Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга


Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая задругого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция: «Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Или другой вариант инструкции : « На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал ».
Оценка теста:
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. По направлению реакции подразделяются на:

а) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.


Реакции различаются также с точки зрения их типов:

  • Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
  • Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
  • Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.


Для обозначения направления реакции используются буквы: Е – экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные реакции, М – импунитивные. Типы реакций обозначаются следующими символами: OD – «с фиксацией на препятствии», ED – «с фиксацией на самозащите», NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение. В том случае, если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обо значается прописными буквами без значка (Е, I, M). Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m). Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

Проиллюстрируем все эти обозначения на примере, в этой ситуации , когда персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».

Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

Е’ – «Как это неприятно».

I’ – «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).

М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».

Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа».

I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тр -• туаре».

М – «Ничего особенного».

е – «Вам придется почистить».

i – «Я почищу».

m – «Ничего, высохнет».


Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами. Например, если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii. В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.

Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (Детский вариант)

  OD ED NP
Е Е’. –«А что я буду есть?» (рис.1); –«Если бы у меня был братишка, он бы починил». (3); –«А она мне так нравиться». (5); –«Мне тоже надо с кем-то играть». (6). Е. –«Я сплю, а ты не спишь, да?» (10); –«Я с тобой не дружу». (8); –«А вы выгнали из подъезда мою собаку». (7); Е. –«Нет, не много ошибок». (4); –«Я тоже умею играть». (6); –«Нет, я не обрывала твои цветы». (7). е. –«Вы должны отдать мне мяч». (16); –«Ребята, куда вы! Спасите меня!»(13); –«Тогда попроси кого-нибудь другого». (3).
I I’. –«Мне очень нравится спать». (10); –«Это я сам в руки попался. Я и хотел чтобы ты меня поймал». (13); –«Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил». (15); –«Зато теперь он стал вкуснее». (23). I. –«Бери, я больше без разрешения не буду брать». (2); –«Простите, что помешал вам играть». (6); –«Я поступила плохо». (9); I – «Я не хотела ее разбивать». (9); –«Я хотела посмотреть, а она упала» (9) i. –«Тогда я отнесу ее в мастерскую». (3); –«Я сама куплю эту куклу». (5); –«Я тебе свою подарю». (9); –«Я в следующий раз этого не сделаю». (10).
М М’. –«Ну и что. Ну и качайся». (21); –«Я и сам к тебе не приду». (18); –«Все равно там будет неинтересно». (18); –«Уже ночь. Я и так уже должна спать». (10). М. –«Ну, если нет денег, можешь не покупать». (5); –«Я и правда маленький». (6); –«Ну ладно, ты выиграл». (8). m. –«Посплю, а потом пойду гулять». (10); –«Я сам пойду посплю». (11); –«Она сейчас высохнет. Высушится». (19); –«Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь». (21).


Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.

За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой – другую.

Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I’, е, i, m) выносятся в таблицу ответов испытуемого.

Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице (таблица 1). В детском варианте количество ситуаций другое (см. таблицу 2).

Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+». Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-». Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого (см. таблицы 3–5). Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.

 
OD                                                
ED                                                
NP                                                

Пример заполнения таблицы ответов испытуемого

 
OD I’     М           I’   е m       Е’   m         Е
ED   М i     Е’   i     Е       I     е   Е’     i  
NP         Е   М’   М         е   I’         М е    
№ рисунка  
Возрастные группы (таблица GCR для детей)
6-7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет
       
Е Е/m m M
  Е   Е;М
       
       
       
I I I I
  I I/i I/i
       
М’/Е     М
      I/m
Е Е Е Е
Е Е   I
М’ М’ М’ М’
Г   Е’;М’ М’
  Е М’/Е М’
  M m е;m
       
Е Е;I Е;I  
    i I
       
I I I I
       
m m m M
  10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций 15 ситуаций

Пересчет в проценты GCR производистя по формуле :

100% X (количество баллов) = GCR
(число ситуаций)


Следующий этап – заполнение таблицы профилей.
Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 5 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен «Ее», то значение «Е» будет равняться 0,5 и «е», соответственно, тоже 0,5 балла. Полученные числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.

