Прогнстические функции философии. Аспекты предсказания приблжения будущего. Общие понятия о футурологии
Прогнстические функции философии. Аспекты предсказания приблжения будущего. Общие понятия о футурологии
Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.
Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.
Онтологический объект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия — его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.
Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование — также вид познания, то само прогнозирование возможно.
Логический аспект на — том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.
Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.
Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.
В современной западной науке выделяется особая дисциплина — футурология.
Футурология - это изучение истории будущего. футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути.Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть - рассуждения о том, как "должно быть".
Билет 2
Предмет философии и ее основные функции.
философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек — мир≫ в целом и состояние, в котором она находится.
Функции:
1. Мировоззренческая.
2. Познавательная (гносеологическая).
3. Методологическая.
4. Аксиологическая (ценностная)
5. Критическая.
6. Эвристическая.
7. Коммуникативная.
8. Гуманистическая (этическая).
9. Эстетическая.
10. Практическая.
11. Прогностическая.
12. Интеллектуальная.
13. Культурно-воспитательная.
14. Социализирующая.
Билет №4
1.Античная философия. Общая характеристика.
Античная философия - философия Древней Греции и Древнего Рима (VI в. до н.э. - V в.). В идеях Античности черпали вдохновение философы различных эпох. Именно Античность не только предложила сам термин «философия», но и определила особенности этого типа духовной активности человека.
В античной философии выделяют следующие этапы.
Ранний, или архаический(VI в. — начало V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Демокрит); Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне определенных школ. Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, физис, именно поэтому первых греческих философов называют физиками, а философию - натурфилософией. В этот период формулируется проблема первоначала или первоначал мира. Центральной проблематикой раннего этапа античной философии является онтологическая.
Классический(V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются софисты (Горгий, Гиппий, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода - сущность человека, особенности его познания, синтез философского знания, построение универсальной философии. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии и ее первичности по отношению к другим формам знания. Главная проблематика классического периода - онтологическая, антропологическая и гносеологическая.
Эллинистический(IV в. до н.э. — V в.). Основными школами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы (Лукреций Кар); стоики (Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний и др.); неостоики (Сенека, Эпиктет и др.); скептики (Пиррон, Секст Эмпирик и др.); киники (Диоген и др.); неоплатоники (Плотин, Ямвлих и др.). Основными темами этого периода античной философии являются проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, структуры космоса, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эллинизма - аксиологическая.
Можно сказать, что древние мыслители «заговорили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия.
2.Общие понятия о теории позания (гносеология), его виды и основные принципы Гносеология - важнейшая, а во многих философских системах - ключевая составляющая (раздел) философского знания. Она раскрывает закономерности познания человеком, субъектом объективного мира; исследует вопрос о самой возможности и пределах познания окружающей действительности, в значительной мере не зависящей от человека и чуждой ему; стремится объяснить цель и смысл человеческого познания, условия его успешности (адекватности, истинности, корректности) и т. п.
Основные положения гносеологии реализуются с помощью таких категорий (фундаментальных понятий), как познание, знание, реальность, или действительность, мышление, сознание, объект (объективное), субъект (субъективное), истина и др.
Основными вопросами гносеологии или теории познания являются следующие:
· Познаваем ли мир?
· Каким образом человек познает мир?
· Какова глубина наших знаний?
· Что есть истина и каковы критерии истинности знаний?
Проблемы гносеологии
Причины познания. Означает выяснение предпосылок к поиску объяснений происходящего. Считается, что они состоят в потребности предугадывать грядущие события при высокой сложности системы, без этого ответ на новые задачи будет постоянно запаздывать.
Условия получения знаний. К ним относят три компонента: природа, человек и форма отображения реальности при узнавании.
Поиск источника знаний. Гносеология исследует этот момент с помощью ряда задач, которые должны обеспечить представление о начальном носителе информации, об объекте познания.
Виды:
Наивный реализм. Мерилом истинности являются органы чувств, никакой разницы между человеческим восприятием и реальным положением вещей здесь нет.
Сенсуализм. Подразумевает познание только на основе чувств, если их нет, то и информация в разуме не появится, поскольку человек опирает только на чувства, а за их пределами мир не существует.
Рационализм. Настоящее знание можно получить только при помощи разума без учета данных, передаваемых органами чувств, неизменно искажающими действительность.
Скептицизм. Сомневается в каждом пункте знания, требует не соглашаться с мнением авторитетов, пока не будет произведена собственная оценка.
Агностицизм. Говорит о невозможности полностью узнать мир – и чувства, и разум дают только кусочки знания, которых недостаточно для получения полной картины.
Когнитивный оптимизм. Верит в возможность получения исчерпывающего знания о мире.
Билет №5
1.Проблемы государства в произведениях платона. Значение философии платона.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства
Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего и шесть типов ныне существующих государств.
