Развитие философских идей в Дагестане

История дагестанской философии, подчиняясь общим закономерностям развития философской мысли, имеет и свои особенности, вытекающие из своеобразия социально-экономического и политического развития страны. Экономическая и культурная отсталость, явившаяся следствием непрерывных нашествий иноземных захватчиков, консервация патриархально-феодальных отношений и господство религиозной идеологии задержали развитие материалистической мысли и опытного естествознания в Дагестане.
Особенности развития философской мысли Дагестана в XIX в. состоят в том, что она, во-первых, не успела здесь еще оформиться в самостоятельную науку, и, во-вторых, в том, что она была тесно связана с естествознанием (преимущественно с астрономией) и особенно с поэзией. Многие философы одновременно были и естественниками, и социологами, поэтами и даже богословами. Из мыслителей Дагестана только Гасан Гузунов сумел в целом правильно определить предмет философии и взаимоотношение ее и специальных наук.
Следует подчеркнуть, что в условиях Дагестана, где не было типографий (первая типография появилась здесь в начале XX в.), где не все народы имели свою письменность, чисто философская мысль не могла получить особого развития и распространения. В этих условиях народные массы воплощали свои мечты и стремления, свое отношение к мирозданию и социальной действительности в устном творчестве, а передовые люди — преимущественно в поэзии. Этим объясняется богатство фольклора и поэтического наследия горцев, а также их социальная заостренность. Поэзия как форма мышления специфична для народов Востока, она близка и понятна отсталым трудовым массам, действенна. Поэзия становилась не только достоянием, но и формой выражения мыслей народа. Только этим можно объяснить тот большой и яркий след, который оставила поэзия в сознании народных масс. Имена и наследие многих классиков дагестанской поэзии стали известными благодаря простым горцам, которые передавали их стихи от поколения к поколению.
Вот почему мы считаем, что подлинную историю развития философской мысли народов дореволюционного Дагестана невозможно воссоздать без изучения поэтического наследия и фольклора.
История философии дореволюционного Дагестана, в том. числе и история XIX в., — это история борьбы прогрессивной философии, содержащей значительные материалистические тенденции, с реакционными религиозно-идеалистическими учениями.
В условиях Дагестана реакционная философская мысль была целиком подчинена обоснованию религиозной идеологии и ее источников — Корана, шариата и тариката.
Религиозно-идеалистическая философия Дагестана не отличалась самостоятельностью и оригинальностью. Свой идейный багаж она черпала не только из Корана и шариата, но и из произведений авторитетов мусульманского богословия.
Представители философии феодально-клерикальных кругов Дагестана в XIX в. выступали против науки и прогрессивной общественной мысли, пропагандировали агностицизм, бессмертие души, веру в загробную жизнь и т. д.
Против феодально-клерикальной идеологии выступала прогрессивная демократическая идеология, представленная в XIX в. различными группами мыслителей.
Значительным завоеванием передовой общественно-философской мысли народов Дагестана в XIX в. были атеистические тенденции. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Абдуллы Омарова, Аликбера Гайдаро-ва, Гасана Гузунова, Махмуда из Кахаб-Росо, Башира Далгата и др. Так, Аликбер Гайдаров считал религию носительницей «тьмы и невежества». Как справедливо отмечают азербайджанские философы, он впервые среди мыслителей Азербайджана и Дагестана поднял вопрос об отделении школ от мечетей, т. е. о запрещении преподавания теологии в школах.
Дагестанская атеистическая мысль, развивавшаяся в своеобразных исторических условиях, характеризуется рядом особенностей. Как известно, теоретической основой атеистических воззрений являются прогрессивные философские идеи. В Дагестане философия развивалась в рамках деизма и теории «двойственности» истины, которые позволяли передовым мыслителям, сохраняя компромисс с религией, бороться за освобождение науки и культуры от религиозных догм.
Возникновение религии дагестанские просветители связывали главным образом с отсталостью и невежеством народных масс, а преодоление религиозных представлений — с борьбой за просвещение и пропагандой научных знаний. Особенно ярко это проявляется в творчестве Гасана Гузунова, Абдуллы Омарова, Казем-Бека и др. Таким образом, атеистические тенденции в Дагестане носят просветительский характер.
Передовые мыслители в рассматриваемый период в Дагестане не поднялись до прямого отрицания бога. Одни из них умалчивают о боге, другие иронически осуждают его за несправедливость, третьи ставят под сомнение его бытие. Если бога нельзя познать, пишет Мулла Магомед из Сиртичи в своем письме Гасану Алка-дарскому, то «как можно утверждать, что бог существует?». Мулла Магомед ставит под сомнение существование Бога и религиозные представления о нем как о творце Вселенной. Религиозная идеология подвергалась критике главным образом косвенно, т. е. критиковались невежественные представления теологов и священнослужителей. Атеистические идеи редко противопоставлялись идеологии Корана. Атеистическая мысль в Дагестане нередко выступает в антиклерикальной оболочке.
Передовые представители философской и общественно-политической мысли народов Дагестана вели упорную борьбу против философского идеализма и религиозной мистики, отстаивали исторически прогрессивные взгляды в философии и науке, способствуя тем самым развитию естественных наук и подготовке почвы для торжества материализма и атеизма. Они разоблачали эксплуататорскую сущность феодализма, а затем и капитализма,деспотизм и произвол местных ханов и царских властей. Этим они содействовали развитию классового сознания у трудовых горцев, воспитанию у них классовой ненависти к эксплуататорам. Борясь против царского колониализма, передовые мыслители Дагестана XIX в. стремились приобщить горцев к передовой русской культуре, •широко распространяли среди них идеи сближения и дружбы с русским и другими народами. Им чужды были национализм, панисламизм, пантюркизм.
Идейно-теоретическое наследие передовых мыслителей Дагестана имеет серьезное значение для борьбы с современными буржуазными фальсификаторами истории философской и общественно-политической мысли народов Кавказа и Дагестана, с панисламизмом, а также с проявлениями национализма и исламского космополитизма. Их труды, в том числе посвященные движению горцев и идеологии мюридизма, несмотря на ошибочность методологической основы и другие погрешности, не потеряли значения до наших дней. Их деятельность и творчество оказали серьезное влияние на последующее развитие философской и общественной мысли в Дагестане. Неоспоримо их влияние на поэтов просветительского и революционно-демократического направления — Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасу, Маная Алибекова, Нухая Батырмурзаева и др.
Своей борьбой против классового угнетения и политического бесправия, пропагандой идей социального равенства и справедливости передовые мыслители подготовили почву для распространения социал-демократической и марксистской идеологии в Дагестане.
Марксисты и социал-демократы Дагестана высоко подняли знамя борьбы, начатой передовыми мыслителями XIX в. против феодально-клерикальной идеологии и различных проявлений национализма.





Наши рекомендации