Владимир владимирович набоков
(1899-1977)
(стихотворения "Билет", "Расстрел", "К России", "Слепец, я руки простираю…", роман "Машенька").
Эхо родины как основной мотив лирики и первых прозаических произведений ("Машенька"). Прошлое как тема убитой, уничтоженной идиллии. Одиночество и снобизм героя, оказавшегося в новой действительности (Ганин). Принципы "отстраненного психологизма" в романах Набокова. Текст и подтекст произведений. Активное использование деталей и символов, по которым воссоздается весь предмет. Стилистическое совершенство художественной прозы Набокова.
Максим ГОРЬКИЙ
(1868-1936)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «Песня о Буревестнике» как выражение романтического идеала. «Фома Гордеев». Мечта и действительность в романе.
«На дне». Социально-философская драма. Смысл
названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Нравственное осмысление революции («Несвоевременные мысли»).
Франц КАФКА
(1883-1924)
Краткие сведения об австрийском писателе. «Расколотый мир» Франца Кафки.
«Превращение». Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение». Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта.
Валерий Яковлевич БРЮСОВ
(1873-1924)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». (Возможен выбор других стихотворений). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Александр Александрович БЛОК
(1880-1921)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».(Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии:
«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэма «Возмездие». «Соловьиный сад». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Николай Степанович ГУМИЛЕВ
(1886-1921)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Игорь СЕВЕРЯНИН (И.В. Лотарев)
(1887-1941)
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.