Социально-историческая сущность государства.

Вопрос о сущности и понятии государства относится к числу спорных. Известно множество трактовок понятия государство. Это связано со сложностью природы государства.

Раскрыть понятие государства – значит указать на наиболее существенные признаки данного явления.

Государство – это суверенная территориальная организация (механизм) власти, выражающая коллективную волю общества и использующая его ресурсы в целях регулирования наиболее важных социальных отношений.

Признаки государства:

1) Государство есть особая организация власти в обществе. Государственная власть есть особая разновидность социальной власти. Особенности государственной власти: особые субъекты, особые методы, средства воздействия.

Природа государственной власти вытекает из статусного неравенства чиновника и рядового гражданина.

2) Государство есть организация власти, официально представляющая всё общество в целом, выражающая его коллективную волю.

Коллективная воля общества (КВО): общесоциальный аспект и узкогрупповой аспект.

Любое гос-во действует с 1 стороны в интересах общества в целом, с др. стороны в интересах отдельных узких социальных групп.

Общесоциальные интересы выражаются в социальной политике: оборона, правопорядок, образование,

здравоохранение.

Узкогрупповые интересы: классовый интерес, элитарный интерес, национальный, религиозный.

3) Государство есть территориальная организация власти. Власть государства распространяется в пределах государственных территориальных границ и оказывает воздействие на всех лиц, находящихся на этой территории.

4)Государство – суверенная организация власти.

Внутренний суверенитет – возможность полного абсолютного доминирования в пределах своей территории.

Внешний суверенитет - возможность осуществлять независимую политику на международном уровне.

5) Государство есть регулятивный институт общества: реализует управление обществом с помощью принимаемых и реализуемых законов.

6) Государство – это сложноорганизованный многоуровневый механизм управления, состоящий из государственных органов и должностных лиц.

7) Государство – организация, уполномоченная распоряжаться человеческими и природными ресурсами общества, а также особыми материальными ценностями (золотой запас, алмазный фонд, бюджетные средства, государственная собственность).

Сущность – это самое главное в явлении, процессе. Сущность государства – совокупность его внутренних сторон и связей в их взаимозависимости. Рассматривая вопрос о сущности государства, следует учитывать два основных аспекта:

1) То, что любое государство есть организация политической власти.

2) То, чьим интересам служит данная организация.

Классовый подход: государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. Государство – средство для обеспечения интересов господствующего класса. Общечеловеческие ценности на втором плане.

Общесоциальный подход: государство определяется как организация политической власти, обеспечивающая условия для компромисса интересов различные классов и соц. групп.

Религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Важным средством познания государства является типология.

Типология – это специфическая классификация государств, деление их на определенные виды на основе существенных признаков.

Существуют следующие подходы:

-- Формационная типология государств:

сложилась в рамках марксисткой идеологии. Суть: критерием деления государства на типы признаются особенности общественно-экономической формации (ОЭФ), в рамках которой существует государство.

Общественно-экономическая формация – система всех сложившихся в обществе отношений и институтов.

В структуре ОЭФ марксисты выделяют базис (экономику) и надстройку.

Надстройка – система отношений и институтов, независящих от экономического базиса (политика, наука, религия).

Экономика первична, определяет особенности всех надстроечных явлений.

Государство меняет свой исторический тип в зависимости от изменений, происходящих в базисе общества.

1) Первобытное общество, 2)Рабовладельческое общество, 3)Феодальное, 4)Буржуазное общество (капиталистическое: частная собственность, наёмный труд),

5) Социалистическое общество (отсутствие эксплуатации).

Минус теории: невозможно применить к современному государству.

-- Цивилизационная типология государств:

Основана в 20 веке: Тойнби, Ростоу, Шпенглер, П. Сорокин.

Данный подход при делении государств на типы предполагает ориентироваться прежде всего на культурные характеристики общества (особенности религии, психологии, морали)

Тойнби выделил 13 разновидностей обществ (цивилизаций) – древнегреческую, римскую, православную, арабскую, иранскую, китайскую, западную и другие. Государство Тойнби включает в понятие цивилизация. Цивилизация – социальная и культурная общность людей, имеющих единую систему духовных ценностей.

Ростоу: 1) Традиционное общество, 2) Переходное общество, 3) Стадия сдвига,

4) Зрелость, 5) Общество массового потребления (развита сфера услуг).

«+» цивилизационного подхода – плюрализм.

«-»: культурные факторы, на которых основана цивилизационная типология, не достаточно чёткие.

Проблема типологии современного государства – одна из нерешенных проблем.

Типология государств в зависимости от формы правления или политического режима:

Она распространена преимущественно в современной зарубежной литературе.

М. Тропе называет три типа государств: монархию, аристократию (власть лучших) и демократию.

Хейнеман выделяет такие типы государств, как демократическое, авторитарное и тоталитарное.

Наши рекомендации