает отражать действительность без прикрас, стремиться к жизненной правде. Сатира «Английские барды и шотландские обозреватели» считается первым, хотя и неполным, манифестом так называемых «прогрессивных романтиков» в Англии.
В 1809— 1811 гг. Байрон посещает Португалию, Испанию, Грецию, Албанию, Турцию, Мальту. Путевые впечатления легли в основу первых двух песен лиро-эпической поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», опубликованных в 1812 г. и принесших поэту большую известность.
Действие первых песен поэмы происходит в Португалии, Испании, Греции и Албании.
В 1-й и 2-й песнях «Чайльд Гарольда» свобода понимается в широком и в узком смысле. В широком смысле свобода — это освобождение целых народов от поработителей. В 1-й песне «Чайльд Гарольда» Байрон показывает, что Испанию, захваченную французами, может освободить только сам народ. Тиран унижает достоинство народа, и только постыдный сон, лень, смирение народа позволяют ему держаться у власти. Порабощение других народов выгодно лишь единицам-тиранам. Но вину несет и весь народ-поработитель. Чаще всего в раскрытии общенациональной вины Байрон прибегает к примеру Англии, а также Франции и Турции. В узком смысле свобода для Байрона — это свобода отдельной личности. Свобода в обоих смыслах присуща герою поэмы — Чайльд Гарольду.
Чайльд Гарольд представляет собой первое воплощение целого литературного типа, получившего название «байронический герой». Вот его черты: раннее пресыщение жизнью, болезнь ума; утрата связи с окружающим миром; страшное чувство одиночества; эгоцентризм (герой не испытывает укоров совести от собственных проступков, никогда не осуждает себя, всегда считает себя правым). Таким образом, свободный от общества герой несчастен, но независимость для него дороже покоя, уюта, даже счастья. Байронический герой бескомпромиссен, в нем нет лицемерия, т.к. связи с обществом, в котором лицемерие является способом жизни, разорваны. Лишь одну человеческую связь признает поэт возможной для своего свободного, нелицемерного и одинокого героя — чувство большой любви, перерастающее во всепоглощающую страсть.
Образ Чайльд Гарольда находится в сложных взаимоотношениях с образом автора, собственно лирического героя: они то существуют раздельно, то сливаются. «Вымышленный герой был введен в поэму с целью связать ее отдельные части...», — писал Байрон о Чайльд Гарольде. В начале поэмы авторское отношение к герою близко к сатирическому: он «чужд равно и чести и стыду», «бездельник, развращенный ленью». И лишь возникшая из пре-сыщенья «болезнь ума и сердца», «глухая боль», способность размышлять над лживостью мира делают Чайльд Гарольда интересным для поэта.
Композиция поэмы строится на новых, романтических принципах. Четкий стержень утрачивается. Не события жизни героя, а его перемещение в пространстве, переезд из одной страны в другую определяют разграничение частей. При этом герой нигде не задерживается, ни одно явление его не захватывает, ни в одной стране борьба за независимость не волнует его так, чтобы он остался и принял в ней участие.
Но в поэме звучат призывы: «К оружию, испанцы! Мщенье, мщенье!» (1-я песнь); или: «О Греция! Восстань же на борьбу! // Раб должен сам себе добыть свободу!» (2-я песнь). Очевидно, это слова самого автора. Таким образом, композиция имеет два пласта: эпический, связанный с путешествием Чайльд Гарольда, и лирический, связанный с размышлениями автора. Особую сложность композиции придает свойственный поэме синтез эпического и лирического пластов: не всегда можно точно определить, кому принадлежат лирические раздумья — герою или автору. Лирическое начало вносят в поэму образы природы, и прежде всего образ моря, становящийся символом неуправляемой и независимой свободной стихии.
Байрон использует «спенсерову строфу», которая состоит из девяти строк со сложной системой рифм. В такой строфе есть место для развития мысли, раскрытия ее с разных сторон и подведения итога.
Через несколько лет Байрон написал продолжение поэмы: 3-ю песнь (1817, в Швейцарии) и 4-ю песнь (1818, в Италии).
