Решение гносеологической проблемы в субъективном идеализме
Декарт и Локк показали субъективность ощущений. Кант доказал субъективность пространства и времени. Наш ум обусловливает существование вещей. Шопенгауэр отчетливо показал, что без субъекта нет объекта. Это — последовательный ход секу-лярной философской мысли к упразднению гносеологической проблемы. Теория физиологического идеализма подтверждает позицию субъективного идеализма. Наши ощущения зависят не столько от того, что производит возбуждение (каков физический параметр), сколько от того, какой орган возбуждается (закон Мюллера о специфической энергии организма). Появление тех или иных ощущений находится в зависимости, главным образом, от особенностей нашей организации. Если бы наша физическая организация была иной, то, может быть, мир представился бы нам совсем в другом виде. Наша психофизическая организация такова, что воспринимать даже пространство, отличное от нашего, мы не можем.
Гносеология начинается с наивного реализма и неминуемо приходит к его противоположности — субъективному идеализму. Дж. Беркли утверждал, что удвоение мира на «восприятие» и «сами вещи» ложно. «Сами вещи» суть ничто иное, как содержание восприятия. Поэтому возможны только две формы бытия:
воспринимающее сознание (дух) и воспринимаемые «идеи». Бытие, не воспринимающее и не воспринимаемое, есть бессмыслица.
Мир есть наше представление. Ощущение и сознание Беркли поставил на место «бытия». Таким образом, все содержание внешнего мира имеет субъективный характер. На основной вопрос
гносеологии об отношении наших представлений к предметам Беркли отвечает отрицанием таких отношений, ибо никаких предметов вне наших представлений, по его мнению, вообще нет. Все вещественное и предметное сводится к известным субъективным элементам, является нашим представлением, а не сущим самим в себе. Вещь не есть сущее, и сущее не есть вещь.
По Беркли, наши представления бывают двух родов:
1) субъективные — зависящие от нашей воли;
2) действительные — независящие от нашей воли, подчиненные строгой закономерности, одинаковые для всех сознаний.
Те представления, которые Беркли определил как действительные, неустранимые и независящие от воли субъекта, вызываются в нас действием другой, не нашей воли, другого духа.
Поскольку они отличаются от субъективных представлений большей силой и постоянством, то можно заключить, что тот другой дух, который их в нас производит, есть дух бесконечный, абсолютный — Бог.
«Т.о., если предположить реальное бытие Бога, — пишет о. А. Зелененко, — то субъективный идеализм уже разрушен, и тогда мыслимо и реальное бытие мира вне нас» [66].
Архимандрит Борис, анализируя в 1890 г. современное ему состояние физиологических и психологических исследований о взаимоотношении психических и физиологических явлений, приходит к выводу, что душевная жизнь человека осуществляется при помощи мозга, но своим источником и свое подлинное бытие имеет вне мозга [26]. Интенсивность, ясность психических процессов зависит, по его мнению, от состояния мозга. Физиологические черты имеют модифицирующее влияние на душу, но не являются причиной душевных явлений.
Сходные мысли высказывает и Г.И. Челпанов в заключительной части своего капитального труда [204]. Против утверждения, что «мозг необходим для мышления, не возражает никто: ни материалист, ни идеалист», — обобщает Челпанов. Душа и мозг — это как артист и инструмент — артист, душа, управляет инструментом — мозгом, а через него — телом.
Мысль связана с мозгом, но наличие этой связи порождает иллюзию, что «мозг — орган» мышления.
Душа, психика управляет аппаратом, который называется мозг. Субъективный идеализм являлся неизбежным этапом развития гносеологии, этапом, которой отрицает саму возможность построения гносеологической теории. Субъективный идеализм лишает человеческое знание объективности, «превращая его в бесконечное множество разрозненных субъективных восприятий, обреченных остаться погребенными в безмолвии индивидуального опыта» [66, с. 80].
Дуализм
Третье русло философских теорий — психофизический монизм и психофизиологический параллелизм (дуализм). Дуализм признает существование двух субстанций — материальной и духовной. Декарт говорил, что материальная субстанция характеризуется одним свойством — протяженностью, а духовная — способностью мышления. Коренное различие между ними: духовная субстанция не обладает протяженностью, а материальная — никогда не в состоянии мыслить. Декарт не смог решить вопроса о взаимодействии души и тела, которое происходит, несмотря на их различие.
Философами (Гольбахом, Ламетри) часто делался вывод, что если душа действует на протяженное тело, то значит, и она сама протяженна, а, следовательно, и материальна.
По мнению материалистов, между физическим и психическим такое же отношение, как между причиной и следствием.
Г.И. Челпанов писал: «Многие думают, что появление материализма во второй половине XIX в. было возможно только благодаря успехам естествознания»,... но это неверно... главная причина -^ «в недостатках самой философии первой половины XIX в. ... метод, которым пользовалась эта философия, был метод спекулятивный, умозрительный; это значит, что в своих построениях философы этого направления пренебрегали эмпирическими данными. Философия, пользовавшаяся таким методом, и была главной причиной появления материализма» [204, с. 49].
И обыденной жизнью, и наукой накоплено огромное количество фактов, показывающих взаимосвязь психических и телесных явлений. Когда имеет место процесс психический, то имеет место и процесс физический, и наоборот. Если оставаться в рамках эмпирического научного исследования, то можно только констатировать: всякому психическому процессу соответствует определенный физический процесс.
Учение, утверждающее параллелизм физических и психических процессов, называется психофизическим параллелизмом, или дуализмом.
Любая интерпретация параллельности есть выход за пределы эмпирического научного исследования в область мировоззрения.
По мнению С.Л. Рубинштейна, сведение психофизической проблемы в конце XIX — началеXX в. в психофизиологическую (проблему души и тела) — вне отношения человека и его психической деятельности к окружающему миру — закрывает путь к пониманию психической деятельности и делает проблему неразрешимой [150].
Законы для мира физического и психического оказываются различными. Физический замкнутый круг явлений объясняется физическими законами. Движение материальное получает начало из движения материального. Психическое получает начало только из психического. В психическом мире действует психическая причинность. Какое-то воспоминание рождает определенное чувство. Психический мир также замкнут внутри себя.
Декартовский дуализм имеет агностический смысл: утверждение разнородности психических и всех прочих функций организма превращается в утверждение принципиальной непознаваемости их связи, их соотношения, признается, что разрешение проблемы лежит по ту сторону научного знания.
Характерно, что на позициях психофизического параллелизма стоит ряд крупных физиологов — Шеррингтон, Экклз, Пенфилд, Беритов, а также психологов — Фехнер, Эббингауз, Келер, Ж. Пиаже.
Так, Фехнер считал, что взаимодействия между физическими и психическими явлениями нет, между ними существуют только функциональные отношения, параллельность. В функциональных отношениях безразлично, какая переменная зависимая, а какая независимая. Измерение интенсивности ощущений с введением минимального порога не свидетельствует в пользу материальности психических процессов.
Связь между психическим и физическим — это отношения обусловливающего к обусловленному (Авенариус), это связь функциональная: мысль есть функция мозга, но и физические изменения в мозгу суть функции изменений в психической сфере. Эмпирический параллелизм с научной точки зрения безупречен.
Ж.Пиаже полагал, что параллелизм между состояниями сознания и соответствующими физиологическими процессами означает изоморфизм между системами импликаций в широком смысле и системами, относящимися к причинности.
32 .
Разновидность дуалистического параллелизма — гешталь-тистская теория изоморфизма Келера. Согласно Келеру два рода явлений — физиологических процессов в мозгу и феноменальных психических процессов — объединяются общей динамической структурой.