Платон и его учение о познании (б10)
2. 2. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения (Б10)
Билет 12
Космология Платона
Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Отлично сознавая мощь созданного им аппарата идей, он стремился выработать представление как о Космосе, так и об обществе. Весьма показательно, как Платон использует в этой связи свою концепцию идей, скромно замечая, что он претендует лишь на "правдоподобное мнение". Космическую картину мира Платон дает в диалоге "Тимей".
Исходный пункт Платона таков: постулируется существование идей (ясно, что Платон не мог не начать с них), материи и Бога, который понимается как демиург, т. е. мастер. Из смеси идей и материи демиург создает мировую душу и распространяет по всему пространству. Мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии — огонь, воздух, землю. Соответственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу наиболее совершенную форму — форму сферы. В центре Космоса — Земля. Орбиты планет и звезд подчиняются гармоническим математическим соотношениям. Бог-демиург творит также и живые существа.
Итак, Космос — это одаренное разумом живое существо. Структура мира такова: божественный разум (демиург), мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.
Платоновская космологическая картина Космоса подвела своеобразный итог натурфилософии природы в IV в. до н. э. На протяжении многих веков, по крайней мере до эпохи Возрождения, эта картина мира стимулировала философский и частнонаучный поиск. Самые изощренные современные космологи имеют возможность по достоинству оценить заслуги Платона. Наиболее важным для науки оказалась опора на идеи и их математическое содержание. Именно в этом деле Платон был первооткрывателем.
Разумеется, в целом ряде отношений платоновская картина мира не выдерживает критики. Она умозрительна, придумана, не соответствует современным данным науки. Но вот что удивительно: даже с учетом всего этого было бы весьма опрометчиво сдавать ее в архив. Дело в том, что далеко не всем доступны научные данные, тем более в каком-то обобщенном, систематизированном виде. Платон же был великим систематиком, его картина Космоса проста, по-своему понятна многим. Она необычайно образна: Космос одушевлен, гармоничен, в нем на каждом шагу встречается божественный разум. По указанным и другим основаниям, платоновская картина Космоса имеет своих сторонников и поныне. Оправдание такому положению мы видим еще и в том, что в скрытом, неразвернутом виде она содержит потенциал, который может быть использован продуктивно и в наши дни. "Тимей" Платона — это миф, но миф особенный, построенный с логическим и эстетическим изяществом. Это не только значительное философское, но и художественное произведение.
Учение о Боге и Космосе. Прежде всего, Божество у Платона есть Единое, понимаемое уже не как само по себе, но по отношению ко многому, как Абсолютный Дух-Ум, носитель вечного идеального мира Идей и вселенских Законов. Далее учение Платона включает в себя понятие о Боге-Творце, который творит Космос, Солнечную систему, которая является домом для множества живых существ.
Бог-Творец называется Платоном двояко. С одной стороны, он называет его Бог-футургос (Логос, мировой Разум или Архитектор), который создает ноуменальный мир, творит идеи-первообразы согласно вечным божественным идеям. С другой стороны, философ называет Творца Богом-Демиургом, Мастером, который создает мир феноменальный согласно плану и образцам, заданным ему Архитектором. Но это разграничение проводится Платоном не строго, и он употребляет общее понятие для Творца Космоса - Ум-Демиург. Однако, чтобы избежать путаницы, наблюдаемой во многих толкованиях Платона, в дальнейшем мы будем различать Единого Бога-Творца, Архитектора Логоса, от Строителей, низших Богов, ваятелей, зодчих, формовщиков различных форм мира: планет, минералов, растений, животных и человека. Последние являются Богами Природы, управляющими стихиями. Отсюда, Космос создан Иерархией творческих Разумов во главе с главным Богом – Архитектором или Логосом.
Творение Верховного Бога-Творца, Разума-Архитектора, есть Ноуменальный мир, который включает в себя план Космоса, а также первообразы или архетипы вещей. Он существует весь период жизни Космоса, неизменен по отношению к изменчивому миру вещей, является образцом, по которому творят низшие Боги-Строители, в том числе и человек. Слово «идея» Платон чаще всего употреблял в том случае, когда говорил о вечных «не порожденных» идеях, для обозначения архетипов ноуменального мира, которые представляли собой мысли Архитектора, он употреблял другой термин - эйдос. Он произведен от глагола «эйдо» - «вижу, созерцаю». В обыденном языке «эйдос» имел те же значения, что и «идея»: вид, внешность, образ, способ, облик и т. д. У Платона ноуменальный мир - не просто царство первообразов или сущностей объектов и явлений, а царство благихсущностей, совершенных образцов для творчества. Платоновские идеи не просто сосуществуют друг с другом, а находятся в отношении подчинения и соподчинения. Идеи могут быть более и менее общими, находиться в отношении рода и вида.
