Обязательных намазов пять, и кто будет утверждать, что их больше или меньше тот неверующий.
Говорит имам Аль Барбахари:«И знай, что узаконенных обязательных намазов пять. Нельзя к этому что-то добавлять и нельзя убавлять в их временах. А в пути нужно читать два ракаата, кроме намаза магриб. Если кто-то скажет, что намазов больше чем пять, тот стал нововведенцем».
На это указывает Коран, Сунна, иджма.
Нужно каждый намаз читать в свое время. Нельзя читать намаз до наступления его времени и нельзя читать его после выхода его времени.
Любой, кто скажет, что намазов, которые нужно читать не пять, а шесть например или семь, или скажет, что их четыре или три, тот человек кафир (неверующий), по иджма. Потому, что это известно из религии каждому. Кроме как если человек недавно принял Ислам и то, такой человек не будет ничего утверждать, он не будут утверждать шесть семь или пять, он может сказать, я слышал, что пять или шесть и так далее, но он не будет говорить это утвердительно, так как нет у него об этом знания.
Говорит имам Аль Барбахари: «То же самое, если что-то скажет, что этих намазов меньше, чем пять, тоже стал нововведенцем», точнее стал неверующим. Возможно имам Аль-Барбахари здесь имеет ввиду нововведение, которое вводит в неверие.
Говорит имам Аль Барбахари: «Всевышний Аллах не принимает ни один из намазов, кроме как если он был совершен в свое время,кроме как если человек упустил свое время по забывчивости(Или уснул).Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «кто забыл про намаз или проспал его, пусть совершит его, когда вспомнит о нем, даже если время уже вышло». Нет никакого искупительного действия, кроме этого. В этом случае он оправдывается. И он должен совершить его тогда когда вспомнит о нем».
И при этом он должен его восполнить немедленно, а не так, что он проснулся в семь утра и говорит ладно, фаджр проспал и до 10 тогда еще посплю, потом сделаю. Нет, тогда это неправильно. В семь утра проснулся, понял, что проспал фаджр, сразу должен встать и совершить намаз. Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «это его время». Когда человек проснулся, вспомнил – это его время. Поэтому ты не можешь сказать - еще посплю. Всё, здесь уже нет у тебя оправданий.
Говорит имам Аль Барбахари: «Либо оправдание так же есть у мусафира (путника). Он может выбрать между двумя намазами, если хочет».
То есть, зухр с `аср намазом, и магриб с `иша намазом.
Чаще всего Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) объединял намазы во время второго намаза, но установлено, что он совершал иногда и во время первого намаза. Это редко, но это установлено. Некоторые говорят, что нет, нельзя совершать объединенные намазы в первое время, нужно только во второе, но это неправильное мнение. Есть достоверные хадисы, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) объединял намазы и в первое время.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Аллах знает лучше, но, кажется что имам Барбахари этим опровергал имама абу Ханифу, который считал уитр намаз ваджибом (обязательным). Это не значит что имам Абу Ханифа заблудший. Однако иначе не понятно, с какой целью и в опровержении кого имам Барбахри упомянул это.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: "Я не знаю никого, кто поддержал Абу Ханифу в этом мнении". См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/382.
Подробный разбор о молитве уитр здесь: https://jpst.it/_urN
Что касается уменьшения количества намазов то об этом говорят некоторые шииты что намазов всего только три.
В известном хадисе о Ночном Перенесении (на небеса к Аллаху), который приводит аль-Бухари под № 349 и Муслим под № 162 от Анаса, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах ниспослал мне Откровение и обязал меня совершать пятьдесят молитв на протяжении дня и ночи. А когда я спустился и проходил мимо Мусы, он спросил: „Какие обязанности Аллах возложил на членов твоей общины?“ Я ответил: „Он обязал совершать пятьдесят молитв“. (Муса) сказал: „Возвращайся к Господу своему и попроси облегчения“… И я возвращался к Всевышнему Аллаху и снова к Мусе, мир ему, пока Всевышний Господь не сказал: „О Мухаммад, ежедневно пять (обязательных) молитв, и каждая из них (равна) десяти. (Таковы) пятьдесят молитв“».
Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:
«Когда за полтора года до Переселения (хиджры) произошло Ночное Перенесение, посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, было вменена в обязанность пятикратная молитва. Условия ее выполнения, столпы её и то, что с ней связано, было разъяснено постепенно (после)» (Тафсир Ибн Касир. Т. 7. С. 164).
Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Джибриль, мир ему, пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда солнце преодолело полуденный рубеж, и сказал ему: „Мухаммад, вставай, и соверши полуденную молитву (Зухр), когда солнце будет отклоняться (к закату после полуденного рубежа)“. После он подождал, пока длина тени человека не стала равна его росту, пришел к нему и сказал: „Мухаммад, встань и соверши предзакатную молитву (‘Аср)“. Он подождал, пока солнце не закатилось, а после сказал: „Встань и соверши закатную молитву (Магриб)“. Он встал и совершил молитву после заката солнца. Джибриль подождал, пока не пропала вечерняя заря, а после, придя к пророку, сказал: „Встань и соверши ночную молитву (‘Иша)“. Посланник Аллаха встал и совершил молитву. Джибриль сказал: „Время молитвы между каждыми двумя (рубежами)“» (ан-Насаи № 526). Аль-Альбани в «Сахих ан-Насаи» сказал, что хадис достоверный.
Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Джибриль разъяснил времена молитв днём того дня, когда произошла Ночь Перенесения (сутки по мусульманскому календарю начинаются после заката солнца – прим. пер.)» (Шарху-ль-‘умда. Т. 4. С. 148).
Науфаль ибн Му’ауия (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто пропустил молитву, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!»Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 577.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Спящий и забывший о молитве, не являются теми, кто пропустил ее. И то, что они совершают молитву, когда вспоминают или просыпаются, не считается возмещением, ибо это и является временем для той молитвы, которую проспали или забыли”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/335.
От Анаса и других сподвижников сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) бывало совершал в пути обеденную и послеобеденную молитвы во время послеобеденной. аль-Бухари 1112, Муслим 703, 707, Абу Дауд 1/271.
[Конец примечания].