В 3-й песни поэт обращается к переломному моменту европейской истории — падению Наполеона. Чайльд Гарольд посещает место битвы при Ватерлоо, и автор размышляет о том, что в этой битве и Наполеон, и его победившие противники защищали не свободу, а тиранию. В связи с этим возникает тема Великой французской революции, выдвинувшей когда-то Наполеона как защитника свободы. Байрон дает высокую оценку деятельности просветителей Вольтера и Руссо, идеологически готовивших революцию.
В 4-й песни эта тема подхватывается. Главная проблема здесь — роль поэта, искусства в борьбе за свободу народов. В этой части образ Чайльд Гарольда, чуждого большим историческим событиям, народным интересам, окончательно уходит из поэмы. В центре — образ автора. Поэт сравнивает себя с каплей, влившейся в море, с пловцом, сроднившимся с морской стихией. Эта метафора становится понятной, если учесть, что в образе моря воплощен народ, веками стремящийся к свободе. Образ автора в поэме, таким образом, это образ поэта-гражданина, который вправе воскликнуть: «Зато я жил, и жил я не напрасно!»
При жизни Байрона большинство читателей не смогли оценить эту позицию поэта. Среди тех, кто понял его взгляды, — Пушкин, Лермонтов. Наибольшей популярностью пользовался образ одинокого и гордого Чайльд Гарольда. Многие светские люди стали подражать его поведению, были охвачены умонастроением Чайльд Гарольда, которое получило название «байронизм».
Вслед за 1-й и 2-й песнями «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрон создает шесть поэм, получивших название «Восточные повести». Обращение к Востоку было характерно для романтиков: оно открывало им иной тип красоты по сравнению с античным греко-римским идеалом, на который ориентировались классицисты. Восток для романтиков — место, где бушуют страсти, где деспоты душат свободу, прибегая к восточной хитрости и жестокости, и помещенный в этот мир романтический герой ярче раскрывает свое свободолюбие в столкновении с тиранией. В трех первых поэмах («Гяур», 1813; «Абидосекая невеста», 1813; «Корсар», 1814) образ «байронического героя» приобретает новые черты. В отличие от Чайльд Гарольда, героя-наблюдателя, устранившегося от борьбы с обществом, герои этих поэм — люди действия, активного протеста. Их прошлое и будущее окружено тайной, но какие-то события заставили их оторваться от родной почвы. Гяур — оказавшийся в Турции итальянец (гяур по-турецки — «иноверец»); герой «Абидосской невесты» Селим, воспитанный дядей — коварным пашой, убившим его отца, — ища свободы, становится предводителем пиратов. В поэме «Корсар» рассказывается о загадочном предводителе морских разбойников — корсаров — Конраде. В его облике нет внешнего величия («он худощав, и ростом — не гигант»), однако он способен подчинить себе любого, а его взгляд «сжигает огнем» того, кто осмелится по глазам прочесть тайну души Конрада. Но «по взору вверх, по дрожи рук, ...по трепету, по вздохам без конца, ...по неуверенным шагам» легко понять, что покой души неизвестен ему. О том, что привело Конрада к корсарам, можно лишь догадываться: он «Был слишком горд, чтоб жизнь влачить смирясь, // И слишком тверд, чтоб пасть пред сильным в грязь. // Достоинствами собственными он // Стать жертвой клеветы был обречен». Характерная для поэм Байрона фрагментарная композиция позволяет узнать лишь отдельные эпизоды жизни героя: попытка захвата города Сейд-паши, плен, побег. Вернувшись на остров корсаров, Конрад находит свою возлюбленную Медору мертвой и исчезает.
Байрон видит в Конраде и героя, и злодея. Он восхищается силой характера Конрада, но объективно осознает невозможность победы одиночки в битве с целым миром. Поэт подчеркивает светлое чувство «байронического героя» — любовь. Без нее такого героя нельзя себе представить. Вот почему со смертью Медоры кончается и вся поэма.