"Бог, скомпоновав все части всех вещей с тщанием и точностью, насколько позволила природа необходимости (т.е. материи), спонтанная и ускользающая, повсюду придал им согласованные пропорции и гармонию". Космос, по Платону, овеществление Бога в материи, превращение физического мира в живой организм. Платон определяет Космос как «живое существо, имеющее ум, душу и тело. Ум это Разум Архитектора, Ноуменальный мир – его создание, его мысли, Космос создан мыслью, оттого и мыслью познается.
Душа мира – это, с одной стороны, божественный Огонь, Духоматерия, движущее начало Космоса. Она производит два вида движения: внешнее и внутреннее, первое из которых соответствует тождественному, а второе - иному. Внешним, тождественным движением движется сфера неподвижных звезд; внутренним, иным движением движутся планеты, Луна, Солнце. Из Огня построен Ноуменальный мир, и поскольку он содержит мысли Бога, то Душа, с другой стороны, Космическое Сознание, которое выражается в Слове-Логосе.
ТелоКосмоса творится из материи. К моменту творения материя существовала уже в виде четырех стихий - воды, воздуха, огня и земли, которые отличаются друг от друга геометрической формой своих частиц, а эти формы состоят, в свою очередь, из двух видов прямоугольных треугольников: равнобедренных, из которых состоит только земля, и неравнобедренных, одинаковых для всех трех остальных стихий. Из первых треугольников состоят шестигранники (гексаэдры) земли, из вторых - четырехгранные пирамиды (тетраэдры) огня, восьмигранники (октаэдры) воздуха, двадцатигранники (икосаэдры) воды. Эти четыре стихии находились в беспорядочном движении, представляя собой неравномерно сотрясаемую и колеблемую материю, из нее-то и создали Строители тело Космоса. Оно шарообразно, в центре его ось, на которой покоится неподвижная Земля.
Почему Творец создал мир? Какова цель существования Космоса? По мнению Платона, Он произвел мир для добра и из любви к благу. "Скажем, по какой же прихоти Творец вызвал к жизни этот универсум? Он был благостен, а вблагом нет зависти никогда и ни в чем. Свободный от порока, восхотел он, чтобы все вещи стали бы похожими на него, насколько это возможно. Если кто-либо из людей благоразумных воспримет это как главный мотив рождения универсума, то воспримет главное. Ведь Бог, желая видеть все вещи благими, и, насколько это возможно, ни единой с изъяном, принял на себя все из видимого, что, лишенное покоя, металось неправильно и беспорядочно, и привел все это из разобщения к порядку, рассудив, как лучше подобает ему быть. С тех пор не делалось ничего иного, как если только, чтобы вещь была еще более прекрасной. Рассудив так, он нашел, что среди вещей видимых, учитывая их интерес, ни одна из них, лишенная понимающего начала, не может быть прекрасней другой, а имей она хоть толику интеллекта, не может же быть совсем без души. И, основываясь на этом рассуждении, вложил он понимание в душу, а душу — в тело, произведя так универсум, чтобы творение его рук было бы прекраснейшим по натуре его и благим настолько, насколько это возможно. Таков второй мотив, надобно сказать, чтоб этот мир был в действительности одушевленным животным и понимающим, ибо порожден, согласно божественному провидению". Итак, причина возникновения Космоса - Воля Творца, который «пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому» Однако созданный мир не столь благостен, как его Устроитель, поскольку Строители столкнулись с сопротивлением плотной материи, и им удалось обратить к наилучшему лишь часть того, что рождалось.
Билет 13
1. Учение Платона о государстве.
Платон(428-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя - Аристокл, Платон – псевдоним (т. е. широкоплечий).
Вопросам упорядочения общества Платон посвящает своё произведение – "Государство" ("Политея").
Государство, по Платону, возникает потому, что отдельный человек не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей (в жилище, пище, одежде и т.п.).
В рассмотрении проблемы государства Платон опирался на свою теорию идей и идеала.
