Основные недостатки материалистической парадигмы в представлениях о сущности и природе психики человека и её современное состояние
1. Отождествление психических процессов с физическими, обусловленное невидимостью, ненаблюдаемостью психических процессов и возможностью фиксировать только их результат.
Ситуация с «исчезновением» психической феноменологии несколько аналогична ситуации в физике. В физике энергия, как способность совершать работу, скрыта под феноменологической
поверхностью производимой работы. Чтобы ее выявить, нужна абстракция от пространственно-временных кинематических характеристик движения. Такая объективная относительная взаимообособленность пространственно-временных и энергетических аспектов физической реальности, по мнению Л.М. Веккера, выражается в том, что они находятся друг с другом в отношениях дополнительности, которые описал Н. Бор [38].
Соответственно, при решении психофизической проблемы, или, по словам В. В. Орлова, «психофизиологического парадокса» [129], необходима такая же абстракция от пространственно-временных характеристик физико-химического нейрофизиологического процесса, которые не есть психические процессы. Тогда те же психические процессы будут некоей «дополнительной» реальностью к процессам физическим, как и собственно энергетические аспекты физической реальности. И в результате этого рассуждения выстраивается параллель психического и энергетического аспектов реальности по отношению к материальному уровню Организации материи..
Вспомним в связи с этим, что энергия — это способность к активности и движению — именно' С-ПОСОБ-ность, а не сама активность и движение — дар Божий твари. Тогда «психику», по аналогии с «энергией», можно рассматривать как некую готовность, запредельное условие активности в пределах этого физического мира. Но в данном случае это «активность» уже совсем особого рода, не механическое, тепловое или ионное движение, а динамика мысли, чувства, воли'— «трагически невидимых» — что и приводит некоторых философов и психологов к утверждению их тождественности видимому физиологическому процессу.
2, Непонимание принципиальной разницы, «инаковости» психической, духовной реальности и реальности физической.
В своих работах Л.М. Веккер неоднократно обращался к поиску адекватного материала для психических структур [38]. Основная сущность онтологической альтернативы в области психофизической проблемы, писал он, состоит в том, будет ли материалом психического физическая реальность, или этот материал будет признан свойством принципиально иной в своих атрибутах нематериальной субстанции. Сам Л.М. Веккер решает для себя эту онтологическую альтернативу в пользу материалистической парадигмы. Адекватным материалом для построения психической структуры, по его мнению, являются состояния физического взаимодействия нервного субстрата мозга с внешним объектом, т.е. такие состояния субстрата, которые несут на себе прямую печать свойств отображаемого объекта.
Но «печать свойств внешнего объекта» принципиально не изменяет сам субстрат, т.е. «состояние субстрата» не есть нечто отличное по своей природе от «самого'субстрата».
Остается все тот же вопрос — как «протяженный» в пространстве субстрат рождает «непротяженную» «внепростран-ственную» мысль?
Как и из чего возникает эта принципиально иная феноменология психики?
Надо отметить, что эту принципиальную «инаковость» понимал И.П. Павлов (а не его ученики), когда категорически запрещал своим сотрудникам употреблять слово «психология», и подчеркивал, что он в своей лаборатории исследует физиологические процессы нервной системы и только физиологические.
3. Причинная обусловленность психического процесса физическим; физический процесс, якобы, преобразуется, переходит на каком-то этапе в психический.
Физиологи не установили никакой «прерывности» в течении физиологического процесса в нервной системе.
Этот «переход», качественное преобразование одной «реальности» в другую, связывают то со способом организации нейрофи-зиологических процессов, который детерминируется взаимодействием организма со средой, то со всем организмом человека, то с системным эффектом центральной нервной системы, то с определенным образом организованными мозговыми процессами.
На наш взгляд, все эти гипотетические объяснения никак не дают возможности вывести «инокачественные» характеристики психических явлений из характеристик лежащих вих основе видов нервной активности: психическое свойство не может быть понято как следствие пусть даже «определенным образом» организованного физико-химического процесса.
