Техника и технология в социальном измерении
Социальная природа человека определяется его разумной творческой деятельностью, способностью к целенаправленному действию. В историческом измерении эта деятельность производит условия общественного существования, определяет динамику изменения созидательных способностей, средств и способов социокультурного самовыражения человечества. В структуре таких средств и способов важное место принадлежит технике и технологии, определяющим внутреннюю логику развития общественного производства в единстве его материальной и духовной сторон.
Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. В технике воплощено единство духовного и материального, их взаимопроникновение и взаимопревращаемость. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины, механизмы, средства управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии и информации; коммуникативные системы, бытовые приборы и т. п.), с другой — определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности. Различным видам техники соответствуют необходимые знания, духовные и производственные навыки. Эта двузначность техники предполагает рассмотрение ее как реального воплощения мощи человеческого разума, его творческого потенциала, как овеществленной силы знания. Одностороннее понимание техники до сих пор связано с традиционным отношением к истории, с представлениями о том, что цивилизационные изменения зависят преимущественно от уровня и содержания материального производства, орудийной техники. Целостное рассмотрение техники определяется как результат социокультурной деятельности человечества, профессиональных, научных, организационных и иных творческих качеств человека.
Непременным условием возникновения и развития техники служит технология. Она неразрывно связана с техникой как ее функционально-деятельностное наполнение, способ, определенная система правил соединения человека и техники с целью получения желаемого результата. Чем менее развита техника, тем больше технологических функций выпадает на долю человека, и наоборот. С древнейших времен и до наших дней изменение технологии, как и техники, находится в прямой зависимости от роста научных знаний. Использование простейшей орудийной техники превращало человека в технологически замкнутую систему, заставляло его самостоятельно выполнять роль источника энергии, двигательной силы, держателя инструмента и т. п. Последующее искусственное воспроизведение в технологии природных процессов требовало значительных усилий человеческого духа, развития естествознания. Современные технологии (лазерные, ядерные, электронные, информационные и т. п.) связаны со все более глубоким проникновением в тайны природы, созданием материалов и принципов их использования, не встречающихся в естественных условиях. Но это возможно лишь на базе непрерывно развивающейся фундаментальной науки. Потребность в технологическом совершенствовании различных видов человеческой деятельности выступает мощным стимулом развития науки и техники.
Значение техники и технологии в истории дополняется их уникальной способностью как бы раздвигать социальное пространство, качественным образом менять условия и уклад жизни, объединять и сближать людей и народы. Уже изначально сознательное использование искусственно созданных средств деятельности выделяет человека из природного мира, подчиняет его определенным социальным алгоритмам поведения и деятельности. В имманентно присущем человеку стремлении целенаправленно изменять, преобразовывать окружающий мир обнаруживаются его сущностные духовные качества. Приобретаемые в этом процессе знания помогают ему постичь свою природу, свои особенности, место среди себе подобных, т. е. стать человеком разумным. Во все эпохи совершенствование технической среды обитания, технологических условий деятельности вело к непрерывному росту разнообразных потребностей людей и изобретению способов их удовлетворения.
Развитие техники и технологии стимулировало социальную дифференциацию людей по их функционально-деятельностным признакам в рамках общественного разделения труда, вело к созданию правовых и политических регуляторов отношений этих групп, к формированию государства. На всех уровнях реального жизненного процесса техника и технология определяли динамику образования и квалификации людей, их коммуникативные возможности, преобразование сфер быта и отдыха. В системе технико-технологических отношений скрыты корни всех глобальных общественных преобразований. Движение человечества от дикости к варварству и далее к цивилизации, смена общественных укладов жизни с необходимостью диктуется изменениями технологических способов производства, революционными преобразованиями в науке и технике. Устанавливая основные параметры производства и воспроизводства общественной жизни, техника и технология являются в конечном счете обобщенным показателем уровня цивилизационного развития и определяют перспективы будущего человеческого сообщества.
Однако в действительности мир техники и технологии и их воздействие на общественные процессы, жизнь человека несводимы к этой общей тенденции. Он значительно сложнее, неоднозначнее, противоречивей, что определяет разные мнения по данному вопросу, спектр которых часто полярен. Так, сторонники антропологических и инстру-менталистских подходов (М. Шелер, А. Гелен, Дж. Дьюи и др.) рассматривают технику как атрибут человеческого бытия, как способ выражения его творчески деятельност-ной родовой природы. Техника и технология в их представлении — жизненно необходимый набор средств целесообразной и целенаправленной деятельности человека. Представители техницистски-рациональных объяснений техники и технологии (Г. Башляр, П. Дюкассе, Э. Агасси, Б. Рассел и др.) говорят о их полной автономности и самостоятельности, уникальной способности быть единственно важным причинным фактором исторического развития и социального прогресса.
Сторонники самых различных направлений антитехницизма — от эволюционистских до иррационалистических подходов (Дж. Бернал, А. Бергсон, М. Вебер, Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс, Э. Фромм и др.) — рассматривают технику и технологию как исходное зло, причину тотального социального отчуждения человека, гибели культуры, уничтожения естественных основ человеческого существования вплоть до возможной деформации человечества и изменения видовых признаков. Суждения сторонников гуманистического и рационального обоснования роли техники и технологии в обществе достигают порой крайних значений. Одни абсолютизируют значение техники и технологии в решении всех нынешних и будущих проблем. Другие, ради спасения человечества, предлагают вернуться назад к природе, к естественному образу жизни.