«Идеальное государство» возникает как общество трех социальных групп:
· правители – мудрецы (философы),
· стратеги – воины, задача которых стоять на страже безопасности государства,
· производители – земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей.
Эти три сословия соответствуют, в принципе, трем частям души. Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей:
· 1) Мудрость является добродетелью правителей и философов (у философов преобладает разумная часть души).
· 2) Храбрость - добродетель воинов. (у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть).
· 3) Умеренность - добродетель народа. (у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, быть управляемыми, умеренными).
· 4) Справедливость – не относится к отдельным сословиям, но является общей "надсословной", "державной" добродетелью.
С позиции своего «идеального государства» Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:
· приемлемые государственные формы;
· регрессивные – упадочные.
Приемлемой государственной формой считается «Идеальное государство». Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (но не аристократическая монархия).
Идеальной форме Платон противопоставлял отрицательную форму государственного устройства, в которой главным мотивом поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы.
Отрицательные – упадочные (регрессивные) формы государства:
· тимократия,
· олигархия,
· демократия,
· тирания.
Тимократия– первая форма, ближайшая к идеальному образцу. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души, то есть власть, основанная на господстве честолюбцев (честолюбие – стремление делать что-либо лучше других и добиваться большего, чем другие, часто сопряжённое с жаждой известности, славы, с любовью к почестям) .В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта (V и IV вв. до н. э. )
В таком государстве господствует сила и храбрость («яростных дух»); здесь военные качества преобладают над другими, развивается честолюбие. Но за стремлением к власти, рождается стремление к богатству. Стремление к богатству ведет тимократию к гибели. Деньги становятся мерилом почестей и влияния на общественные дела; бедные исключатся из участия в политике. Правление из тимократии превращается в олигархию, где властвуют богатые.
Олигархия– это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души.
В олигархии господствуют уже низкие стремления человека (алчность). Правление вручается людям не по достоинству, а по богатству; поэтому оно всегда дурно. Но существует еще некоторая умеренность, поскольку правители заботятся о сохранении приобретенного и воздерживают низких от своеволия.
Олигархия держится на запугивании и применении вооруженной силы.
Борьба богатых и бедных, враждующих межу собой, ведет олигархию к падению.
Бедные, будучи многочисленнее, побеждают. И вместо олигархии устанавливается демократия.
Демократия— это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется сильнее, чем при олигархии.
Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию.
В демократии, как и в идеальном государстве, все граждане делятся на три класса, которые находятся между собою во вражде:
- ораторы и демагоги, лжеучители мудрости, которых Платон называет трутнями с жалом.
- богачи,представители ложной умеренности; это трутни без жала.
- бедняки рабочие, которых Платон называет рабочими пчелами, постоянно враждующие под влиянием первого класса со вторым.
В демократии, по Платону, из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей:
· Сдержанные прежде страсти и желания выступают во всей своей необузданности: наглость, анархия, распутство, бесстыдство владычествуют в обществе.
· В правление возводятся люди, которые льстят толпе; исчезает уважение к власти и закону; дети равняют себя родителям, ученики наставникам, рабы господам.
И наконец избыток свободы подрывает ее основы, ибо одна крайность вызывает другую.
Из демократии и свободы вырастает ее продолжение и противоположность — тирания.
Народ ищет себе вождя. Вождь забирает власть в свои руки; он окружает себя наемными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и становится тираном.
Тирания.Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство; это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей демократической формы правления.
Тиран добивается власти как «ставленник народа». В первые дни и в первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое, освобождает от долгов, народу раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем. Он ищет опоры в рабах и в людях самого низкого свойства, потому что лишь в себе подобных он находит преданность».
«Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей — потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка продовольствия и т.п.), подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат.
Для людей, живущих в условиях порочного государственного строя, характерны, по мнению Платона:
· Ошибочный выбор ценностей,
· Ненасытное стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому благу (в тимократии — безудержная страсть к военным успехам, в олигархии — к богатству, в демократии к безграничной свободе, в тирании — к чрезмерному рабству). Именно это, согласно Платону, и губит данный строй.
· Таким образом, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений.
Выход из порочных состояний общества возврат к изначальному строю — т. е. переход от тирании к правлению мудрых (ибо одна крайность вызывает другую; из тирании и рабства вырастает ее продолжение и противоположность — правление мудрых).