Экзистенциально-аксиологическая направленность богословия
Выше мы рассмотрели Картину мира, предлагаемую богословским и научным знанием. Система взглядов на мир и общество — мировоззрение человека — есть система его ценностей и смыслов и определяет его поведение.
Наука вопрос о смысле жизни не решает. Богословие — решает.
«Никаким химическим, физическим, геологическим анализом... самим по себе нельзя показать, — пишет Н.И. Фиоле-тов, — имеет или не имеет мир свое начало, есть ли в нем какой-либо смысл» [181].
Далее Н.И. Фиолетов показывает, что наука рассматривает вещи конечного мира с точки зрения их связи, а религия — с точки зрения их основания и смысла.
Любая религия шире науки, т.к. всегда включает экзистенциальные и аксиологические координаты, уже внутри которых предлагает ответ «каким образом устроен мир».
Таким образом, ответ «как устроен мир» является более частным по отношению к ответам на вопросы: «Кто создал мир» или «Как произошел мир» и «Зачем создан мир и человек в нем».
Большой интерес представляют по этому поводу мысли св. Гр. Паламы, высказанные им еще в XIV в.: «...кто надеется
осконально разузнать истину всего в мире с помощью внешней мудрости, тот не замечает, что возводит строение своего знания на песке, вернее, на волнующейся зыби, столь важное дело Вверяя словесным плетениям наук, которые всегда можно опровергнуть другими плетениями.
...мы готовы признать, что с помощью внешних наук действительно можно найти истинные законы сущего; будем также считать, что эти законы согласуются с истинами, открытыми нам в божественном Писании...
...будь то в знании или в догматах, спасительное совершенство дается, когда наши убеждения совпадают с тем, как мыслили пророки, апостолы, отцы, все вообще свидетели Святого Духа, возвестившего о Боге и Его творениях; а все, что Дух опустил и что изобрели другие даже если истинно, бесполезно для спасения души; потому что учение Духа не может опустить ничего полезного. Не случайно мы как не порицаем разномыслия о малозначащих вопросах, так и не хвалим, если кто знает о них в чем-то больше других» [133, с. 155].
В этих словах св. Гр.Паламы сформулирована принципиальная позиция христианства по отношению к науке: научное знание не отвергается, не противопоставляется богословскому (поиски причин общи и для религии и для науки), ему отведено соответствующее место в иерархии ценностей, где главным критерием выступает польза для человека.
«Божья премудрость прежде всего стремится знать, в чем Божья воля ...а искать этого также чуждо внешним философским наукам, как вечно уткнувшимся в землю свиньям — рассматривать прекрасный порядок небесных светил. Стремящийся исследовать волю Божию, познавший в каждой вещи, ради чего она произведена Творцом вселенной, и обращающийся с ней согласно этой Божьей воле — вот кто знает причины и основания сущего, вот у кого знание всего в мире, вот кто истинный философ и совершенный человек» [ев, Гр. Па-лама, 133, с. 122].
Т.о., если в религии аксиологические и экзистенциальные вопросы являются самыми главными, а вопрос о строении мира — вторичен, то в науке задача познания мироустройства является главной и единственной. '
Хотя пути и методы получения научного и богословского знания разные, тем не менее, и тот и другой путь основан на
опыте — если научное знание имеет своим источником чувственный опыт, то богословское — мистический, религиозный опыт. Религиозный опыт также достоверен для тех, кто его имеет, как и чувственный — об этом писали Джеме, Фиолетов и др. Богословский опыт не противоречит мирскому: противоречие определяется несовместимостью в формально-логических суждениях. Если же суждения касаются разных предметов, предлагают ответы на разные вопросы — «зачем» и «как» — то бессмысленно говорить о противоречиях.
«Если бессмысленно применение "естественнонаучной критики к художественным произведениям, то еще более неестественна, — и методически бессмысленна, — указывает Н.И. Фиолетов, — также критика в отношении к источникам религиозного откровения» [181].
Преп. Максим Исповедник напоминает нам: «Мир — един и не разделяется вместе с частями своими; наоборот, путем возведения к своему единству и неделимости он упраздняет различие их, происходящее от природных особенностей этих частей. Ведь они, неслиянно чередуясь, являются тождественными самим себе и друг другу, показывая, что каждая часть может входить в другую, как целое в целое...» [172].
Оба пути познания — и богословский, и научный — имеют свои пределы, ограничения. Непознанная Сущность Бога всегда останется тайной. Научному познанию не установить тайну творенья, тайну человеческого духа.
Современная наука имеет сегодня больше вопросов, чем ответов, и философский тезис о неограниченности научного познания при более пристальном рассмотрении свидетельствует лишь о незрелости рефлексивного сознания.
В заключение анализа соотношения богословского и научного знания хочется привести слова В. В. Зеньковского, замечательного философа, богослова и ученого:
«Пора признать возможность двух типов науки — науки, исходящей из того, что мир создан Богом, и науки, которая не хочет исходить из этого. Современная наука выросла в атмосфере секуляризма, нарочитого и насильственного разрыва между наукой и христианством. Поэтому, представляя полную свободу в изучении природы тем, кто не признает Бога..., мы хотим свободы и для себя — для тех, кто верует во Христа Спасителя и Его Церковь» [68].
Часть II.
КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Рассмотрение природы и сущности человека мы хотим | предпринять на основе положений и выводов I части нашей | работы, j
Человек -— Тварь, созданная Творцом по Своему Образу и| имеющая потенциальную способность к Подобию. {
Человек имеет дар свободы и активности, что является! сущностным свойством всякой твари. ч
Человек, «Антропос» реализуется феноменальным бытием (сомой), а также, как и прочая тварь, ноуменальным бытием (психикой или душой) и единообразующей силой, жизнью (ду-;
хом).
Дальнейшую свою задачу мы видим в том, чтобы предпринять во II части сравнительный анализ концепций человека, представленных позитивистским знанием — современной психологией — и христианской антропологией как направлением богословского знания.
Причинами, побуждающими к подобному анализу, являются неудовлетворенность объяснением природы и сущности человека материалистической парадигмой и наблюдающийся сегодня поворот гуманистической психологии к представлениям о человеке, содержащимся в религиозных учениях.