Говорит имам Аль Барбахари: «Возможно, этот вор раскается и захочет обратно вернуть это имущество его хозяевам, а оказывается так, что ты забрал уже это имущество и попал в харам».

[Примечание от редактора стенограммы]:

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя вам брать имущество мусульманина, кроме как с его разрешения»(Ахмад 201172)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки. Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина, а богобоязненность скрыта здесь [То есть: в сердце]. Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе!*» Этот хадис передали Муслим 2564, Абу Дауд 4882, Ибн Маджах 3933, 4213 и ат-Тирмизи 1927, который сказал: «Хороший хадис». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4509, 6706.

*[Имеется в виду, что презирающий мусульманина причиняет вред самому себе, совершая большой грех, поскольку Сам Аллах почтил человека, на что указывается в Коране].

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной[1] друг к другу, не перебивайте торговли друг другу[2] и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!»Этот хадис передал Муслим 2564, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 7/117. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7242.

«Ан-наджш» (взвинчивание цены): взвинчивать цену значит поднимать её на товар, предлагаемый на рынке или в другом подобном месте, когда человек на самом деле не желает покупать его, стремясь только к тому, чтобы обмануть другого, что является запретным.

«ат-тадабур» (поворачиваться друг к другу спиной): это значит отворачиваться от человека и покидать его, будто он является чем-то оставшимся за спиной.

[1] Здесь имеется в виду разрыв отношений между мусульманами, следствием которого становится отказ членов мусульманской общины от исполнения определённых обязанностей по отношению друг к другу.

[2] Имеются в виду те случаи, когда в переговоры покупателя и продавца без разрешения последнего вмешивается кто-то третий, начиная предлагать такой же товар дешевле или же нечто лучшее за ту же цену.

Шейха Ибн База, да смилостивится над ним Аллах, спросили:

«Мне предложили товар, о котором я узнал, что он является украденным. Однако предложивший этот товар не украл его, а купил его у вора. Так вот, если я куплю этот товар, зная, что он является ворованным, то буду ли я считаться грешником, учитывая то, что я не знаю хозяина товара, у которого украли его?».

Ответ:

«Исходя из шариатских доводов, становится ясным то, что не дозволено тебе покупать этот товар, если ты узнал или есть большая вероятность, что этот товар является украденным, согласно словам Аллаха, Пречистого от любых недостатков: «…не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Сура «аль-Маида» аят 2).

Поэтому если ты узнал или есть большая вероятность, что продавец не является владельцем этого товара и ему не разрешено продавать его с точки зрения шариата, то, как ты можешь помогать ему в его несправедливости и покупать чужое имущество без права?

Разумеется, если человеку предоставляется возможность купить этот товар и вернуть его настоящему владельцу, то в этом нет проблем, если ему не удается взять его силой и подвергнуть злодея наказанию. Что касается того, если человек сможет отобрать этот товар у вора путем силы и наказать его в соответствии с шариатом (под руководством правителя-мусульманина), то так поступить является обязательным, исходя из известных доказательств, как было сказано в хадисе: «Помоги своему брату (по вере независимо от того), притеснителем тот является или притесняемым». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! (Ясно), что мы помогаем притесняемому, но как же мы можем помочь притеснителю?!» Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) ответил: «Хватай его за руку (т.е. удержи его от этого, и это станет для него помощью. - Прим. пер)» (аль-Бухари, 6952)».

Источник: http://www.binbaz.org.sa/fatawa/3901

[Конец примечания].

Наши рекомендации