Глава 1. Картина мира и ее гносеологические аспекты 13
§ 1. Понятие «картина мира............................................. 13
§ 2. Онтогносеологические вопросы — узловая проблема психологии............................................................................. 19
2.1. Материалистическая парадигма.............................. 21
2.2. Идеалистическая парадигма.................................... 27
2.3. Дуализм........,...................;......................................- 31
Глава 2. Картина мироздания в Священном Предании и современной науке................................................................... 39
§ 1. Нетварное Бытие ......................................................... 39
§ 2. Метанаука ..................................................................... 42
2.1. Общая Теория Систем............................................. 42
2.2. Самоорганизация ..................................................... 43
2.3. Энергия...................................................................... 46
2.4. Взаимоотношение категорий «энергия», «материя», «дух» в религии, оккультизме............................... 47
§ 3. Тварное Бытие............................................г................. 52
Глава 3. Соотношение религиозно-философских представлений о «логосе» с научно-философской категорией «информация..................................................................................... 64
§ 1. Религиозно-философская мысль об идеальной сфере бытия....................................................................................... 64
§ 2. Развитие святоотеческих представлений о «логосе» русской религиозно-философской мыслью ............................ 66
§ 3. Категория «информации» в науке и современной философии .................................................................................. 67
Глава 4. Психологическое описание процессов познания мира человеком .......................—•.•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• 7()
§ 1. Эмпирические характеристики психической реальности .............................••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• 7"
§ 2. Три координаты акта восприятия............................. 80
§ 3. Неадекватность применения теории изоморфизма для объяснения психического механизма восприятия .......... 82
§ 4. Два способа переработки информации мозгом....... 86
Глава 5. Применение категории «энергия» в естественных науках о человеке ............................................................... 89
§ 1. Понятие «психической энергии» ............................... 89
§ 2. Фундаментальность категорий «энергия» и «информация» для современной науки................................................ 91
§ 3. «Логос» как программа организации материи ......... 95
§ 4. Религиозно-философская мысль о единстве ноуменально-феноменального бытия................................................. 100
§ 5. Человек как Микрокосм ............................................. 102
Соотношение богословского и научного знания............... 105
Часть II. КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ......................... 108
Глава 1. О природе и сущности человека в богословии и религиозной философии.......................................................... 117
§ 1. Состояние учения о человеке в богословии............. 117
§ 2. Святоотеческое учение о человеке ............................ 120
Глава 2. Развитие и обожение человека........................ 127
§ 1. Замысел Творца о человеке........................................ 128
§ 2. Представления об эволюции человека в позитивистском знании ................................................................................. 131
. § 3. Богословский взгляд на проблему развития человека............................................................................................... 135
§ 4. Проблема развития человека в психологии и теории систем .......................................................................................... 139
Глава 3. Проблема целостности человека..................... 149
§ 1. Понятие «тримерии» в христианской антропологии 149 § 2. Понятие индивидуальности в современной психологии ............................................................................................ 152
Глава 4. Человек как биологическое существо ............ 156
§ 1. Понятия «тела» и «плоти» в христианской антропологии ............................................................................................ 156
§ 2. Понятие индивида в современной психологии ....... 161
Глава 5. Душа и психика ................................................ 177
§ 1. Представления о душе в Святоотеческом Предании, Священном Писании и религиозной философии.................. 177
§ 2. Человек как субъект деятельности ............................ 193
§ 3. Человек как субъект поведения ................................. 216
Глава 6. Дух, личность, сознание, самосознание......... 219
§ 1. Понимание «духа» в святоотеческом Предании и Священном Писании ................................................................. 219
§ 2. Отождествление человеческого духа с сознанием в богословско-философской литературе .................................... 224
§ 3. Понятие «личности» в теории индивидуальности и современной психологии....................................................—.... 227
§ 4. Категории сознания и самосознания в современной психологии .................................................................................. 234
Заключение. Интеграция христианских и научных знаний о человеке в систему «человекознания» ...................... 237
Литература....................................................................... 259
Вместо предисловия
Книга Ларисы Филипповны Шеховцовой является фундаментальным научно-концептуальным исследованием как по замыслу, так и по своему осуществлению. В ней, по сути впервые, делается попытка совместить, «встретить» в одном содержательно-смысловом пространстве две системы фундаментальных знаний о человеке: христианскую антропологию и психологическую антропологию (длинное словосочетание пока не является общеупотребительным, но это — дело времени).
