Бабочка (бродский и.а.)

БАБОЧКА (Фет А.А.)

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. И мотылек и бабочка любят жизнь и хотят жить, но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это- ''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт:

Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и легкомысленность. Характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление. Мотылек скорее похож на серьёзного, вдумчивого человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь философским нормам.

Складывается ощущение, что все происходящее в мире сосредоточилось на этой бабочке, в данный момент она - центр Вселенной, это мгновение очень важно для поэта.

Бабочка - воплощение красоты и изменчивости мира, она живет очень недолго, но в эти мгновения жизни она прекрасна.

Поэт уловил один миг существования ее красоты, неважны ее истоки, самое главное - ухватить этот миг.

Для Фета важен лишь миг, когда прекрасная бабочка опустилась на цветок - в это время красота мира в его глазах сосредоточилась на ней, мир достиг гармонии на миг, но он так важен, этот миг.

Бабочка (Бродский И.А.)

I

Сказать, что ты мертва?

Но ты жила лишь сутки.

Как много грусти в шутке

Творца! едва

могу произнести

"жила" - единство даты

рожденья и когда ты

в моей горсти

рассыпалась, меня

смущает вычесть

одно из двух количеств

в пределах дня.

II

Затем, что дни для нас -

ничто. Всего лишь

ничто. Их не приколешь,

и пищей глаз

не сделаешь: они

на фоне белом,

не обладая телом,

незримы. Дни,

они как ты; верней,

что может весить

уменьшенный раз в десять

один из дней?

III

Сказать, что вовсе нет

тебя? Но что же

в руке моей так схоже

с тобой? и цвет -

не плод небытия.

По чьей подсказке

и так кладутся краски?

Навряд ли я,

бормочущий комок

слов, чуждых цвету,

вообразить бы эту

палитру смог.

IV

На крылышках твоих

зрачки, ресницы -

красавицы ли, птицы -

обрывки чьих,

скажи мне, это лиц,

портрет летучий?

Каких, скажи, твой случай

частиц, крупиц

являет натюрморт:

вещей, плодов ли?

и даже рыбной ловли

трофей простерт.

V

Возможно, ты - пейзаж,

и, взявши лупу,

я обнаружу группу

нимф, пляску, пляж.

Светло ли там, как днем?

иль там уныло,

как ночью? и светило

какое в нем

взошло на небосклон?

чьи в нем фигуры?

Скажи, с какой натуры

был сделан он?

VI

Я думаю, что ты -

и то, и это:

звезды, лица, предмета

в тебе черты.

Кто был тот ювелир,

что, бровь не хмуря,

нанес в миниатюре

на них тот мир,

что сводит нас с ума,

берет нас в клещи,

где ты, как мысль о вещи,

мы - вещь сама.

VII

Скажи, зачем узор

такой был даден

тебе всего лишь на день

в краю озер,

чья амальгама впрок

хранит пространство?

А ты лишаешь шанса

столь краткий срок

попасть в сачок,

затрепетать в ладони,

в момент погони

пленить зрачок.

VIII

Ты не ответишь мне

не по причине

застенчивости и не

со зла, и не

затем, что ты мертва.

Жива, мертва ли -

но каждой божьей твари

как знак родства

дарован голос для

общенья, пенья:

продления мгновенья,

минуты, дня.

IX

А ты - ты лишена

сего залога.

Но, рассуждая строго,

так лучше: на

кой ляд быть у небес

в долгу, в реестре.

Не сокрушайся ж, если

твой век, твой вес

достойны немоты:

звук - тоже бремя.

Бесплотнее, чем время,

беззвучней ты.

X

Не ощущая, не

дожив до страха,

ты вьешься легче праха

над клумбой, вне

похожих на тюрьму

с ее удушьем

минувшего с грядущим,

и потому

когда летишь на луг

желая корму,

приобретает форму

сам воздух вдруг.

XI

Так делает перо,

скользя по глади

расчерченной тетради,

не зная про

судьбу своей строки,

где мудрость, ересь

смешались, но доверясь

толчкам руки,

в чьих пальцах бьется речь

вполне немая,

не пыль с цветка снимая,

но тяжесть с плеч.

XII

Такая красота

и срок столь краткий,

соединясь, догадкой

кривят уста:

не высказать ясней,

что в самом деле

мир создан был без цели,

а если с ней,

то цель - не мы.

