Понятие индивидуальности в современной психологии
«Ум — чувство — воля» являются классической триадой в психологии. Каждое из этих «образований» в психике человека имеет свое «целевое» назначение:
ум — это «инструмент» познания, приобретения информации о мире;
воля — это «инструмент» действия, преобразования мира;
чувство — это «инструмент-индикатор» пользы или вреда воздействия внешнего мира на человека; «инструмент» отношения.
В соответствии с «целевым предназначением» этих образований можно выделить и группы основных потребностей, обеспечивающих существование человека. Такими потребностями соответственно будут следующие:
— потребность в информации, которая является жизненно важной переменной, обуславливающей не только психическое здоровье и развитие, но и адаптацию человека как биологического существа;
— потребность в действии, активности, в самореализации — экстериоризации всего потенциала, имеющегося у человека;
— потребность в любви, принятии, признании - источниках положительных чувств.
Если рассмотреть далее «механизмы» реализации («функционирования») этих основных психических образований, то мы выходим на категориальное описание психики.
Реализация познания мира происходит черезотражение.
Возможность реализации действия обеспечивает психическаяактивность, энергия.
Возможность оценивания внешнего воздействия осуществляет «Я» — самосознание,. которое формируетотношение.
Существуют ли в современной психологии представления о том, каким образом осуществляются эти психические потенции?
Отражение внешнего мира осуществляется сенсорно-перцептивными процессами с участием мнемического процесса и процессов переработки информации — интеллектуальными процессами. Совокупность этих процессов объединяется в психологии понятием «субъекта деятельности» [7].
Вопрос о психической энергии в психологии в настоящее время еще очень далёк от своего разрешения. Хотя и существуют представления об энерго-информационном механизме психики [37], пока они выглядят больше как гипотеза, чем как эмпирически доказанный факт. Тем не менее в психологии и психофизиологии существуют устойчивые представления о некоторых психических и физиологических процессах, интенсифицирующих протекание деятельности. К таким процессам относят внимание, эмоции, состояние, волю как произвольную регуляцию, активацию.
В нейрофизиологии описаны активирующие структуры мозга — РФ, лимбика, — «субстраты» активации, таламус.
Есть в психологии понятия «энергетической цены деятельности», «энергетического потенциала», которые являются производными биологической структуры человека — «индивида».
Что такое самосознание, «Я», каким образом происходит у человека осознание себя — это наименее разработанные в современной психологии представления.
Система отношений, которая образуется как «продукт» самосознания, продукт «Я» — в психологии обычно называется таким понятием, как «личность».
В современной психологии была осознана потребность интеграции всех многообразных свойств человека в некую целостность. Впервые о необходимости целостного рассмотрения человека заговорили гуманистические психологи, но они не предложили категории для обозначения этой целостности.
В отечественной психологии в 1969 г. Б.Г. Ананьевым была предложена категория «индивидуальности» как системы взаимосвязанных свойств человека, а затем B.C. Мерлииым категория «интегральной индивидуальности» как функциональной констелляции свойств человека [7, 117].
Исследования B.C. Мерлина показали, что разноуровневые связи между индивидуальными биохимическими, соматотипи-ческими, нейродинамическими, психодинамическими и прочими свойствами не только каузальны, однозначны, но и телеологические, много-многозначные.
Б.Г.Ананьев под индивидуальностью понимал целостную многоуровневую систему взаимосвязей свойств человека, представленных подсистемами «индивид», «субъект деятельности», «личность» [7].
«Индивид» — это совокупность биологических свойств человека; «продукт» биологической эволюции биологического вида Homo sapiens.
«Субъект деятельности» — человек, производящий материальные или духовные ценности. Основной предметной деятельностью человека является труд, другие социальные виды деятельности — игра, познание, общение, посредством которых осуществляется интериоризация внешних действий и эк-стериоризация внутренней жизни личности. Именно баланс интериоризации — экстериоризации определяет структуру человека как субъекта определенных деятельностей.
«Личность» — это направленность, тенденции, отношения, ценностная ориентация человека. Личность — это социальный индивид.
Н.М. Владимирова писала, что предметом научного познания индивидуальности является история становления целостности, гармонизации тенденций и потенций, в результате которой и возникает уникальность индивидуальности [42].
Исследования человека показали, что в ходе онтогенетического развития и жизненного пути происходит индивидуализация организма и личности человека, охватывающая все его уровни.
На ранних стадиях развития нет устойчивых индивидуальных проявлений.
B.C. Мерлин писал, что индивидуальность ребенка вначале представляет собой диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений отдельных свойств, которые затем проявляются все чаще и интенсивнее, а затем возникают новые связи между свойствами. С возрастом увеличивается количество много-многозначных связей. Основную системообразующую функцию в развитии разноуровневых связей выполняет индивидуальный стиль деятельности [117].
Любопытна мысль неокантианца Гуссерля, что индивидуальность — это то, что отличает человеческий дух от природы. Природное подчинено общим законам, а духовное — индивидуально.
Таким образом, можно говорить о процессе индивидуализации и о стадиях этого процесса.
Если на низших стадиях процесса индивидуализации индивидуальность существует как отдельные, единичные, своеобразные проявления индивида, личности, субъекта деятельности, то активность человека, как показали исследования Вяткина Б.А., обеспечивает ему создание новых связей между структурами. Развитие интегральной индивидуальности определяется выбором индивидуальных систем движений, операций, стратегий, целей. Таким образом, активность, самостоятельный выбор стиля характеризует основной принцип развития интегральной индивидуальности. B.C. Мерлин подчеркивал, что человек сам создает своими действиями свою индивидуальность [117]. -
Становление индивидуальности происходит в процессе движения к самостоятельно поставленной жизненной цели. На определенном этапе развития у человека возникает проблема самоопределения — поиск своей индивидуальности. Индивидуальность становится собой, освобождаясь от нивелирующих социальных ролей.
Для промежуточных стадий развития индивидуальности, имеющих важное значение для начала самостоятельного жизненного пути, характерно формирование в самосознании адекватного образа «Я» — знания себя, своих индивидно-субъектных особенностей; формирование на основе осознания своих достоинств и недостатков, индивидуального стиля деятельности и поведения, формирование различных компен-саторных механизмов.
Используя понятия теории множеств, можно представить «свойства индивида», «свойства субъекта деятельности», «свойства личности» как непересекающиеся множества в момент рождения, и онтогенетический процесс как процесс совмещения этих множеств, наложения их друг на друга до полного «идеального» совпадения при образовании гармоничной индивидуальности, имеющей неограниченную свободу максимальной самореализации.
Высшая стадия индивидуализации — это гармонизация, интеграция развитых, совершенных структур индивида, личности и субъекта деятельности.
Б.Г. Ананьев писал, что «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в
структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [7, с. 334].
Таким образом, индивидуальность — это уникальная неповторимость отдельного единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Индивидуальность всегда есть индивид, но не каждый индивид — индивидуальность. Прежде чем стать индивидуальностью, индивиду надо стать личностью.
Таким образом, понимание целостности человека в христианской антропологии отражено понятием «тримерии», а в современной психологии понятием «индивидуальности».