«ТАБЛИЦА ПРОФИЛЕЙ»

  OD ED NP сумма %
Е          
I          
М          
сумма.          
%          


Пересчет баллов профилей в проценты осуществляется по формуле :

100% X (количество баллов) = GCR
(число рисунков)

И соответствует таблице :

0,5 = 2,1% 8,5 = 35,4% 16,5 = 68,7%
1,0 4,2 9,0 37,5 17,0 70,8
1,5 6,2 9,5 39,6 17,5 72,9
2,0 8,3 10,0 41,6 18,0 75,0
2,5 10,4 10,5 43,7 18,5 77,1
3,0 12,5 11,0 45,8 19,0 79,1
3,5 14,5 11,5 47,9 19,5 81,2
4,0 16,6 12,0 50,0 20,0 83,3
4,5 18,7 12,5 52,1 20,5 85,4
5,0 20,8 13,0 54,1 21,0 87,5
5,5 22,9 13,5 56,2 21,5 89,6
6,0 25,0 14,0 58,3 22,0 91,6
6,5 27,0 14,5 60,4 22.5 93,7
7,0 29,1 15,0 62,5 23,0 95,8
7,5 31,2 15,5 64,5 23,5 97,9
8,0 33,3 16,0 66,6 24,0 100,0

Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, CD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

· Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.

· Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД – 10, ED – 6, NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.

· Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е >Е’ > М.

· Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» иситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчетЕ и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ

Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:
( а - б ) : ( а + б ), где
«а» – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1–12),
«б» – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

Анализируются пять типов тенденций:

Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе ОД. Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.

Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M.

Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.

Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.

Тип 5. Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4).


Аналогично рассматриваются графы ED и NP. В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации».

На втором этапе изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

· Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия.

· Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».

· Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.


Стимульный материал .

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга - student2.ru Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга - student2.ru
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга - student2.ru Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга - student2.ru
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга - student2.ru Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга - student2.ru

Тест Сакса Леви. Методика незаконченные предложения. (Метод SSCT). Методика (метод) незаконченные предложения позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, ксвоим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям. Все предложения теста можно объединить несколько групп, отражающих отношение личности к семье, межличностным отношениям, отношениям между мужчиной и женщиной и самовосприятию. Тест был разработан Джозефом М. Саксом и С. Леви в 1950 годах (Sackssentencecompletiontest, SSCT), относится к проективной диагностике, является вариацией техники словесных ассоциаций. Методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий. Тестируемому предлагается 60 незаконченных предложений, которые он должен дописать по своему усмотрению. SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут, возраст испытуемых от 20 до 60 лет. Тест Сакса Леви Незаконченные предложения: Инструкция: На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение. Незаконченные предложения Сакса Леви: 1. Думаю, что мой отец редко _________ 2. Если все против меня, то _________ 3. Я всегда хотел _________ 4. Если бы я занимал руководящий пост _________ 5. Будущее кажется мне _________ 6. Мое начальство _________ 7. Знаю, что глупо, но боюсь _________ 8. Думаю, что настоящий друг _________ 9. Когда я был ребенком _________ 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является _________ 11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _________ 12. По сравнению с большинством других моя семья _________ 13. Лучше всего мне работается с _________ 14. Моя мать и я _________ 15. Сделал бы все, чтобы забыть _________ 16. Если бы мой отец только захотел _________ 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы _________ 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы _________ 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством _________ 20. Надеюсь на _________ 21. В школе мои учителя _________ 22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь _________ 23. Не люблю людей, которые _________ 24. Когда-то _________ 25. Считаю, что большинство юношей (девушек) _________ 26. Супружеская жизнь кажется мне _________ 27. Моя семья обращается со мной как с _________ 28. Люди, с которыми я работаю _________ 29. Моя мать _________ 30. Моей самой большой ошибкой было _________ 31. Я хотел бы, чтобы мой отец _________ 32. Моя наибольшая слабость заключается в том _________ 33. Моим скрытым желанием в жизни является _________ 34. Мои подчиненные _________ 35. Наступит тот день, когда _________ 36. Когда ко мне приближается мой начальник _________ 37. Хотелось бы мне перестать бояться _________ 38. Больше всех люблю тех людей, которые _________ 39. Если бы я снова стал молодым _________ 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) _________ 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь _________ 42. Большинство известных мне семей _________ 43. Люблю работать с людьми, которые _________ 44. Считаю, что большинство матерей _________ 45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если _________ 46. Думаю, что мой отец _________ 47. Когда мне начинает не везти, я _________ 48. Больше всего я хотел бы в жизни _________ 49. Когда я даю другим поручение _________ 50. Когда буду старым _________ 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _________ 52. Мои опасения не раз заставляли меня _________ 53. Когда меня нет, мои друзья _________ 54. Моим самым живым воспоминанием детства является _________ 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) _________ 56. Моя половая жизнь _________ 57. Когда я был ребенком, моя семья _________ 58. Люди, которые работают со мной _________ 59. Я люблю свою мать, но _________ 60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это _________ Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация. В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. 1.Отношение к отцу 1. Думаю, что мой отец редко 16. Если бы мой отец только захотел 31. Я хотел бы, чтобы мой отец 46. Думаю, что мой отец 2. Отношение к себе 2. Если все против меня,то 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы 32. Моя наибольшая слабость заключается в том 47. Когда мне начинает не везти, я 3. Нереализованные возможности 3. Я всегда хотел 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы 33. Моим скрытым желанием в жизни является 48. Больше всего я хотел бы в жизни 4. Отношение к подчиненным 4. Если бы я занимал руководящий пост 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством 34. Мои подчиненные 49. Когда я даю другим поручение 5. Отношение к будущему 5 Будущее кажется мне. 20. Надеюсь на 35. Наступит тот день, когда 50. Когда буду старым 6.Отношение к вышестоящим лицам 6. Будущее кажется мне 21. В школе мои учителя 36. Когда ко мне приближается мой начальник 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю 7.Страхи и опасения 7. Знаю, что глупо, но боюсь 22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь 37.Хотелось бы мне перестать бояться 52. Мои опасения не раз заставляли меня 8. Отношение к друзьям 8. Думаю, что настоящий друг 23. Не люблю людей, которые 38. Больше всех люблю тех людей, которые 53. Когда меня нет, мои друзья 9.Отношение к своему прошлому 9.Когда я был ребенком 24.Когда-то 39. Если бы я снова стал молодым 54. Моим самым живым воспоминанием детства является 10.Отношение к лицам противоположного пола 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является 25. Считаю, что большинство юношей (девушек) 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) 11.Личная жизнь 11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной 26. Супружеская жизнь кажется мне 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь 56. Моя личная жизнь 12.Отношения к семье 12.По сравнению с большинством других моя семья 27. Моя семья обращается со мной как с 42.Большинство известных мне семей 57. Когда я был ребенком, моя семья 13.Отношение к сотрудникам 13.Лучше всего мне работается с 28.Люди, с которыми я работаю 43.Люблю работать с людьми, которые 58. Люди, которые работают со мной 14.Отношение к матери 14.Моя мать и я 29. Моя мать 44.Считаю, что большинство матерей 59. Я люблю свою мать, но 15.Чувство вины 15.Сделал бы все, чтобы забыть 30. Моей самой большой ошибкой было 45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если 60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это Примечание. Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они "чувствуют себя намного лучше". Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.
Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов теста (клинические случаи из практики психологов) Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например: Отношение к отцу Пункты 1. Мне кажется, что мой отец редко работает. 16. Если бы только мой отец стал лучше. 31. Я хочу, чтобы мой отец умер. 46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек. Слова курсивом - это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: "Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти". Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой: · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области. · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта. · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области. · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.

римеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов теста (клинические случаи из практики психологов) Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например: Отношение к отцу Пункты 1. Мне кажется, что мой отец редко работает. 16. Если бы только мой отец стал лучше. 31. Я хочу, чтобы мой отец умер. 46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек. Слова курсивом - это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: "Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти". Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой: · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области. · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта. · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области. · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.

Инсайт тест
англ. insight — постижение, озарение] — проективная методика исследования личности.Опубликована Е. Саржент в 1944 г. Обследуемому предлагают описания 15 ситуаций. После ознакомления с каждой ситуацией нужно письменно (или устно) ответить на вопросы, поставив себя на место действующего лица. Имеются два набора ситуаций — для женщин и мужчин. Ситуации И. т. затрагивают семейные проблемы, установки по отношению к противоположному полу, окружению, религии, профессии и т.д. При подборе ситуаций автор в основном опиралась на проблемы, типичные для студенческого возраста. Ответы обследуемого анализируются по трем направлениям: эмоциональные реакции, когнитивные проявления и способ разрешения конфликта. Эти области детализированы, по каждой выделены отдельные категории. Напр., в область эмоциональных реакций входят: фрустрация, тревожность, депрессия и т.д., причем эти категории получают количественную оценку. Л.Ф. Бурлачук

Многомерный рисуночный тест

Вторым рисуночным тестом, в котором интерпретация основывается на использовании цвета, является многомерный рисуночный тест (Themulti-dimensionaldrawingtest (MDDT) Рене Блоха (ReneBloch), кратко описанный в докладе, прочитанном в 1968 г. на Интернациональном конгрессе по Роршаху.

Необходимый материал состоит из блокнота для рисования формата А6 (10,5 х 14,8 см), семи фломастеров различных цветов: черного, красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого, а также секундомера, чтобы засекать время рисования.

Испытуемому говорят, что ему необходимо нарисовать картинку за 60 секунд, а затем его просят нарисовать еще. Выбор предмета рисования и цветов всегда свободен. Необходимы серии из тридцати рисунков, между которыми будут перерывы по несколько секунд. Когда все серии завершены, испытуемого просят “объяснить его рисунки”, т.е. рассказать, что он нарисовал.

Основное внимание уделяется количественной оценке. Можно также провести и анализ содержания, но он рассматривается как “дополнительный”. Подсчет ведетс

Наши рекомендации