Тема 4. Диалектика: понятие и основные исторические формы

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое диалектика?

2. Какие исторические формы диалектики Вам известны?

3. Чем материалистическая диалектика отличается от других форм диалектического подхода?

4. Назовите основные законы диалектики?

5. Что такое противоположности и противоречия?

6. Сформулируйте закон единства и борьбы противоположностей.

7. Раскройте категории количества и качества и их взаимодействие.

8. Сформулируйте закон перехода количественных изменений в качественные.

9. Что такое «диалектическое отрицание» и в чем его особенности?

10. Назовите и раскройте основные парные категории диалектики.

Литература по теме:

1. Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М. 1946.

2. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М. 1962.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука Логики. М. СПб 2002.

4. Ленин В.И. ПСС. Издание 5-е. Т. 23.

5. Ленин В.И. ПСС. Издание 5-е. Т. 29.

6. Матюхин А.В. Основы философии. Московский Финансово-промышленный Университет «Синергия. 2013.

7. Сталин. И.В. Вопросы ленинизма. Издание одиннадцатое. Государственное издательство политической литературы. 1952г.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. СОЦЭГИЗ. 1931.

Практические задания:

Задание 1.

Закон отрицания гласит: «развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших».

Что вкладывается в понятие «диалектическое отрицание? Является ли примером закона отрицания смена дня ночью? Ответ обоснуйте.

Речь идет не о механическом, а о диалектическом отрицании, под которым понимается не любое отрицание, а только такое, которое приводит к качественным изменениям. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Энгельс в своей известной работе Анти-Дюринг приводил зерно в качестве примера диалектического отрицания. Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество. Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций. Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.

Смена дня ночью не является примером закона отрицания.

Задание 2.

Современный российский философ Гобозов И.А. сказал «Настоящий политик руководствуется не моральными нормами, а интересами государства и народа … Потеряв часть, сохраняется целое, но потеряв целое, погибает и часть». Согласны ли Вы с данной точкой зрения? При ответе на вопрос руководствуйтесь применением диалектических категорий «целое» и «единичное».

Ответ:В отличие от морали политика исходит не из добра или зла, справедливости или несправедливости, гуманности или негуманности, а из интересов. Поэтому политик руководствуется интересами, и если он уверен в том, что в данных обстоятельствах интересы его класса или государства требуют принятия решения, которое противоречит моральным принципам, то он как политик игнорирует эти принципы. Поэтому нельзя требовать от него принимать политические решения в соответствии с моральным кодексом. Политик заинтересован в сохранении целого и поэтому жертвует частью. Настоящий политик понимает, что если погибнет целое, то погибнет и часть. Если, скажем, погибнет народ, то погибнет и человек, являющийся частью этого народа. Поэтому политик жертвует человеком во имя сохранения народа. Он несет политическую ответственность и поэтому должен заботиться, прежде всего, о целом (обществе), а затем о части (личности). Политик имеет дело с массами, а не с отдельным человеком. Поэтому несерьезными и наивными являются утверждения о том, что в центре политики должен находиться человек. Политик, руководствуясь политическими интересами, политическими законами и принципами, защищает интересы либо государства, либо господствующего класса. Поэтому он приносит в жертву интересы отдельной личности, если они противоречат общим интересам.

Таким образом, противоречия между государством и обществом проявляются, прежде всего, как противоречия между моралью и политикой.


Задание 3.

Перед вами два столбика, в которых приводятся категории диалектики. Задача соединить между собой парные категории.

Сущность Действительность
Содержание Форма
Необходимость Явление
Возможности Причина
Целое Единичное
Следствие Случайность

Ответ:

Сущность Явление  
Содержание Форма
Необходимость Случайность
Возможности Действительность  
Целое Единичное
Следствие Причина

Наши рекомендации