4. Утверждение, что рефлекс является детерминатором психики внешним миром.
Связь, через которую осуществляется взаимодействие внешнего и внутреннего мира, представлена как причина, детермина-тор внутреннего мира.
По этому поводу сам И.П. Павлов, создавший учение об условных рефрексах, писал: «Как показывают все приведенные опыты, вся суть изучения рефлекторного механизма, составляющего фундамент центральной нервной деятельности, сводится на пространственные отношения, на определение путей, по которым распространяется и собирается раздражение. Тогда совершенно понятно, что вероятность вполне овладеть предметом существует только для тех понятий в этой области, которые характеризуются как понятия пространственные. Вот почему ясной должна представляться мысль, что нельзя с психологическими понятиями, которые по существу дела непространственны, проникнуть в механизм этих отношений: учение об условных рефлексах совершенно исключило из своего круга психологические понятия, а име-
ет дело только с объективными факторами, существующими во времени и пространстве» [131, с. 385].
По мнению Л.М. Веккера, рецепторно-эффекторные звенья рефлекса, который является субстратом психического процесса, отражают состояния взаимодействия нервной системы с внешним объектом [38]. Именно эта специфика концевых звеньев рефлекса, как единицы субстрата психики, выводит, как считает Л.М. Веккер, психофизиологический парадокс из тупика: эти состояния субстрата и являются адекватным исходным материалом психического процесса,
Между тем, формулируемость свойств психического образа на языке свойств внешнего объекта никак не отражает саму специфику психической реальности.
В.Б. Швырков критикует те психические теории, которые утверждают, что формирование психического образа осуществляется в эффекторном звене рефлекса: «...в физиологических экспериментах не находят подтверждения широко распространенные в психологии и основанные на рефлекторном принципе представления о том, что именно моторные звенья перцептивных действий, уподобляясь свойствам объекта, обеспечивают создание адекватного образа этого объекта...» [209, с. 38].
И нельзя не согласиться также с Н. И. Чуприковой, которая, рассматривая попытку разрешения психофизиологического парадокса Л.М. Веккером на основе положений теории информации и общей теории сигналов, пришла к мнению, что автор приходит в конце концов к разделению психики и ее субстрата, к утверждению о существовании принципиально необходимого скачка, границы между ними [207].
Но сам Л.М. Веккер, очевидно, не осознал противоречивость постулатов, им утверждаемых, и .выводов, логически, вытекающих из его блестящего анализа психофизиологического парадокса.
5. Потеря Духа, как детерминанты психических явлений, а вместе с тем и «субъекта», воспринимающего психическую реальность, отражающую физический мир.
Существует точка зрения, что психические процессы — это системные процессы — своеобразные информационные процессы, для которых «физиологический уровень» выступает как материальный носитель [73].
Но если психика есть информационное отражение внешнего мира — «зеркало», то возникает вопрос: «Кто же смотрит в это зеркало?». Кто воспринимает, анализирует это отражение?
Ответ материалистов на этот вопрос может быть сведен только к «лестнице отражений»: мышление — это отражение отношений между объектами и явлениями [39], а сознание —отражение отражений, а самосознание — отражение отражения
отражений и т.п. Очевидна «дурная бесконечность» этих отражений, если не прибегнуть к утверждению некоей реальности — субъекта — духа, который воспринимает содержание психической реальности.
Представляется, что все эти «ошибки» материалистического учения обусловлены непринятием идеи Творца и Его Запредельной, Трансцендентной этому миру Сущности.
Человек, созданный Богом по Своему Образу и Подобию, также имеет трансцендентную сущность,
Эта точка зрения на природу человека оказывается достаточно продуктивной для разрешения как психофизиологического парадокса, так и других противоречивых проблем в современной психологии.