-монархия - справедливая власть одного человека;
-тирания - несправедливая власть одного человека;
- аристократия - справедливая власть меньшинства;
-олигархия - несправедливая власть меньшинства;
-демократия - справедливая власть большинства;
-тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства,согласно данному плану: все население государства (полиса) делится на три сословия:
работники -занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины- занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; философы (мудрецы} - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
Историческое значение философии Платона в том, что:впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению; впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории ;была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
2.Социальная экология.Влияние общества и техники на человека. Обратная связь.Социальная экология − недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и тех изменений в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в отдельности. Концептуальное содержание социальной экологии охватывается такими разделами научного знания, как экология человека, социологическая экология, глобальная экология и др.
Главное содержание социальной экологии сводится к необходимости создания теории взаимодействия общества и биосферы, поскольку процессы данного взаимодействия включают в себя и биосферу, и общество в их взаимовлиянии. В социальной экологии четко прослеживается основная идея, связанная с изучением закономерностей взаимодействия общества и биосферы. В центре ее внимания поэтому и оказываются закономерности воздействия общества на биосферу и те изменения в ней, которые влияют на общество в целом и каждого человека в отдельности. Одной из важнейших задач социальной экологии является изучение способности людей приспосабливаться к происходящим переменам в окружающей среде, выявление недопустимых границ изменений, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье людей. Сюда входят проблемы современного урбанизированного общества: отношение людей к требованиям среды и к среде, которую формирует индустрия; вопросы ограничений, которые накладывает эта среда на отношения между людьми (Д. Маркович).
Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности. Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам планетарного масштаба – глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации; регионального масштаба – изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология); микромасштаба – изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города, или социология города).
Билет №6
Билет № 9
1.Бытие как философская проблема. Материалистическая и идеалистическая концепции бытия
Древнегреческий философ Демокрит отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом («атом» по-гречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие — одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемый только разумом — и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Здесь, как. и раньше, тоже сохраняется противопоставление «знания» и «мнения. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытии»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.
Билет 11
1. Характеристика основных принципов и категорий диалектики.
Принципы диалектики:
- принцип развития; (развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как, так и элементы регресса.)
- принцип всеобщей связи; ( означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов.Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы).
- принцип детерминизма;( Детерминизм в широком смысле слова – такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений, которая основывается на причинности и закономерности). Длительное время в философии господствовал механистическийдетерминизм, базировавшийся на понимании связи как однозначной (ᴛ.ᴇ. крайне важно й) и постоянной. Причинность приравнивалась к крайне важно сти, случайность исключалась из рассмотрения, считалась незначительной.)
- принцип противоречивости;
- принцип преемственности;
- принцип количественно-качественного развития бытия и др.
Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, обогащается, приводится в систему. По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями.
Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. «Единичное — общее», «многое - единое», «сходство — различие», «качество — количество», «простое сложное», «часть —- целое», «конечное -— бесконечное», «форма — содержание» и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих «устройство», организованность» бытия.
2) Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга.
Борьба – активный характер противоречия.
Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.
2.Научный прогресс и научные революции. Философская категория «парадигма» Научной парадигмой называется совокупность основных господствующих подходов к объяснению природы и принципов её познания. Принципы познания определяют выбор основных направлений научных исследований, указывают, какие из областей науки в соответствии с существующей парадигмой представляют наибольший интерес и предположительно должны обеспечить наиболее эффективное развитие цивилизации. В свою очередь выбор направлений одновременно предполагает и разработку новых подходов к организации научных исследований с соответствующим методическим обеспечением. Эти подходы, являющиеся составными частями парадигмы, принято называть методологиями.
Научные революции происходят в результате труда наиболее образованных представителей общества. И, как правило, каждую очередную смену парадигмы связывают с именем одного или с именами небольшой группы учёных, которым удаётся наиболее убедительно показать преимущество новой на данный момент картины мира.
Возникновениепервой научной революции обычно связывают с развитием знания в Древней Греции в IV в. до н.э. В качестве основы этой революции называют труды Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), в которых были разработаны законы формальной логики в виде системы, позволяющей получать строгие и правильные выводы на основании имеющихся посылок (базовых утверждений). Сложившаяся в результате этого парадигма предполагала, что формальный логический анализ наблюдаемых в природе фактов, являющихся источником наших ощущений, позволяет получить новые истинные знания об устройстве окружающего мира, предсказать неизвестные события и факты. Такое направление в науке стало называться натурфилософией.
Вторая научная революция была обусловлена переходом от методологии наблюдений и логических умозаключений к экспериментальному изучению природных явлений с точными количественными измерениями и вычислениями. Первым, кто показал преимущества новой методологии, был итальянский учёный Галилео Галилей (1564-1642). Его тщательно продуманные и строго поставленные опыты по изучению законов падения тел убедительно доказали, что оценка наблюдаемых явлений с позиций здравого смысла, даже при условии соблюдения законов формальной аристотелевской логики, может привести к ложным выводам. В частности, до исследований Галилея все люди, опираясь на многовековой опыт, считали, что лёгкие тела падают медленней тяжёлых.
