В рамках спекулятивной теологии ислама
§1. Термин "калам" и история развития направления в философии
Калам (от араб. – «речь», «слово») – это первое направление арабо-мусульманской философии, возникшее в первые же века возникновения и становления ислама и утвердившееся в VIII в. Представителей калама именуют мутакаллимамами (араб. мутакаллим – «говорящий»). В каламе выделяют два этапа – ранний, мутазилитский (от араб. му‘тазила – «обособившиеся»), и поздний, ашаритский калам, по имени своего основателя, Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари (ум. около 935-936 г.).
Термин «калам» использовался в арабских переводах греческих философов для перевода слова logos во всех его смыслах – «слово», «довод», «аргумент»; другое значение слова «калам» имело отношение к различным ветвям знания и носителям знания. Так, «мутакаллим» – это человек, владеющий каким-либо знанием, представитель того или иного направления в знании. Например, греческое выражение «рассуждения о природе» (peri< fu>siwv lo>gov) переводилось как «физический калам» (аль-калам аль-тахи’и), теологи (qeolo>goi) – как «мастера божественного калама» (ашаб аль-калам аль-илахи) (в частности, в произведениях Ибн-Рушда и в переводах «Метафизики»); известный арабский средневековый историк Шахрастани (1075-1153 гг.) пишет о «каламе Эмпедокла», «каламе Аристотеля» и «каламе христиан».
Возникновение и развитие калама совпало с периодом развития ислама, которое переживало два состояния: возникновение единой системы веры из множества разрозненных учений на базе Корана и подъем еретических направлений. Ислам только вначале своего развития представлял собой единое и цельное учение и практически сразу после смерти Мухаммеда в исламе произошел главный (суннитско-шиитский) раскол, причем дробление внутри этих двух лагерей также росло. Мы позволим себе привести некоторый список (не вдаваясь в комментарии), который только в общих чертах (но вполне иллюстративно) отобразит, насколько вариативны были и по числу и по проблематике течения и направления в мусульманской традиции. Итак, идеологический раскол шел по пяти ключевым проблемам.
1. С позиций проблемы верховной власти (ал-имама, ал-хилафа) выделяются три основных направления в исламе:
1) хариджиты (араб. «вышедшие, возмутившиеся»), отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф);
2) шииты (араб. «группа приверженцев»), признающие божественную природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда; (в т.ч. рафидиты (ар-равафид – «отвергающие») – представители ранней шиитской мысли, не согласные с переходом халифата к халифам Абу Бекру и Омару)).
3) сунниты (от «сунна»), занимающие срединную линию, т.е. согласующие решения о правителе с мнением «всей общины», а по сути с ее религиозно-политической верхушкой.
2. Проблема веры (аль-иман), в том числе вопрос отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (аль-кабир):
1) хариджиты, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином;
2) мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех;
3) мутазилиты, разработавшие учение о «среднем состоянии» между «правоверным» и «неверным»;
4) позднее – ханбалиты, выделившиеся из суннитов.
3. Проблема предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (аль-кадар):
1) джабриты, отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы в силу безграничной власти Аллаха;
2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека в выборе своих действий;
3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рационалистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека;
4) джахмиты;
5) ашариты.
4. По проблеме споров о сущности Аллаха(аз-зат) и его атрибутах (ас-сыфат)возникают следующие течения:
1) захириты и ханбалиты, требовавшие буквального понимания соответствующих мест в Коране и слепой вере во все, о чем говорится в «небесной Книге»;
2) муаттилиты-мутазилиты, утверждавшие духовность Бога и отрицавшие божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями;
3) мушаббихиты (хашвиты), позднее выделяются и, джахмиты, сыфатиты, ашариты;
4) условно здесь выделяют также и суфиев, учивших мистическим путям познания Бога и слияния с ним.
5. Проблема права (аль-фикх): ханафиты, ханбалиты, шафииты, маликиты, а позднее также зейдиты, исмаилиты и джафариты.
