Иосиф Александрович БРОДСКИЙ
(1940-1996)
Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (Возможен выбор трех других стихотворений)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В.А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Альбер КАМЮ
(1913-1960)
Нобелевский лауреат, выдающийся французский писатель, философ-экзистенциалист, художник-мыслитель. Создатель серии произведений, демонстрирующих абсурд как норму бытия. Трагический и протестующий пафос произведений, представивший абсурдность земного пути. Авангардистский подход к объекту изображения. Мир как выжженная солнцем пустыня – образ-символ Камю. Бесприютность человека. Трагедия разлада. Мотив индивидуального протеста.
Жизненный путь художника, его основные произведения. Гражданин Франции, выросший в Алжире. Новизна материала и мировосприятия. Увлечение философией, теоретические труды, художественное творчество. "Цикл абсурда" – книги "Посторонний", "Миф о Сизифе", "Бунтующий человек". Роман-притча "Чума" как одно из лучших антифашистских произведений.
Гуманизм Камю, его гражданский, социальный протест против насилия. Неприятие революции как деяния, которое, уничтожая человеческое "я", приводит к власти тирана (Наполеон, Сталин, Гитлер). Максимализм Камю, поиск смысла и главных ценностей жизни: свободы, добра, справедливости. Экспрессионизм как принцип отражения мира.
«Посторонний». Экзистенциальное восприятие мира главным героем. Неспособность различить добро и зло как особенность психологии героя. Проблема преступления и наказания.
Мотив всеобщего отстранения: служащий Мерсо как чужак, изгой и человек, не понятый никем. Заурядный быт (контора, развлечения холостяка). Лицемерная общественная мораль. Равнодушие как норма жизни ("мне все равно").
Двойная жизнь Мерсо. Позиция протеста, нежелание "быть как все". Осознание себя частицей природного мира, противопоставление себя "всем остальным". Нарастание конфликта "человек и общество". Ощущение бессмысленности жизни, предпочтение смерти как финала никчемного пути.
Образ Мерсо. Смерть матери, убийство, суд – главный событийный ряд его судьбы. Особенности сюжетной логики (не участие человека в событиях, а переосмысление их значения). Абсурдность наказания: общество карает не за равнодушие, а за нежелание его скрыть. Смерть как избавление и обыденная неизбежность.
Художественная самобытность произведения. "Перевернутый мир" одинокого скептика в изображении писателя. Иллюзия жизни вместо самой жизни.
Эрнест Миллер ХЕМИНГУЭЙ
(1899-1961)
«Старик и море».
Сведения о жизни и творчестве американского писателя. Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий. Его непобедимость, способность выстоять и преодолеть все преграды. Ощущение единства с природой как источник силы человека. Образ моря в повести. Мальчик Манолин — опора Сантьяго. Сантьяго – учитель и наставник мальчика. Человек и Жизнь — главная проблема повести Хемингуэя. Художественное новаторство Хемингуэя, сосредоточенность на эмоциональном состоянии души героя. «Телеграфный стиль» и эстетика «айсберга». Символика произведения. Смысл финала повести. Евангельские мотивы в произведении.
Габриель Гарсия МАРКЕС | |
(1927-2014) |
«Сто лет одиночества».
Тематическое и художественное своеобразие латиноамериканской прозы ХХ века.
"Магический реализм" писателя: миф и реальность как попытка примирения с действительностью. Поток жизни и поток сознания как ведущий стилистический прием. Формула вселенной Маркеса: мир как объект удивления, созерцательность как форма общения с ним. Идея "все проходит" в контексте произведения. Рациональное и непознаваемое в романе. Действительное и фантастическое в общем движении миров. Общечеловеческое, общегуманистическое значение произведения.
Жизненная правда и сказочная экстравагантность судеб героев романа колумбийского писателя, избравшего жанр семейной хроники. Роман «Сто лет одиночества» как урок и предостережение, обращенность произведения к будущему, призыв к солидарности и взаимопониманию людей.
Умберто ЭКО
(1932-2016)
«Имя Розы»
Постмодернистская окрашенность сюжета поиска пропавшей книги, ироничный смысл центрального конфликта в романе «Имя Розы» У. Эко. Элементы жанра исторического, приключенческого и детективного романа. Пафос реабилитации смешного начала, игра с «чужим» текстом и читателем, средства стилизации в произведении. Смысл названия произведения.
Для заучивания наизусть
И. Бунин. Одно стихотворение.
В. Брюсов. Одно стихотворение.
Н. Гумилев. Одно стихотворение.
И. Северянин. Одно стихотворение.
А. Блок. Одно-два стихотворения.
С. Есенин. Два стихотворения.
В. Маяковский. Одно стихотворение.
А. Ахматова. Два стихотворения. Отрывок из поэмы «Реквием» (по выбору обучающихся).
О. Мандельштам. Одно стихотворение.
М. Цветаева. Одно-два стихотворения.
А. Твардовский. Одно-два стихотворения.
Б. Пастернак. Одно-два стихотворения.
Поэзия периода «оттепели», поэтов-шестидесятников. Одно-два стихотворения (по выбору обучающихся).
И. Бродский. Одно стихотворение.