Можно быть только благодарным автору за мужество в столь грандиозном предприятии, хотя острая потребность и для психологической, и для богословской мысли во взаимном согласовании базовых представлений о сущностных характеристиках человеческого бытия — несомненна. Актуальность такой совместной работы явно обнаруживает себя в рамках осуществляемых серьезных преобразований содержания и методических средств как духовного, так и светского образования. И там, и там психологические закономерности становления, развития, образования«собственно человеческого в человеке» занимают центральное — «горячее» положение.
Очевидно, что для практического (прикладного) богословия, связанного с катехизацией, миссионерской деятельностью священника, оказывается чрезвычайно важной его психологическая грамотность; но также и практикующий психолог, сталкиваясь с глубинными, экзистенциальными проблемами конкретной жизни, очень часто оказывается безоружным (или — окаянным!) перед духовным измерением, духовной ипостасью самой этой жизни, которая полностью элиминирована в системе естественнонаучного знания. Сегодня, когда отечественная мысль освобождается от всеобще-обязательного материалистического рабства, ду
ховный радикал бытия человека становится не только очевидным, но и неустранимым даже на уровне простого бытования. А в отсутствии строгого духовного трезвения научная психология может соблазнительно легко заполниться оккультно-магическими суррогатами.
Данная книга — это попытка представить относительно развернутый ответ на самый фундаментальный сегодня вопрос: возможен ли и существует ли путь интеграции научной психологии и богословия, и если — да, то в чем он может состоять, если — нет, то почему? По сути, это вопрос и о самой возможности построенияхристиански-православно-ориентированной психологии.
Определим вначале то смысловое поле, в котором продуктивно вести речь о путях такой интеграции; это поле легко представить в виде двух полюсов напряжения, в качестве которых должны выступитьхристианская антропология и психологическая антропология. Почему именно антропология, а, скажем, не просто православное богословие в той его части, которая связана с учением о душе, и современная научная психология? Об этом чуть позже, отметим лишь, что термин антропология употребляется здесь в своем предельном значении, какучение о человеке вообще, а не в узком — как одна из биологических дисциплин, как наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.
Вначале несколько слов о христианской антропологии, которые из-за своей краткости будут сильно упрощать суть обсуждаемого вопроса. Самое главное —христианская точка зрения на человека — это целостный взгляд на всего человека, во всей его тотальности; этоодновременное виденье человека в его происхождении, сущности, бытии и назначении. В человеке нет ничего, что не подлежит религиозному осмыслению и освящению; относительно такого осмысления все другие точки зрения на человека (научная, этическая, эстетическая, прагматическая и др.) имеют частичный, а часто — и неистинный характер.
Для религиозного сознания жизнь человека только тогда есть, тогда действительна и обретает свой подлинный смысл, когда она устремлена кВысшему, Абсолютному, Иному Бытию, нежели то, которое открывается ему в его непосредственном существовании;
когда его конкретная жизнь приводится в связь (лат. religio) с этим Высшим, осмысливается как служение ЕМУ, как осуществление ЕГО воли в мире. Подобное стремление человека предполагает наличие в нем особого начала — не сводимого ни к природному, ни к общественному, ни к культурному; начала — не объяснимого ни наследственностью, ни влиянием окружающей среды.
Это начало — духовное, и оно составляет основу бытия человека во всех его измерениях; во всем, что в человеке (и с ним самим) свершается в пределах его индивидуальной жизни. Именно религиозный человек впервые оказывается подлинным распорядителем (субъектом) своих душевных сил и автором собственной земной жизни, смысл которой раскрывается ему в его встречах и взаимоотношениях с Богом.
Так, в основе христианской антропологии — как ее центральная идея —лежит учение об образе Божием в человеке. Именно благодаря тому, что есть образ и подобие Божие (образ человеку дан, а подобие — задано в его свободе и составляет жизненную задачу самого человека), он способен осознавать вечное, бесконечное, непреходящее, духовное и отождествлять себя с ним.
И в то же время, в своем наличном, эмпирическом бытии — в жизни конкретной земной личности, какова она есть, — человек обнаруживает себя не соответствующим своему Первообразу. Он оказывается неразрывно сплетенным с природным, телесным, ограниченным, временным, смертным; образ Божий в нем как бы отодвинут в тень неподлинного земного бытия и меркнет в нем. Это помрачение истинной природы человека называют в христианствегреховностью. Грех — это искажение подлинной природы человека, духовная болезнь, присущая всему человеческому роду после грехопадения.
