Психогеометрический тест С. Деллингер
Пример заполнения таблицы ответов испытуемого
OD | I’ | М | I’ | е | m | Е’ | m | Е | ||||||||||||||||
ED | М | i | Е’ | i | Е | I | е | Е’ | i | |||||||||||||||
NP | Е | М’ | М | е | I’ | М | е |
№ рисунка | ||||
Возрастные группы (таблица GCR для детей) | ||||
6-7 лет | 8-9 лет | 10-11 лет | 12-13 лет | |
Е | Е/m | m | M | |
Е | Е;М | |||
I | I | I | I | |
I | I/i | I/i | ||
М’/Е | М | |||
I/m | ||||
Е | Е | Е | Е | |
Е | Е | I | ||
М’ | М’ | М’ | М’ | |
Г | Е’;М’ | М’ | ||
Е | М’/Е | М’ | ||
M | m | е;m | ||
Е | Е;I | Е;I | ||
i | I | |||
I | I | I | I | |
m | m | m | M | |
10 ситуаций | 12 ситуаций | 12 ситуаций | 15 ситуаций |
Пересчет в проценты GCR производистя по формуле :
(число ситуаций)
Следующий этап – заполнение таблицы профилей.
Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 5 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен «Ее», то значение «Е» будет равняться 0,5 и «е», соответственно, тоже 0,5 балла. Полученные числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.
«ТАБЛИЦА ПРОФИЛЕЙ»
OD | ED | NP | сумма | % | |
Е | |||||
I | |||||
М | |||||
сумма. | |||||
% |
Пересчет баллов профилей в проценты осуществляется по формуле :
(число рисунков)
И соответствует таблице :
0,5 | = 2,1% | 8,5 | = 35,4% | 16,5 | = 68,7% |
1,0 | 4,2 | 9,0 | 37,5 | 17,0 | 70,8 |
1,5 | 6,2 | 9,5 | 39,6 | 17,5 | 72,9 |
2,0 | 8,3 | 10,0 | 41,6 | 18,0 | 75,0 |
2,5 | 10,4 | 10,5 | 43,7 | 18,5 | 77,1 |
3,0 | 12,5 | 11,0 | 45,8 | 19,0 | 79,1 |
3,5 | 14,5 | 11,5 | 47,9 | 19,5 | 81,2 |
4,0 | 16,6 | 12,0 | 50,0 | 20,0 | 83,3 |
4,5 | 18,7 | 12,5 | 52,1 | 20,5 | 85,4 |
5,0 | 20,8 | 13,0 | 54,1 | 21,0 | 87,5 |
5,5 | 22,9 | 13,5 | 56,2 | 21,5 | 89,6 |
6,0 | 25,0 | 14,0 | 58,3 | 22,0 | 91,6 |
6,5 | 27,0 | 14,5 | 60,4 | 22.5 | 93,7 |
7,0 | 29,1 | 15,0 | 62,5 | 23,0 | 95,8 |
7,5 | 31,2 | 15,5 | 64,5 | 23,5 | 97,9 |
8,0 | 33,3 | 16,0 | 66,6 | 24,0 | 100,0 |
Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, CD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.
На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.
· Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.
· Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД – 10, ED – 6, NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.
· Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е >Е’ > М.
· Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» иситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчетЕ и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ
Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.
Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.
Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:
( а - б ) : ( а + б ), где
«а» – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1–12),
«б» – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).
Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.
Анализируются пять типов тенденций:
Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе ОД. Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.
Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M.
Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.
Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.
Тип 5. Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4).
Аналогично рассматриваются графы ED и NP. В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.
Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации».
На втором этапе изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.
Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.
· Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия.
· Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».
· Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.
Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.
В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.
Стимульный материал .
