Социально-историческая сущность государства.
Вопрос о сущности и понятии государства относится к числу спорных. Известно множество трактовок понятия государство. Это связано со сложностью природы государства.
Раскрыть понятие государства – значит указать на наиболее существенные признаки данного явления.
Государство – это суверенная территориальная организация (механизм) власти, выражающая коллективную волю общества и использующая его ресурсы в целях регулирования наиболее важных социальных отношений.
Признаки государства:
1) Государство есть особая организация власти в обществе. Государственная власть есть особая разновидность социальной власти. Особенности государственной власти: особые субъекты, особые методы, средства воздействия.
Природа государственной власти вытекает из статусного неравенства чиновника и рядового гражданина.
2) Государство есть организация власти, официально представляющая всё общество в целом, выражающая его коллективную волю.
Коллективная воля общества (КВО): общесоциальный аспект и узкогрупповой аспект.
Любое гос-во действует с 1 стороны в интересах общества в целом, с др. стороны в интересах отдельных узких социальных групп.
Общесоциальные интересы выражаются в социальной политике: оборона, правопорядок, образование,
здравоохранение.
Узкогрупповые интересы: классовый интерес, элитарный интерес, национальный, религиозный.
3) Государство есть территориальная организация власти. Власть государства распространяется в пределах государственных территориальных границ и оказывает воздействие на всех лиц, находящихся на этой территории.
4)Государство – суверенная организация власти.
Внутренний суверенитет – возможность полного абсолютного доминирования в пределах своей территории.
Внешний суверенитет - возможность осуществлять независимую политику на международном уровне.
5) Государство есть регулятивный институт общества: реализует управление обществом с помощью принимаемых и реализуемых законов.
6) Государство – это сложноорганизованный многоуровневый механизм управления, состоящий из государственных органов и должностных лиц.
7) Государство – организация, уполномоченная распоряжаться человеческими и природными ресурсами общества, а также особыми материальными ценностями (золотой запас, алмазный фонд, бюджетные средства, государственная собственность).
Сущность – это самое главное в явлении, процессе. Сущность государства – совокупность его внутренних сторон и связей в их взаимозависимости. Рассматривая вопрос о сущности государства, следует учитывать два основных аспекта:
1) То, что любое государство есть организация политической власти.
2) То, чьим интересам служит данная организация.
Классовый подход: государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. Государство – средство для обеспечения интересов господствующего класса. Общечеловеческие ценности на втором плане.
Общесоциальный подход: государство определяется как организация политической власти, обеспечивающая условия для компромисса интересов различные классов и соц. групп.
Религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
Важным средством познания государства является типология.
Типология – это специфическая классификация государств, деление их на определенные виды на основе существенных признаков.
Существуют следующие подходы:
-- Формационная типология государств:
сложилась в рамках марксисткой идеологии. Суть: критерием деления государства на типы признаются особенности общественно-экономической формации (ОЭФ), в рамках которой существует государство.
Общественно-экономическая формация – система всех сложившихся в обществе отношений и институтов.
В структуре ОЭФ марксисты выделяют базис (экономику) и надстройку.
Надстройка – система отношений и институтов, независящих от экономического базиса (политика, наука, религия).
Экономика первична, определяет особенности всех надстроечных явлений.
Государство меняет свой исторический тип в зависимости от изменений, происходящих в базисе общества.
1) Первобытное общество, 2)Рабовладельческое общество, 3)Феодальное, 4)Буржуазное общество (капиталистическое: частная собственность, наёмный труд),
5) Социалистическое общество (отсутствие эксплуатации).
Минус теории: невозможно применить к современному государству.
-- Цивилизационная типология государств:
Основана в 20 веке: Тойнби, Ростоу, Шпенглер, П. Сорокин.
Данный подход при делении государств на типы предполагает ориентироваться прежде всего на культурные характеристики общества (особенности религии, психологии, морали)
Тойнби выделил 13 разновидностей обществ (цивилизаций) – древнегреческую, римскую, православную, арабскую, иранскую, китайскую, западную и другие. Государство Тойнби включает в понятие цивилизация. Цивилизация – социальная и культурная общность людей, имеющих единую систему духовных ценностей.
Ростоу: 1) Традиционное общество, 2) Переходное общество, 3) Стадия сдвига,
4) Зрелость, 5) Общество массового потребления (развита сфера услуг).
«+» цивилизационного подхода – плюрализм.
«-»: культурные факторы, на которых основана цивилизационная типология, не достаточно чёткие.
Проблема типологии современного государства – одна из нерешенных проблем.
Типология государств в зависимости от формы правления или политического режима:
Она распространена преимущественно в современной зарубежной литературе.
М. Тропе называет три типа государств: монархию, аристократию (власть лучших) и демократию.
Хейнеман выделяет такие типы государств, как демократическое, авторитарное и тоталитарное.