Физиологические основы характера
(Они раскрывают связь характера с темпераментом)
Исходя из материалистического понимания психических явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека и от типа нервной системы. Формирование характера обусловлено свойствами темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Согласно учению И.П. Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды. Привычный образ поведения обусловлен как свойствами нервной системы, так и множеством сложных, устойчивых систем временных связей, формирующихся в коре головного мозга под воздействием различных раздражителей.
Физиологической основой характера – являются динамические стереотипы, которые, несмотря на свою устойчивость, могут меняться и тем самым, изменяя черты характера человека. (система устойчивых нервных связей – есть динамический стереотип, который формируется на базе рефлексов). Огромную роль в формировании характера играют навыки и привычки, т.е. динамических стереотип поведения.
Физиологической основой характера является сплав врожденных свойств нервной деятельности – ВНД и систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных нервных связей играют более важную роль, чем свойства ВНД, так как они не предопределяют ни характер в целом, ни его отдельные черты. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть совершенно различные характеры.
На базе любого типа ВНД можно сформировать все общественно ценные качества личности. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. И.М. Сеченов утверждал, что в характере человека лишь 1/1000 зависит от природы, 99/1000 – от окружающей его среды, так как социальные факторы играют в формировании характера неизмеримо более важную роль, чем биологические.
Характер, являясь следствием отражения всей сложности жизненных влияний, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды. В отличие от темперамента, характер изменяется в течение жизни. На период детства приходится основной этап в формировании характера, он начинается складываться с первых дней жизни под прямым влиянием людей, воспитывающих ребенка, и зависит от их отношения к ребенку и способов обращения с ним, от его деятельности. Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что в ней происходят становление, закрепление и превращение определенных способов поведения в устойчивые и постоянные, упражнение в этих способах поведения рождает привычку. Недаром, народная мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер, пожнешь судьбу». Нельзя говорить о фатальной предрасположенности характера, нет такого характера, который нельзя было бы изменить в лучшую сторону. Поэтому, стремление объяснить свои неблаговидные поступки тем, что «такой уж у меня характер, ничего не могу с ним поделать», психологически несостоятельны. Человек, познавший законы внешнего мира и собственного организма, может изменять обстоятельства жизни и собственное поведение, он способен преодолеть неблагоприятные отрицательные влияния среды.
Формирование характера невозможно без самовоспитания, потому что стремление к самосовершенствованию обретает сознательную направленность. Поскольку вторая сигнальная система является высшим регулятором поведения человека, системы временных нервных связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и второсигнальных раздражителей – указаний, требований других людей и своеобразных самоприказов. В воспитании характера очень важны тонкий педагогических такт, индивидуальных подход, требующий выбора и осуществления таких мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности. В одних случаях, следует затронуть чувство собственного достоинства человека, а в других мягкой иронией – чувство стыда. Необходимо учитывать и особенности темперамента человека.
Структура характера
Характер – это целостное образование, система свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу, но изучать и понять его нельзя, не выделив в нем черт характера – отдельных сторон, типичных проявлений.
Черты характера – не случайны проявления личности, а устойчивые особенности в поведении человека, которые стали свойствами самой личности. Отдельные черты характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, отражают отношения человека к различным сторонам действительности и образуют целостную организацию, которую называю структурой характера.
В структуре характера выделяют 2 группы черт:
1. Моральные черты характера, в которых выражена направленность личности, т.е. система отношений к окружающей действительности: к обществу, к людям, к себе, к труду и индивидуально своеобразные способы осуществления этих отношений.
2. Направленность определяет цели и устремления человека, но важно и то, готов и умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к цели. Поэтому, выделяют волевые черты.
Р.С. Немов выделяет 3 группы черт:
1. Волевые: стремление добиваться успеха
2. Деловые: добросовестность, ответственность, аккуратность
3. Коммуникативные: открытость, общительность, интерес и внимание к людям.
А.Г. Шмелев, М.В. Бодунов, У. Норманн выделяют черты характера:
1. Общие: самоуверенность – неуверенность; дружелюбие – враждебность; сознательность – импульсивность; эмоциональная стабильность – тревожность; интеллектуальная гибкость - - ригидность
2. Частные: общительность – замкнутость: смелость – осторожность: демонстративность – скромность:
Традиционное выделение черт характера:
1. Моральные: выражающие отношение к обществу, коллективу, другим людям; выражающие отношение к труду; выражающие отношение к себе.
2. Волевые: целеустремленность, решительность, постоянство, смелость и мужество, самостоятельность, критичность, внушаемость, ответственность, организованность, дисциплинированность.