Друг-энтомолог,

для света нет иголок

и нет для тьмы.

XIII

Сказать тебе "Прощай"?

как форме суток?

есть люди, чей рассудок

стрижет лишай

забвенья; но взгляни:

тому виною

лишь то, что за спиною

у них не дни

с постелью на двоих,

не сны дремучи,

не прошлое - но тучи

сестер твоих!

XIV

Ты лучше, чем Ничто.

Верней: ты ближе

и зримее. Внутри же

на все сто

ты родственна ему.

В твоем полете

оно достигло плоти;

и потому

ты в сутолоке дневной

достойна взгляда

как легкая преграда

меж ним и мной.

В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. И мотылек и бабочка любят жизнь и хотят жить, но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это- ''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт:

Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и легкомысленность. Характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление. Мотылек скорее похож на серьёзного, вдумчивого человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь философским нормам.

Складывается ощущение, что все происходящее в мире сосредоточилось на этой бабочке, в данный момент она - центр Вселенной, это мгновение очень важно для поэта.

Бабочка - воплощение красоты и изменчивости мира, она живет очень недолго, но в эти мгновения жизни она прекрасна.

Поэт уловил один миг существования ее красоты, неважны ее истоки, самое главное - ухватить этот миг.

Для Фета важен лишь миг, когда прекрасная бабочка опустилась на цветок - в это время красота мира в его глазах сосредоточилась на ней, мир достиг гармонии на миг, но он так важен, этот миг.

"Бабочка" Бродского И.А. производит впечатление связности с религией христианства.

Поэт с первой же строфы вводит нас в тему. И тема эта -- не что иное, как цель Творца.

Постепенно от мысли о Творце-шутнике поэт переходит к мысли о Творце- художнике (Сказать, что вовсе нет…)

12 строфа является философским центром стихотворения, где поэт переходит от анализа к синтезу. И если в первом семистишии он поставил проблему цели Творца, то здесь он провозглашает свое личное убеждение, даже можно сказать мировоззрение (Такая красота…).

Еще вот, что можно сказать о стихотворении, кстати, не мало важное, Бродский в "Бабочке" выдвигает оригинальную концепцию по вопросу отношения Бога и Его цели, опровергая прямолинейность всех этих отношений. Вывод Бродского о том, что "цель - не мы", наносит беспощадный удар человеческому самолюбию. И это от того, что люди в основном не рассматривали, потому что искали в философии и религии утешения.

К такому выводу Бродский приходит через размышление о природе времени, Творец не создал человека бессмертным, хоть и мог; показателем тому вечность других его творений - света и тьмы - их не приколешь капканом бабочку: "для света нет иголок и нет для тьмы".

Бабочка нерукотворна, мало того, и в своих фантазиях человек, даже поэт, творец, не может представить себе это чудо.

Не может вообразить и потому не называет ни одну из красок этой палитры: они божественны.

Но бабочка удивляет не только красками. На ее раскрытых, крыльях запечатлены таинственные рисунки.

Отдельные рисунки, загадочные в этом , как бы калейдоскопе, складываются в картину.

Картина на тончайших крылышках насекомого-эфемериды в свернутом образе заключает весь мир, внутренний мир.

И бабочка, как чистая красота, можно даже сказать - создание Ювелира, принадлежит миру идеальному.

Хрупкое насекомое, уже мертвая, она несет на своих крыльях целый неведомый мир и олицетворяет жизнь. Она — одновременно бездвижна и полна полета: «портрет летучий». Рожденная лишь на краткий миг — «Но ты жила лишь сутки» — и после смерти порхает над временем. «Вероятно, тот факт, что она рождается и умирает в один и тот же день, помещает бабочку вне времени».

Она почти свободна от плоти и лишена голоса: «Бесплотнее, чем время, / беззвучней ты». Она столь воздушна, невесома, что существует скорее в мысли.

Божий мир, утверждает автор «Бабочки», бесцелен. Или — не человек является целью и венцом творения.

Мертвая бабочка, символизировавшая манящую и притягательную жизнь и сверхъестественное, превращается внечто невесомое, ненастоящее, как бы отданное другому миру – ничто. Конечно, «Ничто» — может напоминать и о буддийской Нирване.

Наши рекомендации