Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности.
Но под наукой понимают не только эту деятельность, но еще и:
- социальный институт (множество взаимодействующих специальных учреждений: академий наук, научно-исследовательских центров, институтов, вузов, лабораторий и т.д.)
- систему знаний (фактов, взаимосвязей, проблем, гипотез, законов, теорий, научных картин мира, идеалов и норм науки), эту систему еще называют «наукой как формой общественного сознания».
Науки условно делятся на 1) точные, естественные и технические, 2) общественные и гуманитарные. Допускаются и другие, более детальные деления. Например: математические, физические, химические, биологические, социальные. Сегодня популярны межотраслевые и многоотраслевые научные дисциплины.
Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.
Рефлексия – обращение назад. Существует два уровня рефлексии: научный и философский. Научная рефлексия предполагает знание основ любой науки. Философская рефлексия – рассуждение о началах бытия.
Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности.
Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательной деятельности человека: мотивацию, направленность, главные механизмы реализации качества ожидаемого результата, а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять общее представление регулирования процесса познания. Основные понятия – субъект и объект познания, познавательное отношение, познавательная деятельность.
Методология науки. Это ядро философии науки. В узком смысле – это учение о методах научного познания. Методология происходит от двух греческих слов: методос – путь исследования или познания и логос – слово, учение.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология научного познания – это рефлексивная система, отражающая структурную динамику научного знания и рациональные обоснования оптимальных путей приращения знаний.
Логика науки. Существует представление о двух уровнях логики науки:
1. логические средства получения знаний: обоснования, доказательства
2. анализ самих средств получения знаний.
Формальная логика подчинена принципам диалектики, а диалектическая логика учитывает, использует и подчиняется принципам формальной логики. Обе они используют нормативные требования, согласно которым строится любое научное рассуждение. Главная их задача – достижение достоверного знания.
Информационные технологии в современном научном познании.
Роль информационных технологий в современном научном познании сделалась ключевой и незаменимой. Они востребованы повсеместно, ибо существенно ускоряют и улучшают научно-исследовательскую деятельность, в том числе:
- позволяют быстро и качественно собирать, обрабатывать и распространять огромные объемы информации, в том числе делают почти мгновенным поиск любой информации;
- способствуют полноценному общению между научными работниками на любом расстоянии, существенно облегчая обмен знаниями и идеями;
- создают сложнейшие модели реальности, в которых с огромной скоростью «просчитывается» влияние любых изменений, а заодно выявляется множество ранее неизвестных зависимостей между отдельными фактами и их совокупностями;
- избавляют ученых от нетворческих (однообразных и механических) видов деятельности;
- облегчают социальное регулирование, автоматизируя управление, планирование и контроль;
- с высокой степенью точности управляют машинами, автоматами и иным оборудованием.
Стили научного мышления.
Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль научного мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме.
Чаще всего различают
1. классический,
2. неклассический
3. и современный стили научного мышления.
Классическое естествознание XVII − XVIII вв. стремилось объяснить причины всех явлений на основе законов механики Ньютона. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Представлялось, что исследователь со стороны наблюдает, объекты и при этом ничего не приписывает им от себя.
Объекты рассматривались в качестве малых систем (механических устройств), имеющих сравнительно небольшое количество элементов с их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Свойства целого полностью определялись свойствами его частей. Объект представлялся как устойчивое тело. Причинность истолковывалась в духе механистического детерминизма.
В XIX в. стало очевидным, что законы ньютоновской механики уже не могли играть роли универсальных законов природы. В эту эпоху произошли революционные перемены в физике (теории относительности), в химии (квантовой теории), в биологии (генетики). Все вышеназванные научные открытия кардинально изменили представление о мире и его законах, показали ограниченность классической механики. Последняя, разумеется, не исчезла, но обрела четкую сферу применения своих принципов − для характеристики медленных движений и больших масс объектов мира.
Рассмотрим некоторые важнейшие философско-методологические выводы из достижений естествознания неклассического периода:
• 1. Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук. В центре научных дискуссий в естествознании конца XIX − начала XX в. оказались философские категории материи, движения, пространства, времени, противоречия, детерминизма, причинности и другие, то или иное понимание которых определяло понимание специально-научных проблем.
• 2. Сближение объекта и субъекта познания. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания.