С христианской точки зрения,становление человека — это осуществление (восстановление) образа Божия в своей индивидуальной жизни; это преодоление сил греха, отсечение периферии души — часто мрачной, пошлой и неприемлемой, ставшей по сути«плотью». Есть серьезные основания полагать, что классическая психология как раз и занимается изучением этой «периферической души», этой «плотью», которую она именует «психикой». Однако христианская антропология — это не только учение об образе Божием в человеке, но в наибольшей степени — это живая практика веры, практика преображения падшего человека, практика обретения своего царственного достоинства, дарованному человеку в сознании его-Богосыновства. Истинный человек — это святой человек (известный психолог А. Маслоу сказал однажды, что сообщество святых людей — это и есть подлинное человечество); процесс же его становления, охватывающий весь состав человека — его дух и тело, — естьобожение (теосис), восстановление и обретение образа и подобия Божия.
Таким образом, живая практика веры в триединого Бога, молитвенный подвиг как деятельность спасения к вечной жизни со Христом, обожение всей полноты-индивидуальной
жизни — или, как предельно полно сказал об этом an. Павел:
«И уже не я живу; но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20) — все это в христианской антропологии есть символы и деятельные формы становления и развития«собственно человеческого в человеке». В этом — суть, смысл, ценность и назначение человека.
Именно на высоте такого понимания человеческой реальности возникает, а если не возникает, то необходимо ставить этот самый главный вопрос: как возможно подобное становление человека, на что опереться человеку в себе самом, чтобы встать на путь жизни во Христе? И что об этом может сказать современная психологическая наука?
Поэтому, также кратко, необходимо сказать несколько слов о психологической антропологии — и именно о ней, а не о психологии как науке о психических явлениях. В контексте обсуждения главных тем книги Л.Ф. Шеховцовой нас должна интересовать прежде всего психология человека, а—не что такое «психика». Речь должна идти о принципиальном различении «психологии человека» и «психологии психики». В целом ряде современных научных исследований (в частности — в работах А.И. Миракяна и его последователей) достаточно убедительно показано, что изначально, в самом своем существе «психическое» есть всего лишь один из общих естественных процессов в живой природе; и с этой точки зрения — психика человека и психика животного в определенной степени могут рассматриваться в одном смысловом
ряду.
И в самом деле, с классической, научно-рациональной точки зрения, психика— это инструмент, механизм, во-первых, отражения объективной, противостоящей человеку и независимой от него действительности, а во-вторых, — это механизм адаптации индивида к объективному миру. Классическая естественнонаучная психология — это вовсе не учение о душе и душевных явлениях (и не надо строить иллюзий на этот счет), это — учение о психике как свойстве высокоорганизованной телесности, в частности — мозга; все другие характеристики психики (личностные, духовные, нравственные и др.)не выводимы из ее отражательных и адаптивных функций; относительно последних эти характеристики имеютсверхестествеииый статус. Даже в своих высших разделах — в философской психологии — человек продолжает оставаться биосоциальным, раздробленным существом, ане духовно-душевно-телесной монадой.
Но все-таки, если стать на точку зрения классической психологии — это свойство биосоциальной структуры человека, то по
самой логике рассуждения, чтобы понять это свойство, необходимо иметь хотя бы минимальное представление о сущности того, свойством чего психика является. И здесь выбор жесткий:либо психика — свойство высокоорганизованной материи, либо — свойство человека. Во втором случае психология должна иметь свое представление о сущности человека, чтобы мочь что-то сказать о его свойствах, в том числе — о психических.
Однако здесь и возникает главный вопрос для современной психологии: а на какие представления о сущности человека она пытается опереться в своих исследованиях? В истории психологии делались и до сего дня делаются попытки вырваться из узких пределов категории «психического» с помощью категории «человек». Это прежде всего работы в русле гуманистической психологии и экзистенциальной философии. К сожалению, в большинстве случаев всех их объединяет «безрелигиозный гуманизм», тяготеющий к антропоцентризму, самобожеству — вплоть до само-истуканства. Еще одна линия преодоления естественнонаучной парадигмы в психологии — это восточный мистицизм, оккультизм, магия, а с христианской точки зрения — древнее как мир — идолопоклонство. Эта тенденция — говорить о духовной ипостаси человека с позиций оккультизма и магии — сегодня в России набирает все большую силу, что позволяет обозначить нашу эпоху —как неоязычество новейшего времени, которое требует нового благовествования, новой проповеди, нового миссионерства.
Именно в этой точке принципиально необходимо доброжелательное, уважительное и конструктивное сотрудничество православного богословия и рациональной психологии человека. Существует большая и уже очевидная опасность для современной научной психологии (особенно в ее практической, прикладной части) скатиться на оккультно-магические основания в их предельно рафинированных — наукообразных формах. Известно мнение, что когда-то наука оказалась для христианства мощным средством освобождения сознания верующих от оккупации бесчисленных духов и сил, от тотальной анимизации природных стихий; от того, что современный христианин достаточно свободно называет суеверием. Видимо, наступило время, чтобы христианское вероучение помогло теперь уже науке защититься от тех же духов и сил в суперрациональных упаковках, в частности — и внутри самой психологии.