Тест Сакса Леви. Методика незаконченные предложения. (Метод SSCT). Методика (метод) незаконченные предложения позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, ксвоим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям. Все предложения теста можно объединить несколько групп, отражающих отношение личности к семье, межличностным отношениям, отношениям между мужчиной и женщиной и самовосприятию. Тест был разработан Джозефом М. Саксом и С. Леви в 1950 годах (Sackssentencecompletiontest, SSCT), относится к проективной диагностике, является вариацией техники словесных ассоциаций. Методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий. Тестируемому предлагается 60 незаконченных предложений, которые он должен дописать по своему усмотрению. SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут, возраст испытуемых от 20 до 60 лет. Тест Сакса Леви Незаконченные предложения: Инструкция: На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение. Незаконченные предложения Сакса Леви: 1. Думаю, что мой отец редко _________ 2. Если все против меня, то _________ 3. Я всегда хотел _________ 4. Если бы я занимал руководящий пост _________ 5. Будущее кажется мне _________ 6. Мое начальство _________ 7. Знаю, что глупо, но боюсь _________ 8. Думаю, что настоящий друг _________ 9. Когда я был ребенком _________ 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является _________ 11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _________ 12. По сравнению с большинством других моя семья _________ 13. Лучше всего мне работается с _________ 14. Моя мать и я _________ 15. Сделал бы все, чтобы забыть _________ 16. Если бы мой отец только захотел _________ 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы _________ 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы _________ 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством _________ 20. Надеюсь на _________ 21. В школе мои учителя _________ 22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь _________ 23. Не люблю людей, которые _________ 24. Когда-то _________ 25. Считаю, что большинство юношей (девушек) _________ 26. Супружеская жизнь кажется мне _________ 27. Моя семья обращается со мной как с _________ 28. Люди, с которыми я работаю _________ 29. Моя мать _________ 30. Моей самой большой ошибкой было _________ 31. Я хотел бы, чтобы мой отец _________ 32. Моя наибольшая слабость заключается в том _________ 33. Моим скрытым желанием в жизни является _________ 34. Мои подчиненные _________ 35. Наступит тот день, когда _________ 36. Когда ко мне приближается мой начальник _________ 37. Хотелось бы мне перестать бояться _________ 38. Больше всех люблю тех людей, которые _________ 39. Если бы я снова стал молодым _________ 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) _________ 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь _________ 42. Большинство известных мне семей _________ 43. Люблю работать с людьми, которые _________ 44. Считаю, что большинство матерей _________ 45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если _________ 46. Думаю, что мой отец _________ 47. Когда мне начинает не везти, я _________ 48. Больше всего я хотел бы в жизни _________ 49. Когда я даю другим поручение _________ 50. Когда буду старым _________ 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _________ 52. Мои опасения не раз заставляли меня _________ 53. Когда меня нет, мои друзья _________ 54. Моим самым живым воспоминанием детства является _________ 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) _________ 56. Моя половая жизнь _________ 57. Когда я был ребенком, моя семья _________ 58. Люди, которые работают со мной _________ 59. Я люблю свою мать, но _________ 60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это _________ Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация. В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. 1.Отношение к отцу 1. Думаю, что мой отец редко 16. Если бы мой отец только захотел 31. Я хотел бы, чтобы мой отец 46. Думаю, что мой отец 2. Отношение к себе 2. Если все против меня,то 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы 32. Моя наибольшая слабость заключается в том 47. Когда мне начинает не везти, я 3. Нереализованные возможности 3. Я всегда хотел 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы 33. Моим скрытым желанием в жизни является 48. Больше всего я хотел бы в жизни 4. Отношение к подчиненным 4. Если бы я занимал руководящий пост 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством 34. Мои подчиненные 49. Когда я даю другим поручение 5. Отношение к будущему 5 Будущее кажется мне. 20. Надеюсь на 35. Наступит тот день, когда 50. Когда буду старым 6.Отношение к вышестоящим лицам 6. Будущее кажется мне 21. В школе мои учителя 36. Когда ко мне приближается мой начальник 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю 7.Страхи и опасения 7. Знаю, что глупо, но боюсь 22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь 37.Хотелось бы мне перестать бояться 52. Мои опасения не раз заставляли меня 8. Отношение к друзьям 8. Думаю, что настоящий друг 23. Не люблю людей, которые 38. Больше всех люблю тех людей, которые 53. Когда меня нет, мои друзья 9.Отношение к своему прошлому 9.Когда я был ребенком 24.Когда-то 39. Если бы я снова стал молодым 54. Моим самым живым воспоминанием детства является 10.Отношение к лицам противоположного пола 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является 25. Считаю, что большинство юношей (девушек) 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) 11.Личная жизнь 11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной 26. Супружеская жизнь кажется мне 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь 56. Моя личная жизнь 12.Отношения к семье 12.По сравнению с большинством других моя семья 27. Моя семья обращается со мной как с 42.Большинство известных мне семей 57. Когда я был ребенком, моя семья 13.Отношение к сотрудникам 13.Лучше всего мне работается с 28.Люди, с которыми я работаю 43.Люблю работать с людьми, которые 58. Люди, которые работают со мной 14.Отношение к матери 14.Моя мать и я 29. Моя мать 44.Считаю, что большинство матерей 59. Я люблю свою мать, но 15.Чувство вины 15.Сделал бы все, чтобы забыть 30. Моей самой большой ошибкой было 45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если 60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это Примечание. Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они "чувствуют себя намного лучше". Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.
Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов теста (клинические случаи из практики психологов) Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например: Отношение к отцу Пункты 1. Мне кажется, что мой отец редко работает. 16. Если бы только мой отец стал лучше. 31. Я хочу, чтобы мой отец умер. 46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек. Слова курсивом - это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: "Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти". Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой: · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области. · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта. · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области. · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.
римеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов теста (клинические случаи из практики психологов) Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например: Отношение к отцу Пункты 1. Мне кажется, что мой отец редко работает. 16. Если бы только мой отец стал лучше. 31. Я хочу, чтобы мой отец умер. 46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек. Слова курсивом - это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: "Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти". Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой: · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области. · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта. · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области. · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.
Инсайт тест
англ. insight — постижение, озарение] — проективная методика исследования личности.Опубликована Е. Саржент в 1944 г. Обследуемому предлагают описания 15 ситуаций. После ознакомления с каждой ситуацией нужно письменно (или устно) ответить на вопросы, поставив себя на место действующего лица. Имеются два набора ситуаций — для женщин и мужчин. Ситуации И. т. затрагивают семейные проблемы, установки по отношению к противоположному полу, окружению, религии, профессии и т.д. При подборе ситуаций автор в основном опиралась на проблемы, типичные для студенческого возраста. Ответы обследуемого анализируются по трем направлениям: эмоциональные реакции, когнитивные проявления и способ разрешения конфликта. Эти области детализированы, по каждой выделены отдельные категории. Напр., в область эмоциональных реакций входят: фрустрация, тревожность, депрессия и т.д., причем эти категории получают количественную оценку. Л.Ф. Бурлачук
Многомерный рисуночный тест
Вторым рисуночным тестом, в котором интерпретация основывается на использовании цвета, является многомерный рисуночный тест (Themulti-dimensionaldrawingtest (MDDT) Рене Блоха (ReneBloch), кратко описанный в докладе, прочитанном в 1968 г. на Интернациональном конгрессе по Роршаху.
Необходимый материал состоит из блокнота для рисования формата А6 (10,5 х 14,8 см), семи фломастеров различных цветов: черного, красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого, а также секундомера, чтобы засекать время рисования.
Испытуемому говорят, что ему необходимо нарисовать картинку за 60 секунд, а затем его просят нарисовать еще. Выбор предмета рисования и цветов всегда свободен. Необходимы серии из тридцати рисунков, между которыми будут перерывы по несколько секунд. Когда все серии завершены, испытуемого просят “объяснить его рисунки”, т.е. рассказать, что он нарисовал.
Основное внимание уделяется количественной оценке. Можно также провести и анализ содержания, но он рассматривается как “дополнительный”. Подсчет ведется следующим образом при помощи f%.
Символом f отмечаются “функциональные” картинки, т.е. те, которые “имеют только один отдельный предмет”. Такие картинки далее определяются как “не имеющие даже двух отдельных частей с содержанием”. Окружения или фона (даже простой опорной линии) достаточно, чтобы отметить рисунок буквой f. Этот критерий выражается в процентах от общего числа рисунков. В норме их тридцать, но могут происходить и “отказы” (т.е. невозможность нарисовать картинку в течение данных шестидесяти секунд), хотя это случается довольно редко. Такие отказы объясняются чем-то вроде роршаховского “шока”, являющегося показателем вытеснения или, возможно, “аффективного ступора”. Параллель также можно провести между f% и значением “сужения”, выводимом в F% в тесте Роршаха. Высокий и низкий показатель f% связывается с шизотимией и циклотимией соответственно; нормальные испытуемые занимают среднее положение, но ближе (по значению f%) к последнему, нежели к первому.