• 3. Укрепление и расширение идеи единства природы. Так, сложная организация биологических систем немыслима без взаимодействия ее частей и структур − без целостности. Последняя имеет качественное своеобразие на каждом из структурных уровней развития материи. Развитие атомной физики показало, в частности, что объекты, называвшиеся раньше элементарными частицами, должны сегодня рассматриваться как сложные многоэлементные системы
• 4. Формирование нового понимания причинности. Классическая физика, как известно, основывалась на механическом понимании причинности. Становление квантовой механики выявило неприменимость здесь причинности в ее механической форме. Как доказывает современная физика, формой выражения причинности в области атомных объектов является вероятность, поскольку вследствие сложности протекающих здесь процессов возможно определить лишь движение большой совокупности частиц, дать ихусредненную характеристику, а о движении отдельной частицы можно говорить лишь в плане большей или меньшей вероятности. Поведение микрообъектов подчиняется не механико-динамическим, а статистическим закономерностям, но это не значит, что принцип причинности здесь не действует. В квантовой физике «исчезает» не причинность как таковая, а лишь традиционная ее интерпретация, отождествляющая ее с механическим детерминизмом как однозначной предсказуемостью единичных явлений.
• 5. Глубокое внедрение в естествознание противоречия. Исследование физических явлений показало, что частица и волна − две стороны единой сущности. Попытки осознать причину появления противоречивых образов, связанных с объектами микромира, привели Нильса Бора к формулированию принципа дополнительности. Согласно этому принципу, для полного описания квантово-механических явлений необходимо применять два взаимоисключающих (дополнительных) набора классических понятий (например, частиц и волн). Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как целостных образованиях.
• 6. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный, однозначный характер. Это было присуще классической физике, где если мы знаем координаты и скорость материальной точки в известный момент времени и действующие на нее силы, мы можем предсказать ее будущую траекторию. Законы же квантовой физики − это законы статистического характера, предсказания на их основе носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Таким образом, огромный прогресс наших знаний о строении и эволюции материи, достигнутый естествознанием, начиная со второй половины XIX в., во многом обусловлен методами исследований, опирающимися на теорию вероятностей. Поэтому везде, где наука сталкивается со сложностью, с анализом сложноорганизованных систем, вероятность приобретает важнейшее значение.
• 7. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории. Как отмечал Альберт Эйнштейн, важнейший методологический урок, который преподнесла квантовая физика, состоит в отказе от упрощенного понимания возникновения теории как простого индуктивного обобщения опыта. Теория, подчеркивал он, может быть навеяна опытом, но создается как бы сверху по, отношению к нему и лишь затем проверяется опытом. Человеческий разум должен, по его мнению, «свободно строить формы», прежде чем подтвердилось бы их действительное существование. Иначе говоря, теории современной науки создаются не просто путем индуктивного обобщения опыта (хотя такой путь не исключается), а за счет первоначального движения в поле ранее созданных идеализированных объектов, которые используются в качестве средств конструирования гипотетических моделей новой области взаимодействий. Обоснование таких моделей опытом превращает их в ядро будущей теории.
В постнеклассическом, на последнем этапе развития естествознания очень популярна, стала теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. В синергетикепоказано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Важное методологическое значение имеют некоторые сформулированные в синергетике ключевые идеи, среди которых отметим следующие:
• 1. Для современного реального мира существенной его характеристикой является эволюционность, необратимый исторический характер процессов развития, а также возможность решающего влияния малых действий на общее течение событий.
• 2. Для сложных систем характерна не единственность, а множество путей развития, что не исключает возможность выбора наиболее оптимальных из них.
• 3. Взаимодействие системы с внешним миром, ее погружение в неравновесные условия может стать исходным пунктом в формировании новых динамических состояний − диссипативных структур.
• 4. На всех уровнях самоорганизации источником порядка является неравновесность, которая иными словами порождает «порядок из хаоса».
• 5. По мере усложнения организации системы происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня ее стабильности.
Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности.
Но под наукой понимают не только эту деятельность, но еще и:
- социальный институт (множество взаимодействующих специальных учреждений: академий наук, научно-исследовательских центров, институтов, вузов, лабораторий и т.д.)
- систему знаний (фактов, взаимосвязей, проблем, гипотез, законов, теорий, научных картин мира, идеалов и норм науки), эту систему еще называют «наукой как формой общественного сознания».
Науки условно делятся на 1) точные, естественные и технические, 2) общественные и гуманитарные. Допускаются и другие, более детальные деления. Например: математические, физические, химические, биологические, социальные. Сегодня популярны межотраслевые и многоотраслевые научные дисциплины.