Методические аспекты формирования понятия функции

ФУНКЦИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Понятие функции в математике.

Понятие функции – одно из фундаментальных математических понятий, непосредственно связанных с реальной действительностью. В нём воплощены изменчивость и динамичность реального мира, взаимная обусловленность реальных объектов и явлений.

Термин функция понимается в нескольких различных смыслах. В математике известны два основных направления истолкования понятия функции.

Первое направление, исторически более раннее, называемое классическим или генетическим, ориентировано в основном на традиционные приложения математики в физике и технике. Оно опирается на понятие «переменная величина».

В рамках этого направления можно выделить два подхода. Первый состоит в истолковании функции как переменной величины. Такое толкование традиционно принималось в школе. Так, в учебнике А.П. Киселёва «Алгебра » для 8 - 10 классов средней школы приводилось следующее определение: «Та переменная величина, числовое значение которой изменяется в зависимости от числовых значений другой, называется зависимой переменной или функцией этой другой переменной величины».

Такое понимание функции скорее соответствует точке зрения физиков.

Второй подход состоит в истолковании функции как закона (или правила), по которому значениям независимой переменной величины соответствуют значения зависимых переменных величин. Так, в учебнике А.Д. Мышкиса «Лекции по высшей математике» даётся определение «Закон (или правило), по которому значениям независимых переменных отвечают (соответствуют) значения рассматриваемой зависимой переменной называется функцией». Отметим, что приведённые формулировки нельзя считать строгими определениями функции, поскольку в них фигурирует термин «переменная величина», уточнение смысла которой связано с определёнными трудностями.

Второе направление толкования функции (теоретико – множественное или логическое) связано с отказом от использования переменной величины, что приводит к значительному расширению понятия функции, поскольку рассматривает функции не только от величин. В рамках этого подхода под функцией понимается соответствие между элементами двух множеств Х и У, при котором каждому элементу множества Х соответствует единственный элемент множества У. В случае множеств произвольной природы вместо термина «функция» используется термин «отображение».

Понятие функции в школе

Основные цели: формирование понятия функции. Систематическое изучение отдельных функциональных зависимостей, их свойств и графиков средствами алгебры и математического анализа. Реализация прикладных возможностей функционального материала при решении задач. Развитие функционального мышления и графической культуры учащихся.

Содержание учебного материала.

Класс.

Формируется понятие функции и ряд сопутствующих понятий: независимая и зависимая переменные, аргумент, значение функции, область определения функции. Рассматриваются способы задания и график функции. Изучаются следующие виды функциональных зависимостей: прямая пропорциональность (у=kх), линейная (у=kх+в), степенные (у=х2, у=х3).

Класс.

Изучаются обратная пропорциональность ( Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru ) и функция Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru . Для тех, кто хочет знать больше – функции Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru .

Класс.

Повторение понятия функции и сопутствующих понятий, рассмотренных в 7 классе. Вводятся понятия области значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства. Рассматриваются функции, возрастающие и убывающие на промежутке. Выясняется, какими свойствами обладают ранее изученные функции: линейная, обратная пропорциональность.

Вводится квадратичная функция Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru (а¹0), строится её график, который называют параболой, и исследуются свойства. Затем рассматриваются графики функций Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru . При построении графиков функций Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru , Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru используются такие преобразования как растяжение и сжатие графика от (к) оси, симметрия относительно прямой, параллельный перенос. Наконец, доказывается, что графиком функции Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru является график функции Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru , смещённый в системе координат, то есть парабола.

Рассматриваются стенная функция Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru с натуральным показателем, её свойства и графики.

Тем, кто хочет знать больше, предлагается изучение дробно – линейной функция и её графика.

Класс.

Вводится определение числовой функции. Повторяются сопутствующие понятия из курса алгебры 7, 9 классов. Рассматриваются чётные и нечётные, а также периодические функции. Повторяются понятия функции возрастающей (убывающей) на множестве. Вводятся понятия точек максимума и минимума (точек экстремума), а также максимума и минимума функции (экстремума). Сообщается план исследования функции. Особое внимание уделяется построению графиков функций с помощью преобразований.

Исследуются свойства тригонометрических функций Методические аспекты формирования понятия функции - student2.ru строятся их графики.

На интуитивно – наглядном уровне формируются понятия предела функции в точке и функции, непрерывной в точке и на промежутке.

Вводится понятие производной функции в точке. Рассматриваются приложения производной к исследованию функций, к построению касательной к графику функции в данной точке. Вводится понятие сложной функции.

Класс.

Формируется понятие первообразной функции.

Изучаются показательная и логарифмическая функции, их свойства, графики, производные. Рассматривается понятие обратной функции. Свойства показательной и логарифмической функций находят применение при решении уравнений и неравенств того же вида.

Методические аспекты формирования понятия функции

Понятие функции в школьном курсе математики определялось по– разному. Выше приведено его определение по учебнику А.П. Киселёва, где функция понимается как переменная величина. Введение в школу в 70 – х годах прошлого века теоретико–множественной идеологии привело к изучению в школе современного понятия функции как соответствия между элементами двух множеств.

В дальнейшем, отказавшись от использования теории множеств в школьном курсе математики, авторы действующих учебников [1,3] истолковывают понятие числовой функции как такую зависимостьпеременной у от переменной х, при которой каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у (7,9 класс). В 10 классе авторам «удобно принять следующее определение: «Числовой функцией с областью определения D называется соответствие, при котором каждому числу х из множества D сопоставляется по некоторому правилу число у, зависящее от х»[4. c.21].

Понятие функции формируется в 7 классе посредством задач

· о площади квадрата;

· о пути, пройденном автомобилем;

· о температуре воздуха в течение суток;

· о стоимости проезда в пригородном поезде.

Обобщая имеющиеся ситуации, учащиеся приходят к выводу, что всякий раз имеются две переменные величины: сторона квадрата и его площадь; время движения и пройденный путь; время измерения температуры и температура воздуха; номер зоны и стоимость билета. Причём одна переменная независимая (её значения выбираются), а другая – зависимая (её значения определяются по формуле, по графику, по таблице). В рассмотренных примерах каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной. Такую зависимость одной переменной от другой называют функциональной зависимостью или функцией.

Вводится понятие графика функции как множества всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.

В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умения находить значение функции по известному значению аргумента, пользуясь формулой или графиком. Изучение всех функциональных понятий и выработка соответствующих умений сопровождается рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует прикладной направленности курса алгебры.

В дальнейшем (9, 10 классы) понятие функции как предмет изучения не рассматривается. Знания учащихся углубляются и расширяются посредством рассмотрения новых видов функций (чётных и нечётных, монотонных, периодических, непрерывных, имеющих точки экстремумов и т.д.).

Наши рекомендации