Оценка цвета для каждого рисунка представляет собой количество использованных цветов. Вычислив среднее количество, получим средний арифметический уровень (AML), значение, сравнимое с роршаховскимС. Однако так как Блох использует термин “динамическое расширение” в отношении к AML, то приходится делать вывод, что интерпретация также связана с роршаховским “расширением” и, таким образом, является показателем расширенного опыта. Блох рекомендует фиксировать все Cs, чтобы знать не только средний уровень, но и различия в количестве использованных цветов. Из этого он выводит критерий “вариативное значение” (V), которое вычисляется как среднее арифметическое разниц последовательных цветовых оценок. Среднее значение для “нормальных” – 1,05; циклотимы имеют несколько завышенную оценку, шизотимы – заниженную, а хронические шизофреники – 0,41. Разница, однако, небольшая.
Особое внимание уделяется “монохромным” сериям рисунков, т.е. ответам, в которых все или почти все рисунки выполнены одним цветом. Считается, что это показатель аффективной реакции, подавленной сильным контролем эго или невротической депрессией. Прямой противоположностью такому типу ответов являются “простые полихромные серии”, в которых выбор отдельных цветов часто меняется. Такие “изменения монохромных цветов” обозначаются специальным символом (monCc) и считаются характерными для пациентов, страдающих реакциями соматизации.
Соотношение f : AML обозначается буквой Е – “тип переживания”, по аналогии с Роршахом. Так как не приводится никаких цифровых данных, то неясно, где находится точка различия экстраверсии и интроверсии. Однако нужно помнить, что результаты нормального выполнения заданий ближе к циклоидной, чем к шизоидной личности.
Содержание
Классификация содержания ограничивается небольшим количеством категорий: предметы (О), растения (Р), животные (А) и человеческие фигуры (Н), плюс “специальная категория” (Is). В отличие от Роршаха, каждый рисунок оценивается по содержанию в целом. Таким образом, рисунок “женщина, развешивающая белье в саду; кот, сидящий рядом” предположительно будет оцениваться по четырем “обычным” категориям и внесет четыре пункта в так называемое общее ОРАН. Из этого общего вычисляются отдельно О%, Р%, А% и Н%. Is вычисляется дополнительно для других категорий содержания; не дается четкого критерия, но можно провести самую близкую параллель с роршаховским типом О (оригинальный ответ). Интерпретация обычных содержательных категорий проводится почти так же, как и роршаховская. Единственная не предсказываемая связь – это связь высокого Р% с “инфантильными чертами”.
Дальнейшая частичная аналогия с применением теста Роршаха состоит в использовании “содержательной последовательности”, имеющей некоторое сходство с роршаховским “анализом последовательности”. Значительное внимание уделяется роли символики в MDDT, которая, по утверждениям авторов, похожа на символику снов в соответствии с психоаналитической теорией.
Системный тест Геринга (FAST) является развитием методики «Семейная доска» и относится к классу техник расстановок с применением замещающих фигур для членов семьи. Впервые эти техники широко использовались в качественных исследованиях семейных сообществ в других культурах. Но тест Геринга уже имеет большую степень стандартизации.
Эмоциональная близость между членами семьи представлена здесь как дистанция между фигурами.
Гибкость семейной структуры также может быть объективно измерена путем оценки, например, изменений в расстановке семьи до, во время и после конфликта. Отношения власти удачно моделируются в тесте разной высотой фигурок. Большое количество исследований, проведенных с семьями, подтвердило, что эти три показателя довольно точно и целостно отражают восприятие клиентами отношений в семье.
Системный семейный тест разработан и валидизирован Герингом.
FAST представляет собой методику, основанную на структурной системной семейной теории и предназначенную для исследований и психотерапевтической практики.