Из этого множества предстояло постепенно выкристаллизоваться двум направлениям – ортодоксальной религиозной вере и философской традиции.
В религии, которая сформировалась на основании учения Корана, было два основных вида обязательств: «долг тела» и «долг сердца». Первый, как писал о нем известный арабский историк и философ, последователь Ибн Рушда Ибн Хальдун (1332-1406 г.), представлял «божественный закон, который управляет действиями всех связанных долгом мусульман» и это есть «фикх» (первоначальное значение слова – «понимание», «знание»). Сначала оно использовалось в ограниченном смысле иджтихад, или решение судебных вопросов посредством личного (индивидуального) суждения при отсутствии прецедентов, относящихся к решаемым вопросам, но позже приобрело более широкий смысл мусульманского права, которое опиралось на (1) Коран; (2) традицию (сунна); (3) аналогию (кыйас); (4) консенсус (иджма‛).
Второй вид обязательства (из которого берет начало теология) имеет отношение к «судьбе», которая определяется как «подтверждение сердцем того, что говорит язык» и состоит из шести тезисов, которые, согласно традиции, сформулированы самим Мухаммедом: (1) Бог; (2) его ангелы; (3) Его священное писание; (4) Его приверженцы; (5) Последний День; (6) вера в предопределение (аль-кадар).
Вплоть до X в. Богословие и правоведение были слиты воедино в рамках исламского законоведения (фикх) и именно из среды Богословов-законоведов (факихов) стали выделяться различные группы, которые и обеспечили поле деятельности для философии калама, обсуждая в первую очередь вопросы свободы воли и «сотворенности» Корана.
К X в. мусульманское Богословие окончательно выделилось из правоведения, в отношении которого до этого времени носило подчиненный характер, что нашло отражение в методах, которые определенно основаны на методах, разработанных в рамках фикха, и предпочтение отдавалось тому или иному варианту из них.
Основной принцип действия в фикхе (а вместе с ним и в каламе) – иджтихад. Буквально иджтихад означает «старание, усердие, приложение усилия, настойчивость», поиск факихом аргументов, методов и приемов решения Богословско-правовых вопросов, приложение усилия для формирования независимого суждения по законодательному вопросу. В зависимости от той или иной школы фикха признается один из трех уровней иджтихада:
а) полный авторитет законодательства, практически принадлежащий только основателям школ;
б) относительный авторитет, который должен действовать в пределах определенной школы;
в) специальный авторитет, связанный с определением закона, который применим к частному делу, оставленному без решения основателями школ.
Также в различных школах в разной степени использовались следующие методы:
1. Ра’й (букв. «видение, зрение») – метод «личного суждения». Определяется словами «Я сказал...», «Я считаю...» и представляет индивидуальное толкование источника (Коран или Хадисы) либо кого-то из авторитетов калама. Данный метод ограничен в применении по вполне понятным причинам. Для применения «рая» необходимо обладать непререкаемым духовным авторитетом и иметь определенную харизму, огромные душевные силы и умение «читать в душах».
2. Кыйас (букв. «образец для соизмерения, силлогизм») – заключение по аналогии или спекулятивное рассуждение, основанное на аристотелевской логике, или правила, логически выводимые из общих понятий. В фикхе сравниваются прецеденты, производится анализ причин и мотивов и на их основании выносится решение. Применительно к истории это подразумевает исследование как прецедентов, так и последующих событий с анализом всего комплекса явлений, сопровождающих данное событие, после чего выносится суждение.
В каламе наиболее часто использовались эти два названных метода.
3. Иджма‛ – согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; этот метод широко признавался всеми. Подразумевает единодушное мнение мусульманских ученых (муджтахидов) одного временного периода по какому-либо Богословскому вопросу, на который в Коране и Сунне нет явного ответа. Проблемы, которые возникают в связи с применением этого метода таковы: может ли иджма отменить Коран, связаны ли решением иджмы последующие поколения[1].