В действительности в основе взаимодействия человека, техники и технологии лежит сочетание естественного (природного) и искусственного (созданного и преобразованного человеком, так называемой второй природы). В социальной истории искусственное имеет определяющее значение. Именно оно выделяет человека из природы, из животного мира. Само происхождение техники и технологии может быть осознано через понимание процесса развития сущностных сил человека, наиболее последовательно описанных в трудовой теории антропогенеза. Деятельностные, творческие потенции человека, обращенные к универсальному миру природы, превращают этот мир в столь же универсальные средства приспособления, адаптации, развития нового сообщества. В технике и технологии как бы концентрируются способности и интеллектуальные качества, присущие человеческой природе. В них органически сочетаются закономерности природы, естественно-биологические закономерности приспособительской деятельности и закономерности разумного культурного преобразования окружающего мира. В этом заключается сущность превращения природного в человеческое.
Вместе с тем связь естественного и искусственного, человека и техники чрезвычайно противоречива. Бесконечное умножение технических и технологических возможностей человека, их непрерывное усложнение поставили современное человечество в условия нарушенного равновесия искусственного и естественного. Пока техника и технология служили людям средством достижения их целей, управления природными процессами, человек оставался мерилом технических и технологических новаций, сохранял свою автономию, независимую волю в достижении своих целей по отношению к природе. Со времен Просвещения, теоретических обоснований Ф. Бэкона, взглядов великих утопистов, а позднее и К. Маркса такое понимание науки, техники, технологии породило неограниченный технологический оптимизм, соответствующий духу индустриального общества, основанного на рыночной экономике, возрастании массового потребления, господстве над природой. Техника и технология в силу своей социальной нейтральности порождали иллюзии о их решающем значении в деле построения справедливого общества, исключающего угнетение человека, его социальное отчуждение.
Такого рода представления о причинно-следственных связях исторического развития получили свое продолжение в 50 - 70-е гг. XX в. в условиях начавшейся научно-технической революции. Гиперболизация роли науки и техники, технологический фетишизм породили формирование методологических и теоретических основ концепций так называемого «технологического детерминизма». Доминирующее значение получили взгляды, согласно которым научно-технический прогресс, технологические условия деятельности непосредственно определяют все стороны социального развития, все общественные отношения.
С этих позиций решение любых проблем, устранение социально-экономических и политических различий, построение общества всеобщего благоденствия, равенства и справедливости достигается за счет качественного преобразования всех видов человеческой деятельности на основе новейших знаний, технологии, техники, выступающих движущей силой превращения индустриального общества в постиндустриальное. Д. Белл, например, в своей наиболее известной книге «Становление постиндустриального общества» заявляет, что наука, новейшие средства производства растворяют в себе все социальные отличия, что постиндустриальная цивилизация открывает новое измерение социальной жизни, равное для всех и поглощающее любые противоположности общественных систем.* Наибольшее распространение идеи «технологического детерминизма» получили в концепциях стадий роста (У. Ростоу), индустриального общества (Р. Арон), постиндустриального общества (Д. Белл), нового индустриального общества (Дж. Гелбрейт), технотронного общества (З. Бжезинский) и др. Эти же идеи положены в основу многих техницистских футурологических теорий, таких, например, как концепция общества массового потребления.
* См.: Bell D. The Coming of Postindustrial Society. N.-Y., 1973. P. 378.
В действительности, абсолютизация технологических и технических факторов развития невольно превращает человека не столько в демиурга истории, сколько в ее жертву. Нарушение меры. соответствия, равновесия естественного и искусственного в итоге может быть гибель но для человечества. Превращение техники и технологии в универсальную среду обитания ставит человека в положение не хозяина этого технокосма, а в его раба. Общество массового потребления становится обществом массового уничтожения природных богатств, экологического потенциала планеты. Осознание этого уже происходит в массовом сознании, но социальные принципы бытия, основанные на рыночных отношениях и конкуренции, вновь и вновь превращают технику, технологические условия производства в фактор стимулирования все новых потребностей, несовместимых с социально-природной функциональной заданностью человека.
Теоретическое обоснование негативного влияния научно-технического прогресса на развитие современного общества активно заявило о себе еще в конце 60-х - начале 70 х гг. XX в. в докладах членов «Римского клуба» ученых, в работах А. Печчеи, Д. Медоуза и др. По их мнению, нарастающее господство технологической рациональности, превращение ее в форму политической власти, потеря свободы, отчуждение личности, дегуманизация общественных отношений, уничтожение природы толкают человечество к самоуничтожению. Более взвешенные подходы к проблемам научно-технического развития, изменения технических и технологических условий жизни в перспективе человеческой истории были предложены в 80-х гг. О. Тоффлером, Е. Масуда, Дж. Мартином, У. Уайнстейном, А. Кингом и другими социологами. В соответствии с ними развитие техники и технологии рассматривается во взаимосвязи с другими социальными процессами с позиции необходимости преодоления пороков индустриального общества, становления новой информационной цивилизации.
Однако парадокс состоит в том, что в реальной политике и практике общественных изменений сохраняется тенденция потребительского отношения к природе, абсолютизации роли технических средств и технологий в жизни человека. При этом человечество в массе своей отдает себе отчет в том, что оно варварски использует невосстанавливаемые природные ресурсы, загрязняет окружающую среду, нарушает стабильность глобальных экосистем, лишает потомков будущего. Но традиционный консерватизм мышления, присущий человеку, природный эгоизм, нежелание менять сложившийся уклад жизни ограничивают возможности решения назревших проблем. Преобразование технических и технологических условий как социокультурного феномена достижимо лишь коллектив но, в рамках всего человечества. Объединение усилий и получение практических результатов в деле решения этих назревших проблем произойдет лишь тогда, когда личное понимание и отношение к ним каждого человека трансформируется в волю большинства, станет приоритетным политическим фактором развития стран и народов.