Тестовый материал
Тестовый материал состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9×9), женских и мужских фигурок, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.
Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи.
Системный семейный тест Геринга может проводиться индивидуально с одним или несколькими членами семьи или с семейной группой одновременно (групповой вариант). Большая разница в восприятии членами семьи их семейной структуры является одним из показателей семейной дисфункции.
При обследовании семьи обычно используются три различные репрезентации теста, отражающие типичную структуру семьи, ситуацию в семье в момент конфликта и идеальное распределение близости и иерархии, которое иногда бывает в семье или желательно для нее. Изменение расположения фигурок на доске от одной репрезентации к другой отражает степень гибкости семейной системы.
Психогеометрический тест С. Деллингер
Цель теста: предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Также тест определяет профессиональные предпочтения. Инструкция:
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - Я!
Выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас, запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Итак, самый трудный этап работы закончен. Какую бы фигуру Вы ни поместили на первое место, это - Ваша новая фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные, четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. В тесте выделены сферы профессий, которые предпочтительны для геометрических выборов.
Психологическая характеристика и профессиональные
предпочтения основных геометрических выборов
«КВАДРАТ» (ТРУЖЕНИК). Выбирающие в качестве предпочитаемой фигуры квадрат, относятся к «левополушарным» мыслителям (аналитический склад ума). «Квадрату» легче «вычислить» результат, перерабатывая данные в логической форме, чем интуитивно догадываться о нем. Выносливость, терпение и методичность делают его высококлассным специалистом в области обработки и систематизации информации. «Квадрат» любит раз и навсегда заведенный порядок: он консервативен, предпочитает работу с определенным, однажды заведенным правилом и с конкретно поставленной задачей. Ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий. Он упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя, обладает практическим складом ума, деловитостью и упорством.
«Квадраты» могут стать отличными администраторамиили исполнителями. Однако чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает их оперативности, что негативно сказывается на организаторских способностях и управленческих профессиях. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают «Квадратам» быстро устанавливать контакты с разными лицами.
Предпочтительны профессии в сфере: «ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА», например, такие, как машинопись, бухгалтерия, экономика, статистика. Кроме того, «Квадрат» хорошо проявляет себя в нотариальной деятельности и программировании.
ТРЕУГОЛЬНИК (РУКОВОДИТЕЛЬ). Характерная особенность «Треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые люди с сильным волевым началом. Они, так же как и «Квадраты», являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако, в противоположность «Квадратам», которые ориентированы на детали, «Треугольники» способны сосредотачиваться на главном, на сути проблемы. Сильно развитая прагматическая ориентация направляет их мыслительный анализ на поиск наиболее эффективного в данных условиях решения проблемы. «Треугольник» отдает предпочтение занятиям, требующим сообразительности, ловкости, физической силы. Из «Треугольников» могут получиться великолепные менеджеры самого высокого уровня. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, чувствуют выгодное дело, могут идти напролом к достижению своей цели несмотря ни на какие препятствия. Это неутомимые бойцы, для которых дух конкурентности, соревновательности и азарта является привычной стихией. Они относятся к трудоголикам и поэтому находятся в постоянном напряжении. Основной недостаток «треугольников» - сильный эгоцентризм, независимость от моральных норм.
Предпочтительны профессии в сфере: «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА», например, такие, как механик, электрик, инженер, агроном, фотограф, чертежник, закройщик, водитель автобуса, а также профессии, связанные с принятием решений и передачей деловой информации.
ПРЯМОУГОЛЬНИК (Переходный тип). «Прямоугольник» - это тип личности, характеризующийся лабильностью настроений, неуверенностью в выборах и является промежуточным, переходным вариантом. Основные черты характера этого типа - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему. Им нравится работать с животными, они любят ухаживать за растениями, трепетно относятся ко всему живому. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. К любой работе стараются подойти творчески, не признают авторитетов, стараются находить собственные нестандартные решения. В то же время их постоянным спутником является хаос, неразбериха, беспорядок. Часто обращают на себя внимание неуклюжим поведением, нервными и вегетативными реакциями, которые отражают их внутреннее состояние. Их отличает непунктуальность, склонность к избеганию прямых к