Швейцарский период.Свободолюбие Байрона вызывает недовольство высшего английского общества. Его разрыв с женой был использован для кампании против поэта. В 1816 г. Байрон уезжает в Швейцарию. Его разочарование в действительности приобретает всеобщий характер. Такое полное разочарование романтиков принято называть «мировой скорбью». »
«Манфред».В Швейцарии написана символико-философская драматическая поэма «Манфред» (1817).
Манфреда, постигшего «всю земную мудрость», охватывает глубокое разочарование. Страдания Манфреда, его «мировая скорбь» неразрывно связаны с одиночеством, которое он выбрал сам. Эгоцентризм Манфреда достигает предельной ступени, он считает себя превыше всего в мире, желает полной, абсолютной свободы. Но его эгоцентризм приносит гибель всем тем, кто его любит. Он погубил любившую его Астарту. С ее смертью последняя связь с миром обрывается. И, не примиряясь с Бо- гом, как того требует священник, Манфред умирает с радостным чувством избавления от мук сознания.
Для поэтики «Манфреда» характерен синтез художественных средств: слияние музыкального и живописного начал, философских идей с исповедальностью.
Напротив, в образах-персонажах «Манфреда» и других драматических произведений Байрона господствует аналитический принцип. А. С. Пушкин так раскрыл это их качество: «В конце концов он постиг, создал и описал единый характер (именно свой), все, кроме некоторых сатирических выходок, рассеянных в его творениях, отнес он к сему мрачному, могущественному лицу, столь таинственно пленительному. Когда же он стал составлять свою трагедию, то каждому действующему лицу роздал он по одной из составных частей сего мрачного и сильного характера, и таким образом раздробил величественное свое создание на несколько лиц мелких и незначительных» (статья «О драмах Байрона»). Пушкин противопоставил односторонности персонажей Байрона многообразие характеров у Шекспира. Но нужно помнить, что «Манфред» не столько трагедия характера, сколько трагедия идеи абсолютного. Титанический герой неизмеримо несчастнее обычного человека; абсолютная власть делает властителя рабом; полное знание раскрывает бесконечность зла в мире; бессмертие оборачивается мукой, пыткой, в человеке возникает жажда смерти — таковы некоторые трагические идеи «Манфреда». Главная же из них: абсолютная свобода освещает жизнь человека прекрасной целью, но ее достижение уничтожает в нем человечность, приводит его к «мировой скорби».
И все же Манфред до конца сохраняет свою свободу, на пороге смерти бросая вызов и церкви, и потусторонним силам.
Итальянский период.Переехав в Италию, Байрон принимает участие в движении карбонариев — итальянских патриотов, создавших тайные организации для борьбы за освобождение севера Италии от австрийского владычества. Итальянский период (1817 — 1823 гг.) — вершина творчества Байрона. Приняв участие в борьбе итальянцев за свободу страны, поэт пишет произведения, полные революционных идей. Герои этих произведений прославляют радости жизни, ищут борьбы.
Сатирические поэмы Байрона этого периода стали наиболее ярким образцом политической поэзии английского романтизма. В поэме «Видение суда» (1822) осмеивается поэт-лейкист Саути, которому принадлежит поэма «Видение суда», где воспевается умерший английский король Георг III, изображается вознесение его души в рай. Байрон пишет пародию на эту поэму.
Георга III не пускают в рай. Тогда в его защиту выступает Саути со своей поэмой. Но она так бездарна, что все разбегаются. Воспользовавшись суматохой, король пробирается в рай. Реакционные поэты неизбежно становятся пособниками реакционных политиков — такова идея поэмы.
«Каин». «Каин» (1821) — вершина драматургии Байрона. В основу сюжета положена библейская легенда о сыне первого человека Адама Каине, убившем своего брата Авеля. Такой сюжет был характерен для средневекового театра, поэтому Байрон назвал «Каина» мистерией. Но религиозности в драме нет. Убийца Каин здесь становится подлинным романтическим героем. Титанический индивидуализм Каина заставляет его бросить вызов самому Богу, и убийство рабски покорного Богу Авеля — страшная форма протеста против жестокости Бога, требующего себе кровавых жертв.