Для христиански ориентированной психологии (но также, необходимо это особо подчеркнуть, — для практического,прикладного богословия) здесь возникает очень сложная проблема:
«А на каком языке сегодня можно говорить с неоязычником об
истинах и ценностях христианского учения о человеке и его душе?» Очевидно, что ни на традиционно-научном (там все о психике, а не о человеке), ни на заимствованном богословском языке, на котором говорят в Церкви.
Давайте только сопоставим: психология говорит о вредных привычках, церковь — о греховных пристрастиях; одни — об эффектах, другие — о страстях; одни — о личности как о биосоциальном системном качестве индивида, другие — о личности как о духовной сущности человека; даже о психологии — для одних это учение о душе, для других — учение о психике.Очевидно, что это разные языки и говорят они — о разном.
Сегодня понятия и представления традиционной психологии о человеке (в особенности — зарубежных психологических учений), о его развитии столь сильно инкорпорированы, растворены в других гуманитарных науках: в педагогике, медицине, политике, а сегодня даже и в вероучительных текстах, что никаким указом, никаким простым переводом эти представления не отменить. Их можно только постепенно и постоянно преобразовывать. Необходимо новое психологическое прочтение богословских понятий о душе и новое христианское прочтение психологических понятий. Это работасовместная — богословско-психоло-гическая.
Конечно, для уже верующего, воцерковленного человека все эти вопросы звучат не столь остро. Но как быть с неоязычниками, которых большинство? Язычник был глубоко верующим человеком,неоязычник — глубоко суеверен, он не слышит и не услышитблагую весть, емунечем слышать, все «каналы» восприятия уже заполнены, замусорены псевдо-научным суеверием. Мало только обличать грехи человеческие; неоязычнику необходимо показать, рационально раскрыть — как они овладевают им, каков механизм их укоренения, а соответственно — какова практика, и, в частности — катехизаторская практика их преодоления. Как Апостол языков — Святой ап. Павел — благовествовал на языке народа, которому он проповедовал, так сегодняшний проповедник должен уметь говорить христианские истины на языке сознания неоязычника.Но для этого необходимо знать, как оно — это сознание — устроено. И здесь практическая психология и психологическая практика многое что может сказать и сделать. Нужен умный, терпеливый и доброжелательный союз научной психологии и православного богословия, сама возможность которого многими священнослужителями (да и «просвещенными психологами») категорически отвергается, а сами психологи чуть ли не бесовским племенем объявляются.
В известной евангельской притче на брачный пир было много званых (практически все), но мало оказалось избранных. Бо-жие избранничество в духовной работе —это тайна, она за пределами психологических учений и теорий; но и для званых, оставшихся глухими к призыву, не все потеряно. Вообще — пока человек не умер — с ним еще ничего не решено окончательно. Вопрос в другом, как наметить, как обозначить путь к Христу, и на какие силы опереться в себе на этом пути восхождения?
Тезис о примате духовного начала в человеке ставит вопрос о феноменологии индивидуального духа, о ступенях его раскрытия и воплощения в эмпирической жизни каждого из нас. Именно этот вопрос, на мой взгляд, является центральным для христианской психологии, которая, как теперь становится понятным, есть синтез, взаимовосполнение (а не взаимоисключение и бесплодный параллелизм) исходных принципов и живого знания христианской и психологической антропологии.
Собственно, в этом и состоит пафос и достоинство работы Л.Ф. Шеховцовой, в которой осуществлены, с одной стороны, профессионально выверенная презентация ключевых положений, базовой фактологии, объяснительных схем классической общей психологии — и развернуто изложение богословских интерпретаций феноменологии психического (сколь точно такое изложение — это предстоит оценить православному богослову); к сопоставлению этихдвух рядов знания и приглашается потенциальный читатель данной книги.
Подобное сопоставление — осторожно-неторопливое и уважительное — совершает, конечно же, и сам автор, размышляя о смысле совпадений и несовпадений существующих интерпретаций того или иного психологического явления. Несомненно, что делать окончательно однозначные выводы о единстве (полном совпадении) или противоположности (принципиальной разнородности) этих интерпретаций преждевременно; но сама необходимость такой работы — предельно актуальна и своевременна.
Книга Л.Ф. Шеховцовой интересна, дискуссионна, написана хорошим литературным языком и может иметь широкую читательскую аудиторию.
Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
В. И. Слободчиков
Часть I.