В. Франкл, представитель гуманистической психологии, занимаясь на протяжении десятилетий проблемой суицида, установил, что причиной ухода из жизни чаще всего является не неудовлетворенность материально-социальными условиями, а потеря смысла жизни. Его многочисленные исследования и в странах западного мира, и в США, и в странах «бывшего» социалистического лагеря показали, что в 85% случаев человек совершает суицидную попытку, имея прекрасные материальные условия существования, будучи удовлетворен своим социальным статусом, но отчаявшись увидеть в своем существовании какой-то смысл (100% случаев наркомании, 90% — тяжелого алкоголизма также, по данным Франкла, связаны с ощущениями утраты смысла жизни).
Биологической структуре человека «нет необходимости» «знать» смысл своего функционирования — природная «составляющая» Человека существует относительно автономно от других его «составляющих».
Бытийные, по А. Маслоу, потребности считаются, как правило, социальными по своей природе, и образование их полностью исчерпывается культурно-исторической детерминацией. Смысл существования Человека, с точки зрения культурно-исторической концепции и других гуманистических теорий, акцентирующих социальную сущность человека — «отдать себя на служение людям», «жить во имя блага другого», «во имя равенства и социальных свобод».
Такой «ответ» игнорирует полноту бытия человеческого существа, низводя биологическую природу до «носителя» социальных свойств, сводит Человека только к социальному существованию, тем самым стремясь подчинить «целое» «части» и предлагает «иллюзию» ответа, лишая человеческую личность самодостаточной ценности и «подсовывая» идею «дурной» замкнутой бесконечности муравьиного служения друг другу. По сути, ответа на вопрос «зачем я живу, если все другие живут для меня?» человек так и не получает.
Как тонко подметил В. Франкл, механизм самоактуализации, самореализации человека оставляет его в плоскости психологического измерения, звеном той же самой цепи социально-биологической необходимости [190], но, по мнению В. Франкла, человек имеет еще и духовное измерение, следовательно, самоактуализация, происходящая только на уровне социально-биологической организации и превращающаяся в самоцель, не являет собой всю полноту существования человека. Человек не свободен от условий биологической и социальной природы, но свободен всегда противостоять им — он всегда сохраняет свободу выбора своего к ним отношения — в этой его свободе открывается новое его измерение — духовное.
Самоактуализация приносит человеку счастье и удовлетворение, если является следствием осуществления смысла. Человек не реализует себя полностью, если игнорируется духовное «измерение» человека, «смысловое». ,,
Человек свободен и способен употребить свободу на преодоление своей зависимости от внешних обстоятельств, на то, чтобы выйти за круг социально-биологической детерминации. Свобода его поведения зависит от смысла, локализованного'в «поэтическом (духовном) измерении». В смысле скрыты механизмы самодетерминации человека. Как считает В. Франкл, человек не изобретает смысл, а находит его в мире. Смысл существует как императив Духа, и тогда свобода «самодетерминации» человека оборачивается детерминацией Духом-Логосом. Существование, которое имеет целью не Логос, а самое себя, не попадает в цель [190]. Таким образом, «человек - это больше, чем психика; человек — это дух», — считает философ-экзистенциалист Ясперс [168}.
Пройдя подобный круг размышлений, Франкл приходит к мысли, что человеческое существование должно быть наполнено Высшим смыслом. Люди трансцендируют себя в направлении смыслов. Человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизической данности и отнестись к самому себе. И этот Высший смысл он видит в усвоении Высших ценностей — в трансценденции к Любви, Истине, Красоте [190}. Трансценденция, по мнению Ясперса, выступает как бытие, превращающее экзистенцию из простого самоутверждения, «своеволия» в носителя бытия более высокого — Бога. По Ясперсу, человек является тем, чем он есть не сам по себе, а только в отношении к трансценденции. Человек есть подлинное бытие только как трансцендентное бытие. Сама экзистенция возможна только в соотнесении с трансценденцией [168]. .
Гуманистическая психология пытается избежать бремени ответственности за актуализацию — здесь начинаются аксиоло-гические проблемы. Человек часто пытается избегать ответ-
ственности выборов, но тщетно — жизнь во все времена требует от него осмысленных экзистенциальных поступков, как считает В. Франкл [190J.
