Характеристика общества, как системы деятельности и жизни людей. Основные сферы жизни общества, их элементы и предназначение.

Различают два традиционных подхода к анализу общественной жизни. Первый подход состоит в уяснении того, что нужно индивиду, каждому конкретному человеку от общества. Поскольку любой индивид - это единство физического и психического, материального и духовного, то все его потребности объединяются в две группы: потребности материально-физического характера (для «тела») и духовные потребности («для души», для сознания и мировоззрения). Поэтому всякое общество объективно и естественно ориентируется на удовлетворение этих групп потребностей, создавая (через деятельность самих же индивидов) материальные и духовные блага. Существуют в соответствии с такой деятельностью два уровня жизни:

- первичный - материальная жизнь общества

- вторичный - духовная жизнь общества

Оба уровня диалектически взаимосвязаны и детерминированность их для индивида как личности в тенденции равнозначна, хотя именно духовная жизнь обеспечивает целенаправленную, целесообразную, творческую, созидательную и планируемую активность людей как социальную жизнь.

Но в обществе выделяются не только уровни жизни общества (при ориентации на человека), но и сферы жизни Важно обратить внимание:

- на основания выделения и предназначение основных сфер жизни общества;

- на их определения и элементы структуры;

- на способы и формы взаимодействия между собой.

В современном обществе необходимым и жизненно важным является: а) воспроизводство человека, непосредственной человеческой жизни; б) создание, хранение, распределение и потребление материальных ценностей (благ); в) определение прав и свобод, социального положения личности и других субъектов в обществе; д) воспроизводство духовных ценностей общества, сознания и мировоззрения людей, удовлетворение их духовных потребностей; е) осуществление политики и властно-правовых отношений.

В соответствии с данными потребностями общества и необходимым содержанием его деятельности выделяются четыре основных сферы жизни: материально-производственная (воспроизводство человека и материальных благ); социальная (обеспечение достойного человека положения в обществе, уровня и качества жизни); политико-правовая (осуществление деятельности основных субъектов политики и права, прежде всего - государства) и духовная (воспроизводство духовных благ, сознания и мировоззрения людей) сферы жизни общества. Существуют и другие сферы жизни общества. Их наличие и число определяется конкретно-историческими условиями развития общества, другими обстоятельствами.

Билет №8

Философия и наука. Уровни, формы и методы научного познания

В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер. Здесь преобладает чувственный момент познания, однако рациональный момент также присутствует, но имеет подчиненное значение. Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных и наблюдения и эксперимента, их систематизация и классификации, Научное знание на эмпирическом уровне выступает в форме научного факта - доказанного знания о характеристиках, свойствах изучаемого объекта. Собранные и систематизированные научные факты образуют эмпирический базис науки, который является основой для теоретического уровня научного познания.

Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.

Проблема - форма научного знания, содержанием которой является то что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания.

Наши рекомендации