4. Иснад – метод «традиционного суждения». Подразумевает неукоснительное следование букве источника. Достаточно широко распространенный метод, но он силу имеет лишь в том случае, если применяющий его человек имеет «иджазе», т.е. свидетельство своего учителя о том, что он научил ученика всему, что знает сам, без искажений и недочетов, и что ученик имеет право передавать традиционное знание дальше. Иджазе заверяется личной печатью учителя и в ней указывается вся цепочка учителей, которые должны восходить в самом начале к какому-либо признанному авторитету или к самому пророку Мухаммеду.
Помимо названных существуют т.н. малые или дополнительные техники К этим техникам относятся истихсан, истислах или маслаха, истисхаб, дарура и урф.
Истихсан – «предпочтительная конструкция», эта концепция применялась главным образом для того, чтобы не дать жесткому принципу кыйас отменить уже существовавший полезный или как минимум безвредный обычай либо привести к неоправданно тяжелым результатам. Термин истихсан, который противопоставлялся обычному кыйас, приобрел значение «метода нахождения закона, который по тем или иным причинам противоречит традиционному кыйас».
Техника истислах или маслаха (общественное благо) связана с истихсан, их иногда путают. Оба эти метода противостоят более простым и очевидным методам выведения правовых решений, но истихсан восходит к более раннему периоду. Маслаха – это учет тех целей, ради которых человечеству дан закон, а именно: сохранение религии, жизни, ясности рассудка, потомков и собственности. Маслаха имеет решающее значение лишь тогда, когда есть убедительные и бесспорные соображения, касающиеся всего сообщества.
Истисхаб – это стремление не допустить ничего, что может открыть пути чему-либо, противоречащему закону Аллаха. Это поиск связующего звена, какого-либо свидетельства, на основании которого можно признать, что существующее положение вещей возникло законным образом и может сохраняться до тех пор, пока не доказано обратное.
Дарура или необходимость может рассматриваться как техника, выведенная посредством кыйас из принципа, высказанного в Коране. Например, стих 2:239 позволяет конному воину, ждущему сражения, прочитать молитвы в седле, не спешиваясь, и не совершая всего положенного ритуала, по аналогии было признано, что в случае необходимости недозволенное может стать дозволенным. Тот же принцип можно найти и в других стихах Корана, например, мусульманам дозволяется есть запрещенную пищу (свинину), и вообще совершать недозволенное, если это единственный способ сохранить жизнь. Решающим вопросом при этом становится вопрос, что именно можно считать законной необходимостью в той степени, которая оправдывает отклонения от строгих правил шариата или их смягчение. Урф или привычная практика (обычай) может иметь большее значение, чем кыйас, но не большее, чем текст Корана или Сунны.
Одним словом, в средневековом мусульманском мире (согласно интерпретации Г.О. Вольфсона) «калам» понимался применительно к следующим позициям:
1) к домутазилитской религиозной литературе для обозначения рассуждений, основывавшихся на аналогии («кыйас») и касавшихся антропоморфных атрибутов Аллаха, свободы воли, судьбы грешников в загробном мире и других проблем;
2) к нефилософскому мутазилизму, сложившемуся в начале IX в. и существовавшему вплоть до переводов на арабский античной философской литературы (его представители прибегали к аналогии, но уже для подкрепления собственных идей);
3) к философскому мутазилизму (начале IX в.), опиравшемуся на кыйас не только как аналогию, но и силлогизм; при этом в основе рассуждений лежали не религиозные, а философские положения;
4) «ортодоксальной» спекулятивной теологии, иными словами, сложившийся ортодоксальный калам (ашаритский калам), призванный противоборствовать каламу мутазилитов.
Нас в первую очередь будет интересовать философский мутазилизм, для которого характерен дух полемики – количество вопросов, по которым мутазилиты выдвигали различные мнения, во много раз превышает те, по которым они достигали согласия. Характерная черта мутазилизма – рациональность: рациональные критерии проверки ответов на те или иные вопросы и следование этим рациональным критериям ставилось выше их согласованности даже с центральными положениями вероучения, не говоря о второстепенных.