Наличие у человека многочисленных потребностей определяет напряжение, неравновесие его на разных уровнях. Неравновесие, создаваемое напряжением между тем, что есть человек, и тем, что он должен быть, внутренне присуще существованию человека, по мнению Франкла, и в поэтическом, духовном измерении. Вся человеческая индивидуальность в процессе жизни находится в определенном напряжении, динамике. Уклонение от напряженной ситуации, пусодинамики, ввергает человека в экзистенциальный вакуум и рождает ноогенный невроз, суицид, наркоманию. Не безмятежное существование нужно человеку, а стремление к чему-то, борьба за что-то. Смысл, как пишет Франкл, не совпадает с бытием., а предстоит ему, задавая бытию шаг.
Примечательно, что именно психотерапевтическая практика привела гуманистических психологов к пониманию недостаточности рассмотрения человека только на уровне социально-биологической организации. Именно практика повернула гуманистических психологов к духовному измерению. Осознание принципа безусловного принятия психотерапевтом своего клиента также способствовало сближению психотерапии с духовными практиками.
С формальной точки зрения, психология права, не включая в себя аксиологию, герменевтику, этику, теологию, но, пытаясь понять, исследуя феномен человека, что собственно и является ее предметом, психология уже включает в себя данные биологии, нейрофизиологии, образуя в системе человекознания психофизиологию, нейропсихологию, психосоматику и т.д.
Несомненно, заслугой гуманистической психологии является возрождение в психологии принципа целостности в подходе к человеку, преодоление фрагментарности видения человека, которая господствовала в бихевиоризме, психоанализе, культурно-исторической концепции и др.
Принцип целостности в подходе к человеку реабилитирует и ценность человека, которая исчезала в предшествующих дегума-нистических концепциях, представлявших человека то как «винтик», то как «черный ящик '— со входом и выходом», то как голограмму, то как «сумму реакций», и отказывавших человеку в праве на произвольность и свободу.
Описание уникальности и неповторимости каждой личности в ее полноте возможно только при реализации принципа целостности и в психологии, и, тем более, в психотерапии. Принцип же целостности требует рассмотрения человека и на биологическом, и на психологическом, и на духовном уровнях. Человеческая инди-
видуалъностъ — это сложная многоуровневая иерархическая система — точка зрения Б.Г.Ананьева [7]. Поэтому, если «снизу», со стороны биологии, психология уже включает в описание феномена «Человек» систему биологических знаний, то также необходимым представляется и включение в него системы знаний о «верхнем уровне» системы «Индивидуальность» — знанияо духе, предоставляемые философией, богословием, этикой, культурологией, аксио-логией, герменевтикой, лингвистикой и другими гуманитарными науками. Это тоже все о Человеке. Таким образом, истинная, полная самореализация человека должна осуществляться не только на душевном, психическом уровне, но и на духовном,
Итак, вышепроделанный анализ показывает, что материалистическая психология, выйдя в XVII веке из религиозной философии, в своих воззрениях на природу и сущность человека вXX веке, сделав круг, в лице отдельных своих представителей вернулась к идеям духовности человека. Современная психология, таким образом, для завершения полноты описания феномена «Человек» остро нуждается в настоящее время в парадигме трансценденции, отражающей развитие человека в направлении духовной координаты.
Гуманистическая психология, как «третья сила» современной психологии, является наследницей гуманистической идеологии по своим истокам материалистической; и многолетний «спор» о том, что «главнее» — биологическая или социальная детерминация, это спор сторонников внутри одного «лагеря», это игнорирование и теми и другими еще одного, принципиально иного измерения человека — духовного.
Поскольку задача сравнения христианской концепции человека с позитивистской предполагает знание той и другой, а с христианским взглядом на человека, вероятно, не знакомо большинство современных психологов, то необходимо представит краткое его изложение.