С открытием электромагнитных явлений, сложного строения атома и законов микромира к началу ХХ столетия была подготовлена почва для третьей научной революции. Исходным толчком можно считать работы Альберта Эйнштейна (1879-1955) по специальной и общей теории относительности. Эти работы можно считать развитием идеи Галилея об относительности различий между состояниями покоя и равномерного прямолинейного движения. Основная суть идей Эйнштейна, как обычно базирующаяся на экспериментальных данных, состоит в том, что такие характеристики материальных систем, как масса, пространственные координаты и время, не являются абсолютно независимыми от условий взаимодействия, а меняются с изменением этих условий, т.е. являются относительными. Так, с увеличением скорости движущихся тел их размеры в направлении движения уменьшаются, течение времени в них замедляется, а пространство в сильных гравитационных полях искривляется.
Билет № 12
1.Закон отрицания отрицания о причинах и механизме поступательного развития.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов.Закон отрицания отрицаниявыражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание».
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.
2. Философское понимание общества и его истории.
В научном значении термин «общество» употребляется в различных смыслах. В философской и исторической литературе можно насчитать пять основных значений.
Во-первых, отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории (например: российское, японское, французское и другие общества).
Во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.).
В-третьих, всё человечество в целом.
В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное).
В-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных средств и признаков всех социальных организмов. Пятое значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества.
Философские концепции общества, или модели социальной реальности классифицируются пока только по эмпиричным принципам.
1. натуралистическая(или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей
2. идеалистическая(или реалистическая) – объясняет социум «сверху», из Абсолюта, Бога; 3. материалистическая, рассматриваемая в марксистской философии, – полагает, что общественное бытие определяет общественное сознание и диалектически связано с ним; основные положения изложены в работе К. Маркса «Предисловие к “Критике политической экономии”»;
4. технократическая– возникла и развилась в связи с бурным ростом науки и техники; постулирует главенствующую роль техники для развития общества и техноморфность самого общества.
Проблема личности в философии- это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.
Общество и человекимеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы.. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении.
Билет № 13
Билет № 14
1.Характеристика закона единства и борьбы противоположностей, как внутреннего источника движения всего сущего.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития и движения. Всем предметам свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.
Вместо с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. Т.е. предметам свойственна подвижность, изменчивость, неповторимость.
Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие- это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности вещей, поэтому являются формой проявления активности материи.
С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.
И так, развитие объективной реальности и познания идет через раздвоение единого на противоположные стороны, которые взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие движет и развивает предмет.
Билет 15
1. Общая характеристика философии Нового времени .
Под Новым временем понимается в широком смысле 17-19 вв. Что же делает это время Новым? В традиции распространено и другое название – модерн, или современное общество. Современное общество, в отличие от традиционного, является индустриальным. Происходит промышленный, продолжающееся ПНК создает основу для развития банковской сферы, фондовых и товарных бирж, т.е. общество втягивается в рыночные отношения. Т.е. современное общество – это союз науки, техники и капитала. В политическом отношении складывающиеся абсолютистские режимы заканчиваются буржуазными революциями, благодаря которым формируется конституционный строй и идея гражданского общества, правового государства.
Итак, выделим наиболее яркие особенности философского мышления Нового времени:
1. Самой главной установкой философии Нового времени является господство человеческого разума, приоритет разума над действительностью. Главная задача человека – познание, увеличивающее меру его власти над природой.
2. Падение авторитета церкви, критика схоластики.
3. Сциентизм (представление о науке как высшей ценности), вера в разум, науку и общественный прогресс.
4. Механицизм (представление о мире как механизме, явления природы, процессы в обществе могут быть описаны законами механики) и деизм (идея Бога как первотолчка, давшего начало развитию мира (механическому движению)
5. Детерминизм – представление о жесткой причинно-следственной обусловленности всех явлений.
6. Финализм: убежденность в возможности достижения полной, неизменной и абсолютной истины о мире.
7. Исторический оптимизм: вера в прогресс истории. Новое время ощущало себя лучше предыдущих эпох.
8. Энциклопедизм: механистическое мышление, создающее универсальную картину мира, требовало всеохватного разума, отсюда характерное для «века гениев» совмещение ролей математика, физика, химика, литератора и философа в одном лице (Паскаль, Декарт, Лейбниц и т.д.).
9. Идея общественного договора: общество – результат разумного согласования прав и обязанностей. Отсюда следует идея гражданского общества: власть должна быть в руках граждан, наделяющих ею политические структуры, но они должны быть подготовлены к этому наукой, разъясняющей законы, и личной разумностью и ответственностью каждого.
Билет № 16
Билет № 17
1.Основной вопрос философии: онтологический и гносеологический аспекты
Основной вопрос философии (ОВФ)- это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
- объективный идеализм - субъективный идеализм - материализм - вульгарный материализм - дуализм - деизм
Гносеологическая (познавательная)сторона основного вопроса философии представлена:
- гностицизмом - агностицизмом - эмпиризмом (сенсуализмом) - рационализмом
Билет 18
Прогнстические функции философии. Аспекты предсказания приблжения будущего. Общие понятия о футурологии
Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.
Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.
Онтологический объект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия — его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.
Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование — также вид познания, то само прогнозирование возможно.
Логический аспект на — том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.
Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.
Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.
В современной западной науке выделяется особая дисциплина — футурология.
Футурология - это изучение истории будущего. футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути.Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть - рассуждения о том, как "должно быть".
Билет 2