Правовой нигилизм: понятие и социальная сущность.
Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.
Нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесы против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».
Сущность его – в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет о невостребованности права обществом.
Как социальное явление нигилизм характеризуется:
-резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
-максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
-не сопряжен с позитивной программой;
-несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
Пути преодоления правового нигилизма.Основные путипреодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правовoго и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др. Однако, ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.
Формы правового нигилизма
В отечественной литературе правовой нигилизм классифицируют по различным основаниям. Так, профессор Николай Игнатьевич Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
• умышленное, преднамеренное нарушение законов и иных нормативных правовых актов;
• массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
• издание противоречивых правовых актов;
• подмену законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;
• конфронтацию представительных и исполнительных государственных органов;
• нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность;
• теоретическую форму (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) [1].
В. А. Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерны безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Кроме того, автор разделяет правовой нигилизм:
• на высшей ступени общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);
• уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);
• ведомственном уровне. Он проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся "надзаконными", в них искажаются, игнорируются требования закона [2].
Таким образом, правовой нигилизм многолик. Злободневной реалией правового нигилизма в современном мире стали так называемые "двойные стандарты". В этом варианте необходимость права и законности не отрицается: напротив – они декларативно и демонстративно приветствуются. При этом даже искренне предполагается необходимость права и закона в обществе, но с одной оговоркой – они существуют для "других": "стран-изгоев", "пипла", "быдла" и т.п. Правовыми нигилистами этого рода выступают, как правило, "сильные мира сего": как в международно-правовом аспекте (США), так и внутригосударственном (Россия).
Во внутригосударственном разрезе эта проблема весьма актуальна для современной России, что обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, массовостью разрешения юридических дел по двойным стандартам, во-вторых, интенсивным и масштабным внедрением в обыденное и профессиональное правосознание представления о нормальности этого явления. С использованием всех СМИ (в первую очередь телевидения) представители российских "силовых структур" "ничтоже сумняшеся" (нисколько не сомневаясь, в полной уверенности в своей правоте) вещают об успешном расследовании "резонансных" юридических дел. Эта подленькая по сути формула, в какой-то мере простительная для журналистов, категорически не приемлема для юристов: она свидетельствует о полном непонимании природы права как социального регулятора, основанного на принципе формального равенства (см. гл. 11). Деление юридических дел на "резонансные" и все остальные на практике означает, что к раскрытию преступления, совершенного в отношении "публичного" субъекта, надо прикладывать максимум усилий (во избежание для себя негативных последствий), а от остальных потерпевших можно отмахнуться или начать "расследование" с энергичной попытки внушить потерпевшим, что они сами виноваты в собственном незавидном положении. Двойная стандартизация производится юрисдикционными органами в отношении субъектов права и но признаку их финансово-экономической состоятельности.