Богоборческие идеи воплощаются и в образе Люцифера — прекраснейшего из ангелов, восставшего против Бога, низвергнутого в ад и получившего имя Сатаны. Люцифер посвящает Каина в тайны мироздания, он указывает на источник зла в мире — это сам Бог с его стремлением к тирании, с его жаждой всеобщего поклонения.
Герои не могут победить в борьбе со всемогущим божеством. Но человек обретает свободу в сопротивлении злу, духовная победа — за ним. Такова главная мысль произведения.
«Дон Жуан». «Дон Жуан» (1817— 1823) — крупнейшее произведение Байрона. Оно осталось незаконченным (написано 16 песен и начало 17-й). «Дон Жуан» назван поэмой, но по жанру он столь отличен от других поэм Байрона, что правильнее видеть в «Дон Жуане» первый образец «романа в стихах» (как пушкинский «Евгений Онегин»). «Дон Жуан» не история лишь одного героя, это тоже «энциклопедия жизни». Фрагментарность, разорванность композиции «восточных повестей», атмосфера тайны уступают место исследованию причинно-следственных связей. Впервые у Байрона подробно изучается обстановка, в которой проходило детство героя, процесс формирования характера. Дон Жуан — герой, взятый из испанской легенды о наказании безбожника и соблазнителя множества женщин. Эта легенда в различных трактовках часто использовалась романтиками, например Гофманом. Но у Байрона он лишен романтического ореола (за исключением рассказа о его любви к Гайдэ, дочери пирата). Он часто попадает в смешные ситуации (например, оказывается в гареме в качестве наложницы турецкого султана), для карьеры может поступиться своей честью и чувствами (оказавшись в России, Дон Жуан становится фаворитом императрицы Екатерины II). Но среди черт его характера сохраняется романтическое свободолюбие. Вот почему Байрон хотел завершить поэму эпизодом участия Дон Жуана во Французской революции XVIII в.
«Дон Жуан», сохраняя связь с романтизмом, одновременно открывает историю английского критического реализма.
В начале поэмы герой, утративший романтическую исключительность характера т.е. титанизм, единую всепоглощающую страсть, таинственную власть над людьми, сохраняет исключительность судьбы. Отсюда его необычные приключения в отдаленных странах, опасности, взлеты — сам принцип непрерывного путешествия. В последних же песнях, где Дон Жуан попадает в Англию как посланник Екатерины II, исключительность окружения, обстоятельств жизни героя исчезает. Дон Жуан в замке лорда Генри Амондевилла встречается с романтическими тайнами и ужасами, но все эти тайны придуманы скучающими аристократами. Призрак черного монаха, пугающий Дон Жуана, оказывается графиней Фиц-Фальк, пытающейся завлечь в свои сети молодого человека.
Поэма написана октавами (строфа из 8 строк с рифмовкой abababcc). Две последние строки в октаве, рифмуясь, содержат вывод, итог строфы, что придает языку поэмы афористичность. Монолог автора то поэтически возвышен, то ироничен. Авторские отступления особенно насыщены мыслью, раздумьями, главной темой которых по-прежнему остается свобода.
Байрон в Греции. Стремление принять участие в национально-освободительной борьбе, о которой так много писал Байрон, приводит его в Грецию (1823— 1824 гг.). Он возглавляет отряд греческих и албанских повстанцев, борющихся с турецким гнетом. Жизнь поэта трагически обрывается: он умирает от лихорадки. В Греции был объявлен траур. Греки и сегодня считают Байрона своим национальным героем.
В стихах, созданных Байроном в Греции, звучит мысль о свободе и личной ответственности за нее. Вот короткое стихотворение «Из дневника в Кефалонии», где эти размышления выражены с особой силой:
Встревожен мертвых сон, — могу ли спать? Тираны давят мир, — я ль уступлю? Созрела жатва, — мне ли медлить жать? На ложе — колкий дерн; я не дремлю; В моих ушах, что день, поет труба, Ей вторит сердце...
(Перевод А. Блока)
Байрон оказал огромное влияние на литературу. Его воздействие испытали все большие английские писатели последующих эпох. Байрона любил читать А. С. Пушкин. Он называл Байрона «властителем дум», отмечал, что жизнь и творчество великого английского поэта повлияли на целые поколения читателей.