Онтология как фундаментальный раздел философии. Понятие о бытии.

Онтология – это фундаментальный раздел философских знаний, который изучает виды и способы существования всех вещей в мире.

Термин онтология впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (161З) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. Основным вопросом онтологии является: что существует ? В своём развитии онтология прошла 4 этапа:

1. Античная онтология ( имела натуралистический характер, т.е. первоначалом мира признавалось разное)

2. Средневековая ( первоначалом всего сущего признавался Бог )

3. Неоклассическая ( первоначало стало рассматриваться на основе науки)

4. Современная ( первоначалом всего считается человек ) Центральной проблемой, которую рассматривает онтология является проблема бытия.

Существует два значения слова «бытие». В узком смысле, бытие - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э).

Основная проблема бытия состоит в том, что первично: материальное или идеальное?

И в зависимости от ответа на данный вопрос существуют 3 основных смысла бытия:

1. Религиозный ( настоящее бытие это только бытие Бога, все остальное – результат Божественного творения)

2. Научный ( считается, что на самом деле существует лишь объективный мир)

3. Философский ( означает использование достижений всех других

смыслов).

То, что бытие это все то, что есть является бесспорным. Но вопрос философии состоит в том, каким образом оно существует. И для решения этой проблемы вводятся понятия:

1. Первооснова ( субстанция )

2. То, из чего все состоит ( субстрат )

В зависимости от соотношения между ними сложилось 3 подхода к решению проблемы:

1. Монизм ( признание существования только одной субстанции )

2. Дуализм ( признает существование двух субстанций )

3. Плюрализм ( признает множество субстанций )

32. Проблема бытия, ее философское решение в концепциях монизма, дуализма и плюрализма.

Каждое философское учение так или иначе сталкивается с проблемой единства мира, выводя его либо из единства материи - тогда это материализм, либо из духовного начала – идеализм. В этом и заключается главная проблема бытия. Существуют 3 основные концепции, раскрывающие эту проблему и пытающиеся обьяснить единство мира, это – монизм, дуализм и плюрализм.

Монизм — философское учение, согласно которому все виды бытия или субстанции сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. Монизм исходит из единого начала. Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависимости от того, что признается такой основой — духовная или материальная субстанция, — различают идеалистический и материалистический монизм. Главную проблему философии монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное. Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир. Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно. Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л. Фейербах, в русской философии — Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

Дуализм - это учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Термин дуализм был введен немецким философом Х. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Крупнейший представитель дуализма – Декарт, который разделил бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю). Проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга.

Плюрализм — философская концепция идеалистического течения, по которой все существующее слагается с множества самостоятельных, равнозначных субстанций, что не сводятся к единому началу, противоположный монизму. Плюрализм занимает оппонирующую позицию

по отношению к монизму. Термин плюрализм, как и дуализм был предложен немецким философом Вольфом в 1712.

Плюралистичны некоторые философские учения Древнего мира и античности. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир, производным от этого мира является «физический космос».

33. Основные формы бытия. Понятия материального и идеального.

Каждое философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. Соответственно выделяют материалистический и идеалистический монизм.

Материалистический монизм считает, что единственной субстанцией является материя, а сознание признается как одно из свойств материи, а именно: свойство высокоорганизованной материи, головного мозга отражать реальный мир в идеальных образах.

Философское понятие материи имеет давнюю историю. Впервые оно («хюле») было введено Аристотелем, латинский перевод «materia» – Цицероном. Аристотель употребляет термин, излагая взгляды своих предшественников. По его утверждению «первоначало всего», о котором учили большинство философов-досократиков, есть именно материя (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена, беспредельное – у Анаксимандра, огонь – у Гераклита, четыре элемента – у Эмпедокла, вселенская смесь частиц – у Анаксагора, атомы – у Демокрита).

Материя – это философская категория, которая рассматривает бытие, как объективную реальность, существующую до, вне и независимо от нас. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Она имеет разнообразное, прерывистое строение. Состоит из частей различной величины: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, планет, звёзд, галактик. Существуют следующие уровни материи:

1. Субмикроэлементарный

2. Микроэлементарный

3. Ядерный

4. Атомный

5. Молекулярный

6. Макроскопический

7. Космический

Одним из атрибутов материи является её неуничтожимость. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности.

Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы в реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации. Его признаки:

1. идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в его не материальности, в его не вещественности. Это нечто иное, чем материальное бытие.

2. Идеальное бытие в отличие от материального воспринимается человеком не с помощью его чувств, а только рационально, разумом.

Наши рекомендации