Христианское учение о человеке^ Антропология
Творческие действия Бога в течение 6 дней (помня, что б дней у Бога это, возможно, миллионы лет в тварном мире) творения мира завершаются творением человека. Создание человека после видимого физического мира показывает, что этот мир не есть конечная цель творенья, что творение Божье направлено к дарованию бытия духовного. В отношении ко всем земным существам человек занимает первое и высшее место — ему дана власть над животным и растительным миром и власть нарекать им имена.
Человек создается Богом по Образу Своему и Подобию. Из всех земных существ один только человек украшен Образом Бо-жиим, следовательно, он — особенное, единственное существо, которое и по своей природе, и по достоинству совершенно отлично от всех земных тварей и стоит выше всего земного и материального. В особенном творческом действии Божием при творении ~ человека было 2 акта — одним актом было образовано тело человека — взяв персть из праха земного, а другим — «вдунул в лице его дыхание жизни» — «и стал человек душе/о живою» (Быт. 2,7).
Экклезиаст так изображает последнюю участь человека на земле: «И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его» (Эккл. 12,7). Это значит, что душа и дух человека бессмертны и вечны.
«И насадил Господь Бой рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2,8).
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2,18).
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2,22).
Живущим в Раю Адаму и Еве Бог запретил есть плоды с древа познания добра и зла, растущего посреди Рая. Однако Ева, соблазненная змеем-искусителем, нарушила заповедь, закон, данный им Богом, и съела плод с древа познания добра и зла, и дала вкусить Адаму.
Так первыми людьми был совершен первородный грех, который исказил природу прародителя рода человеческого, вся природа приняла свойство падшести, болезни, искажения.
Проклята земля за грех Адама. В поте лица своего добывает он хлеб свой, а Ева в муках рожает детей.
Все человечество, происшедшее от Адама и Евы, несет на себе печать первородного греха — подчинение духа телу, разделение ума и сердца, потерю целостности. Грех повредил все 3 основные способности души: ум, чувство (сердце) и волю. Ум человека помрачился и сделался склонным к заблуждению, и человек очень часто ошибается. Сердце сделалось склонным к похоти, тщеславию, гневу. Воля оказалась бессильной делать добро.
Потомки Адама забыли законы, данные им Богом, вели жизнь ® безнравственную и безблагодатную. Тщетно возвещал Господь через пророков Волю свою, открывал нравственный закон человеку как форму служения Всевышнему, предупреждал о гибели рода человеческого!
Сотериология
Одним из величайших даров Бога человеку является свобода. Именно употребив свободное волеизъявление, человек «верует» или
«не верует» в Бога, решает стать наследником Жизни Вечной или вечной смерти.
Иисус Христос, Сын Божий, Своим воплощением, жизнью, учением, страданием, смертию, сошествием во ад. Воскресением, вознесением и прославлением по человечеству от Бога Отца даровал все потребное для спасения людей — стал Искупителем всего человечества. Христос принятием на Себя грехов мира, страданием и смертью на кресте стал жертвой за грехи людей и даровал всем верующим в Него прощение, очищение и мир с Богом. Вознесением на небо при неразлучном соединении с человеческим естеством Сын Божий даровал возможность каждому человеку стать чадом Божиим по усыновлению, открыв всем спасающимся вход в Царство Небесное. Он осуществил все то, что нужно для спасения человека. Но Искупление, совершенное Христом, не делает «само собою» спасенным всех людей. Оправданным и спасенным можно сделаться только при условии свободного принятия веры и ее даров каждым человеком в отдельности.
Иисус Христос даровал всем возможность быть наследниками Его Царствия, но нужно, чтобы каждый человек при участии своей веры и Церкви стал по духу чадом Божиим, подражая Ему в своей жизни, только тогда он сможет сделаться истинным сонаследником Христовым.
Может ли сам человек надлежаще воспользоваться плодами совершенного Сыном Божиим Искупления? Без помощи Божией даже это человеку не под силу. Для этого Господь посылает Святого Духа, освящает человека. Освящение человека, внутреннее его возрождение есть дело совместного и согласованного действия двух начал — Божественного и человеческого — спасающей Благодати и воспринимающей спасение веры. Вследствие этого человек преобразуется для новой жизни во Христе.