Управление и самоуправление в науке
Прежде всего одно общее замечание. Приступая к рассмотрению структур поддержки науки и самоуправления научным сообществом, следует иметь в виду, что предметом анализа в данном случае становится совершенно определенный аспект существования науки и научного сообщества, а именно их социальные взаимодействия. Соответственно, для изучения и описания этого объекта требуется набор социологических представлений и категорий, поскольку представлений об управлении наукой, основанных на экономической ее интерпретации или на ее изображении в терминах политической механики, оказывается принципиально недостаточно. Почему подобный терминологический и концептуальный сдвиг оказывается необходимым?
В различных конкретных социально-экономических системах экономические и политические оценки науки оказываются существенно различными, поскольку наука включается в разные схемы взаимодействия между политикой, экономикой и культурой, весьма специфическими для каждой страны или группы стран. Поэтому единое универсальное описание науки в экономических или политических терминах практически невозможно, так как такие описания всегда обусловлены конкретным ситуативным контекстом.
Социологическое же описание исходит из примата представлений о профессиональных особенностях социальной системы науки: характере профессиональных взаимодействий участников внутри сообщества, сообщества в целом или его подразделений с социальным окружением, наконец, взаимодействий отдельных общественных институтов между собой в связи с наукой или по поводу науки. Эти взаимодействия являются жизненно важными для обеспечения целостности и эффективного функционирования общества, однако, они далеко не всегда носят политический или экономический характер (т.е. могут быть представлены как борьба за власть или за контроль над ресурсами).
Говоря не слишком строго, социологическое рассмотрение можно определить как анализ взаимодействий индивидов, их групп или объединений, характеризуемых различными интересами, причем ход этих взаимодействий и их результаты влияют на состояние и поведение социальной системы в целом. Именно с этой точки зрения в этом разделе будут рассмотрены структуры поддержки науки и институты самоуправления научного сообщества.
Как уже говорилось ранее, потребности в такого рода институтах не возникало до тех пор, пока контроль над ресурсами, их распределение и управление их использованием осуществлялись из одного центра. О взаимодействии субъектов управления в этих условиях говорить просто не приходилось.
В условиях многосубъектности вопрос о структурах, обеспечивающих взаимодействие, как и о формировании его механизма вообще, становится одним из центральных вопросов. В этой связи можно начать прежде всего с понятия поддержки науки. Это понятие описывает целый комплекс различных мер и действий, обеспечивающих существование и развитие науки в интересах общества, независимо от того, как между субъектами распределяются роли и функции в управлении.
Поэтому принято считать, что эффективность управления наукой в целом (сколько бы субъектов в нем ни участвовало) определяется тем, насколько успешно функционирует наука, то есть объемом и качеством той поддержки, которую ей оказывает вся совокупность управляющих институтов. Цели, которые преследует каждый субъект, поддерживая науку, в данный момент могут не рассматриваться. При таком подходе центр рассмотрения смещается с возможностейй субъектов на потребности науки – именно они и задают оптимальные размеры поддержки. Другой существенной чертой такого подхода является и вариативность форм прямой и косвенной поддержки (финансовая, инфраструктурная, социальная, информационная, организационная и др.).
Наконец, если поддержка науки не может быть сведена к претензиям того или иного общественного института, то одно из важных мест приобретает общественная оценка науки, ее отражение в общественном мнении, еще точнее, ее авторитет в обществе. Легко заметить, что сколько-нибудь систематических исследований в этом направлении, не говоря уже о практических мероприятиях, вообще не проводилось.
30. Философия образования как направление научных исследований.
Философия, начиная с Платона, всегда обращалась к образованию, к педагогической теории и практике. Долгое время она была составной частью системного мышления “великих философов”. Для первой половины ХХ столетия путь формирования философии образования – это применение фундаментальных философских принципов к образовательной действительности и ее переосмысления, исходя из этих принципов.
Выделение философии образования как исследовательского направления началось в сороковых годах ХХ столетия. Факт отделения философии образования от общей философии связан с общими тенденциями развития философской мысли – остротой проблематичности самого статуса философии в современной культуре. В ХХ столетии в философии образования формируется немало различных концепций, каждая из них делает акцент на определенных моментах педагогического знания, педагогической деятельности, образовательной системы.
Наиболее значительные и приоритетные проблемы философии образования – теоретическое обоснование и практическое формирование исходных ценностей, основополагающих установок образования и воспитания в условиях современного общества. Именно формирование свободной и ответственной личности нужно поставить в центр всей системы образования. Особенностью современного развития выступает распад и дискредитация авторитарной “репрессивной” культуры.
Можно выделить перспективные направления в рамках философии образования.
Первое – это онтология образования, объектом которой является содержание образования во всей многоаспектности этого понятия, отличия в представлениях о содержании образования в различных философско-педагогических системах, формирование общих понятий и категорий для исследования явлений и процессов в образовании.
Второе направление – это аксиология образования, объектом изучения которой выступают ценностное отношение личности к образованию, ценностное отношение к окружающей среде, трансляция которых составляет содержание функционирования образования.
Третье – это эпистемология образования, которая изучает феномен педагогического сознания и педагогическое познание как процесс особенной педагогической интерпретации знаний, их возможностей, форм и методов, условий его функционирования.
Философия образования может иметь широкое поле исследования, если она не будет стоять над педагогикой, а станет совместно решать общие проблемы, если ее идеи будут технологически связаны с педагогикой, введены в содержание и методы обучения.