Тема 3 Мировоззрение и проблемы познания

Вопросы для самопроверки:

1. Какую проблему поднимает К. Ясперс в своем высказывании: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть»?

2. В чем смысл мировоззренческой функции философии?

3. По каким основаниям можно классифицировать многообразие мировоззренческих взглядов?

4. Какие исторические факты свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека?

5. Назовите основателя субъективного идеализма в философии.

6. Что понимается под философским термином «атараксия»?

7. В каких философских концепциях агностицизм приобрел классическую форму?

Литература по теме:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

3. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

4. Философия. - Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005.

Практические задания:

Задание 1.

Немецкий философ М. Хайдеггер замечал:«Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выразите свое отношение к взаимосвязи философии и мировоззрения.

Ответ:Суждение не является справедливым. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.

В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально - политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так : понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино - цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Задание 2.

Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе ведет речь Аристотель? Выразите свое понимание проблемы о соотношении материи и сознания.

Ответ:Речь идет о Милетской школе.

Смысл философского вопроса о соотношении метрии и сознания заключается в решении предельно глобального и глубокого противоречия, лежащего в основе понимания сущности мира и человека - противоречия между материальным и идеальным. Он имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую. Первая сторона (онтологическая); в ней раскрывается основа (субстанция) бытия путем постановки и решения вопроса о том, что первично - материя или сознание. Вторая сторона данного вопроса (гносеологическая) акцентирует внимание на проблеме познаваемости мира, на том, может ли наше сознание адекватно отражать бытие. Из позитивного решения данной проблемы возникает гносеология (теория познания) - учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира.

В зависимости от решения онтологической стороны вопроса возникают два четко выделяемых направления в истории развития философской мысли - материализм и идеализм. Материалистические философские школы признают первичность материи, природы, а сознание рассматривают как свойство высокоорганизованной материи.

Задание 3.

Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность ... ». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.

А. Шопенгауэр говорит о гносеологической функции философии.

Функции философии

Мыслительно-теоретическая. Способствует развитию концептуального мышления и учит создавать различные теории. Подобные функции философии кратко и максимально понятно обобщают окружающий мир и создают системы знаний, которым он подчиняется. Позволяют создавать мыслительно-логические схемы.

Аксиологическая. Оценивает явления и объекты окружающего мира относительно имеющейся системы ценностей, например, этические, морально-нравственные, социальные, идеологические. Основная цель подобной функции философии в обществе - отсеивать все тормозящее и ненужное, пропуская и принимая только то, что будет полезно на данном этапе развития. Наибольшая активность наблюдается в переломные моменты истории: свержение власти, революции, противостояния.

Гносеологическая. Осуществляет особый механизм познания, полагающийся только на достоверное и правильное понимание действительности.

Прогностическая. Подобные функции философии кратко позволяют прогнозировать развитие и тенденции общества, человека и природы на основании имеющихся достижений и знаний.

Мировоззренческая. Осуществляет формирование представлений о мире как о едином целом. Окружающая действительность предоставляет познание о взаимодействии с человеком и определяет его место.

Критическая. Предоставляет человеку пищу для размышлений. Основная задача данной функции философии (кратко) - подвергать сомнению знания об окружающем мире, смотреть на вещи и явления с новой стороны, а также определять ранее не изученные качества и черты. Конечная цель - разрушение противоречий и догм, расширение границ познания и увеличение достоверности имеющихся.

Социальная. Предоставление человеку и обществу в целом знаний о причинах его зарождения и развития, определение важнейших движущих сил и элементов, устранение противоречий и выявление направлений для дальнейшего совершенствования.

Методологическая. Наработка основных направлений и методов познания.

Воспитательно-гуманитарная. Определение и укрепление существующих идеалов и нравственных ценностей, адаптация человека к окружающей действительности и укрепление моральных норм.

Задание 4.

Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от общефилософского понимания жизни, обречено на упадок... Те исторические эпохи, развитие которых было связано с распространением философского мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества». Существуют ли основания для такой мысли философа? Выскажите свою точку зрения на роль философии в современном мире.

Ответ: Теперь человечество вступило в одну из редких эпох, когда изменяется его мировоззрение. Традиция потеряла свою принудительную силу. И наша задача – задача философии, людей науки и людей практической деятельности – обновить и переделать мировоззрение (что вбирает в себя те элементы уважения и порядка, без которых человечество утонуло бы в хаосе безделья), все больше пронизанное действенной рациональностью. Такое мировоззрение есть знания, которые Платон приревновал к добродетели.

Задание 5.

Установите соответствия.

Соотнесите понятия и определения.

Тема 3 Мировоззрение и проблемы познания - student2.ru

Ответ:

А) агностицизм – невозможность истинного познания мира

Б) мировоззрение - система взглядов, убеждений и отношение человека к миру и различным аспектам бытия

В) дуализм –независимость материи и сознания

Г) убеждение - глубоко усвоенное знание, ставшее частью собственного «я»

Д) гуманизм –свобода личности, уважение достоинств и прав человека

Задание 6.

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

Идеалисты, напротив, считают первичным сознание(1), которое порождает материальный(2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство(3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое представление(4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле субъект(5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный идеализм (6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный мир(7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

А) представление Д) конфуцианство
Б) идеализм Е) материальный
В) сознание Ж) субъект
Г) мир  

Ответ:

В Е Д А Ж Б Г

Наши рекомендации